Перед премьером

В Жуковском открылся МАКС-2011

16 августа в Жуковском начал свою работу крупнейший российский авиасалон МАКС-2011. Правда, сразу же выяснилось, что официальное открытие состоится на день позже - 17 августа, когда на МАКС приедет премьер-министр Владимир Путин. Для него построили специальную сцену, а в программе написали, что торжественное открытие состоится, когда в Жуковский прибудет правительственная делегация.

Обычно правительственные чиновники посещают МАКС в первый день его работы: таким образом, официальное открытие авиасалона совпадает с фактическим. В этот раз премьер приехать не смог, и получилось, что первый день авиасалона оказался "ознакомительным": в частности, вводные пресс-конференции провели Boeing и ОАК. Кроме того, 16 августа было заключено несколько крупных контрактов - авиакомпании и производители решили не дожидаться, пока на МАКС приедет Владимир Путин.

Генеральный директор "Авиасалона", компании-организатора "МАКСа", Владимир Борисов утром 16 августа заявил, что салон можно "в целом" считать открытым, и провел для журналистов краткую экскурсию по выставке. Борисов несколько раз назвал МАКС-2011 "выставкой больших самолетов", обратив внимание на то, что к Ан-124 и Ил-96-400Т в этот раз присоединились А380 от Airbus и "Лайнер мечты" от Boeing. Правда, уже завтра, 17 августа "Лайнер мечты" улетит на очередные испытания, а вот А380 останется и его даже можно будет осмотреть - как на земле, так и в воздухе во время демонстрационных полетов.

Летную программу, кстати, в отличие от предыдущих МАКСов, в бизнес-дни решили начинать в 14:00, а не с самого утра. Это дало возможность провести важные пресс-конференции в относительной тишине: раньше представители авиакомпаний и авиастроителей не раз жаловались, что во время подписания официальных соглашений они друг друга просто не слышат - из-за рева моторов и крика комментатора, который раздается изо всех динамиков на МАКСе.

Что сказали?

До двух часов дня 16 августа отчитаться о своей работе успели два крупных авиапроизводителя: ОАК и Boeing. В "Объединенной авиастроительной корпорации" говорили в основном о военных самолетах - гендиректор компании Михаил Погосян, в частности, заявил, что до 2020 года Министерство обороны России купит более ста военно-транспортных самолетов.

Также Погосян сообщил, что к летным испытаниям до конца 2011 года присоединятся два новых экземпляра ПАК ФА. Истребитель пятого поколения, до этого совершенно засекреченный, на этот раз участвует в демонстрационных полетах на МАКСе. Изначально предполагалось, что зрители увидят его в небе уже 16 августа, однако организаторы, видимо, решили подождать премьер-министра и отложили полет ПАК ФА.

Часть речи Погосяна касалась и гражданских лайнеров. О Superjet на этот раз сказано было не очень много, зато глава ОАК рассказал о том, что волнует сейчас всю авиапромышленную отрасль России - о создании дальнемагистрального пассажирского самолета.

Последняя отечественная разработка в этой отрасли - это Ил-96-300, который вчистую проиграл конкуренцию лайнерам Airbus и Boeing. Сейчас этот самолет практически не пользуется спросом (за исключением совсем уж экзотических случаев).

Возрождение гражданского авиапрома в России началось с ближнемагистрального Superjet, в середине 2010-х годов будут, как ожидается, сделаны первые среднемагистральные МС-21. А вот с лайнерами, которые способны перевозить пассажиров на дальние расстояния, у России образовалась дыра.

По словам Михаила Погосяна, у России свой дальнемагистральный самолет непременно будет. "Все говорит о том, что надо иметь и дальнемагистральный самолет. Работа над ним идет", - заявил глава ОАК, но подробностей нового проекта не привел, отметив лишь, что его планируется представить на МАКС-2013.

Если концепция Superjet появилась в начале двухтысячных, а заказчикам он стал передаваться только в 2011 году, то можно представить, сколько еще России придется ждать собственный дальнемагистральный самолет. При этом он должен быть не просто лучше существующих аналогов, а в несколько раз лучше - иначе авиакомпании просто не будут его покупать, отдавая предпочтение уже проверенным Airbus и Boeing.

Это утверждение справедливо не только для внешних рынков, но и для внутреннего - о том, что уходить с него никто не собирается, говорили 16 августа, в частности, на пресс-конференции Boeing. Глава представительства американской компании в России и СНГ Сергей Кравченко в своем выступлении особо напирал на то, что Boeing сейчас является крупнейшим поставщиком самолетов в Россию (в настоящее время российские перевозчики используют более 240 американских самолетов), но если раньше авиакомпании выбирали подержанные лайнеры, то теперь они накопили денег на новые.

На МАКС Boeing привез не только свою новинку - Dreamliner - но и легендарного летчика-испытателя Майка Каррикера. Он стал легендой Boeing после того, как первым сел за штурвал "Лайнера мечты". Кроме того, Каррикер участвовал в последнем тестовом полете Dreamliner, после которого самолет должен получить сертификат.

Используют американцы и пилота, и его самолет на МАКСе весьма странным образом: в летной программе авиасалона "Лайнер мечты" не участвует, поэтому Каррикеру в Жуковском просто нечего делать. Впрочем, надолго он не задержится: американцы привезли свою новинку всего на пару дней. За это время показать внутренности "Лайнера мечты" всем желающим не удастся, поэтому вход на борт строго ограничен. Правда, думается, на правительственную делегацию эти ограничения не распространяются.

Что подписали?

Несмотря на то что МАКС еще официально не открылся, на нем уже подписано несколько крупных контрактов. Так, "Ютейр", как и ожидалось, заключил соглашение на поставку 40 вертолетов Ми-171. Приблизительная стоимость этих машин оценивается в 450 миллионов долларов.

Отличились и в "Гражданских самолетах Сухого" - они сумели продать еще 12 Superjet. Если все пойдет по плану, то география поставок российского лайнера расширится до Индии: самолеты купила местная PT Sky Aviation. ГСС этот контракт принесет (в каталожных ценах) около 380 миллионов долларов.

Российские авиакомпании пока отличились только контрактами с зарубежными производителями: "Трансаэро" договорилось о приобретении восьми лайнеров А320neo. Эта сделка очень важна для обеих компаний: "Трансаэро" до этого пользовалась только услугами Boeing. "Все контракты выиграть невозможно", - философски прокомментировал эту сделку Сергей Кравченко.

16 августа Airbus совершил еще одну крупную сделку - подписал с "ВСМПО-Ависма" соглашение о поставке титановых штамповок для основных опор шасси А350 до 2020 года. Сумма сделки партнерами не разглашается.

Что будет дальше?

Помимо Владимира Путина, десятков авиационных чиновников и пафосных слов о развитии российского авиапрома, 17 августа на МАКСе будет еще много чего интересного.

Во-первых, уже рано утром перед журналистами отчитается Airbus. Учитывая, что представители Boeing сегодня несколько раз повторяли, что их самолеты лучше, чем Aibus A320neo, пресс-конференция должна получиться довольно интересной: скорее всего, от европейцев стоит ждать уколов в сторону американских авиастроителей.

Во-вторых, организаторы обещали, что на МАКСе будут подписаны контракты приблизительно на 10 миллиардов долларов. Несколько сделок было заключено уже в первый день, но все же основной их поток должен прийтись на 17 августа. Так, еще до открытия авиасалона стало известно, что именно 17 августа "Аэрофлот" подпишет контракт с "Ростехнологиями" на 50 лайнеров МС-21. Тогда же, 17 августа, в твердый контракт превратится подписанное днем ранее соглашение между "Ютэйр" и "Вертолетами России".