Новости партнеров

Сор из избы

В борьбу московского правительства с рекламщиками вмешалась прокуратура

Московское правительство продолжает активно бороться с обилием наружной рекламы в городе: запрещает рекламу на фасадах и крышах домов, снимает перетяжки, демонтирует незаконно размещенную и просроченную рекламу, выводит крупные форматы из центра города. Между тем, 21 сентября стало известно, что в конфликт между властями и рекламщиками вмешалась прокуратура - причем на стороне рекламщиков.

Энергичность, с которой московские власти борются с наружной рекламой в городе, поистине восхищает. Так, всего за два месяца решилась судьба рекламных перетяжек. Если раньше правительство Москвы только робко заикалось о том, что надо бы убрать из города перетяжки, потому что они отвлекают водителей и портят архитектурный облик города, и что хорошо бы это сделать хотя бы к 2013 году, в июле оно вдруг заявило, что перетяжки исчезнут уже к Дню города.

Надежда рекламщиков на то, что покричат и забудут, не оправдалась. После того как владельцы конструкций проигнорировали требование правительства Москвы удалить рекламу с перетяжек, городские власти сняли перетяжки сами, буквально за несколько ночей. Тут уже рекламные операторы встревожились не на шутку: подали несколько исков в суд и даже написали письмо президенту. Агентство "Мосгорреклама" предприняло робкую попытку вернуть некоторые перетяжки на места, но в ночь перед Днем города заново вывешенные перетяжки были снова демонтированы.

Но не только перетяжки смущали московские власти. Еще в мае Сергей Собянин запретил размещать рекламу на фасадах домов и строительных сетках. Объяснялось это тем, что реклама зачастую просто так висит на строительных сетках, в то время как ремонт дома не производится. Тогда же москвичи вновь смогли увидеть освобожденный от рекламы и изрядно подзабытый фасад "Известий" на Пушкинской площади.

Новая концепция

Запретив рекламу на фасадах домов, правительство перешло к крышам. Осенью стало известно, что с городских кровель власти хотят убрать все панельные рекламные конструкции. Под эту категорию не попали "установки индивидуального дизайна, состоящие из отдельно стоящих элементов". "Коммерсантъ" пояснил, что имеются в виду, в частности, буквы. Из этого можно сделать вывод, что, когда с крыш города исчезнут даже самые маленькие и захудалые щиты, реклама "Росгосстраха" длиной в несколько десятков метров будет по-прежнему красоваться на здании ЦДХ. Ну, по крайней мере, пока стоит само здание.

Еще одним грандиозным планом стала очистка центра города от крупных форматов. В пределах Садового кольца крупногабаритная реклама уже исчезла, теперь же власти решили передвинуть эту границу еще дальше - за Третье транспортное кольцо.

Эти правительственные идеи оказались не просто планами, а требованиями к разработчику новой концепции по размещению наружки в Москве. Что же остается делать разработчику, если правительство уже и так решило за него многие пункты, не очень понятно. Возможно, именно поэтому компания News Outdoor, выигравшая аукцион на создание концепции, решила не брать деньги на проект у властей города, как предлагалось, а заплатить им самим 1,5 миллиона рублей - чтобы обеспечить себе хотя бы некоторую независимость.

Новая концепция должна быть разработана к 15 октября. Она будет касаться принципов размещения рекламы на территории от Садового кольца до административных границ города. Реклама в центре города размещается по проекту, разработанному еще в 2009 году, - что, однако, не мешает властям поступать с рекламой в центре полностью по своему желанию.

Борьба с нелегалами

Еще одним действием властей стала инвентаризация всей рекламы с целью выяснить, какие рекламные конструкции установлены в городе законно, а какие - нет. В результате инвентаризации чиновники выяснили, к своему большому удивлению, что больше 60 процентов всей рекламы в городе размещено нелегально. Во многих случаях это оказалась просто реклама, сроки размещения которой давно истекли, но которую никто не собирался снимать по собственному почину.

Обнаружив такое вопиющее безобразие под собственным носом, чиновники снова проявили решительность - объявили, что приступят к демонтажу некоторых крупных конструкций уже на этой неделе. Причем, как и в случае с перетяжками, решили долго не ждать ответа от владельцев рекламы, а снять ее своими силами и за свой счет.

Помимо пары незаконно размещенных видеоэкранов и рекламы Coca-Cola на Тверской, власти нацелились и на знаменитый символ "Мерседеса", увенчивающий один из углов Дома на набережной. Оказалось, что и вертящуюся звезду с тремя лучами давно пора было снять, вот только заказчик справедливо рассудил, что для него снимать 6-тонную громадину со здания слишком дорого. Поэтому теперь, если демонтаж "Мерседеса" начнется, он, по-видимому, будет тоже оплачиваться из городского бюджета.

Слово прокурора

Неожиданный оборот ситуация приняла в середине сентября, когда прокуратура отреагировала на жалобы рекламщиков и назвала, в свою очередь, действия властей по демонтажу рекламы незаконными. Обвинения касались запретов московских властей на размещение рекламы на перетяжках и строительных сетках.

В прокуратуре заявили, что в соответствии с законом "О рекламе" подобные форматы (перетяжки, фасады домов, строительные сетки) не запрещены, и размещать на них рекламу можно при наличии разрешения департамента СМИ и рекламы. Отказать же департамент может тоже только на основании определенных условий, прописанных в законе. Таким образом, прокуратура признала запрет отдельных рекламных форматов превышением полномочий и потребовала от Сергея Собянина устранить все нарушения в течение месяца.

В Мосгоррекламе, одном из обиженных властями агентств, на заявление прокуратуры отреагировали с воодушевлением. "Мы настаивали на том, что все действия московских властей противозаконны, и очень рады тому, что прокуратура согласна с нашим мнением, что действительно идет нарушение законодательства," - заявил "Ленте.ру" директор департамента маркетинга и развития "Мосгоррекламы" Александр Зарецкий.

А вот в департаменте СМИ и рекламы заявили, что пока письменного решения прокурора еще не видели, однако в любом случае собираются отстаивать свою позицию. "Мы будем идти до конца, будем оспаривать это постановление, поскольку уверены в своей правоте", - так заявил глава департамента Владимир Черников в интервью "Интерфакс".

Хотя конфликт между московским правительством и рекламщиками еще явно не подошел к концу, внезапное вмешательство прокуратуры дало понять, что борьба агентств за свои права хотя бы не безнадежна. Стоит отметить, что вообще ничего плохого в том, чтобы очистить город от вездесущей рекламы, нет, и даже наоборот - чем меньше будет пестреть в наших глазах от логотипов и слоганов, тем лучше. Немного настораживает только желание властей делать все сразу и с такой стремительностью.

Интернет и СМИ00:0414 сентября

«Посылка в Америку из России от Вована»

Американцы слушают российскую музыку и едят шашлык. Русские на них зарабатывают