Новости партнеров

Хитросплетения звездного ворса

Андрей Кагадеев о новом фильме группы НОМ

"Давным-давно в одной галактике на планете Земля жил профессор. Он работал в научном городке Иштыме, затерявшемся среди просторов сибирской тайги. Мысль о конструкции Вселенной не давала покоя профессору и была предметом его научных изысканий. И вот однажды, в 2221 году, посетило его озарение, и сделал он открытие, которое переворачивало с ног на голову все хрестоматийные представления о строении нашей Вселенной". Такова фабула нового фильма, снятого неутомимыми питерскими фантазерами из группы НОМ. Многим известны кинематографические работы этого коллектива такие как "Пасека", "Белорусская быль", "Геополипы", "Жбан дурака", но новая лента - "Звездный ворс" - обещает стать самым масштабным проектом группы. В ней, помимо самих музыкантов и их старых друзей, задействованы такие известные персоны как Сергей Михалок, Александр Лаэртский, Сергей Шнуров и Роман Трахтенберг (это была последняя роль шоумена). О новом фильме НОМ, сроках его выхода и межгалактических коллизиях читателям "Ленты.ру" рассказал основатель группы и ее главный идеолог Андрей Кагадеев.

"Лента.ру": Самый очевидный вопрос: когда все же состоится премьера "Звездного ворса"? Планирует ли группа по этому случаю устраивать тематическое шоу с участием музыкантов, снявшихся в картине?

Андрей Кагадеев: Пока фильм не будет слит в окончательном варианте, точную дату премьеры назвать не могу. Планируем все доделать в течение октября. Дальше - по итогам переговоров с прокатными компаниями и администрацией кинотеатров. Однако думаем показать фильм публике обязательно до конца года, так как уходящий 2011-й - год 50-летия первого полета в космос. Презентационные шоу также обдумываем, как же без них.

Вообще НОМ еще с советских времен уделял серьезное внимание вопросам космической безопасности и адаптации человека за пределами нашей планеты. С чем это связано? С детской любовью к фантастике или это нечто экзистенциальное?

Так уж повелось, что у нас в коллективе сугубых любителей фантастики не было, было некое подтрунивание над жанром. Хотя Жюля Верна все читали, и Стругацких и прочих. Трудно всерьез относиться к произведениям типа трилогии Снегова. Зато книги Вадима Шефнера "Человек с 5-ю не" и "Лачуга должника" зачитаны до дыр и не утратили актуальности, не говоря о литературных достоинствах.

"Звездный ворс" - это продолжение "Случая в пионерской комнате" и "Во имя разума" (или даже "Пасеки", если вспомнить, что главный злодей в итоге оказался пришельцем) или концептуально самостоятельный проект? Что он несет человеческой расе (то есть, по сути, о чем кино)? Как бы ты охарактеризовал жанр фильма?

В каком-то смысле "Ворс" развивает некоторые идеи "Пасеки" и "Во имя разума", хотя это абсолютно самостоятельная история. Жанр мы указали как "Космическая Одиссея", понятное дело, сквозь призму студии НОМФИЛЬМа. В двух словах, все наше творчество о том, что негоже человеку уподобляться скотине. А конкретно, мы старались сделать интересный увлекательный фильм, в котором есть завязка, интрига, развитие и неожиданный финал.

Как вообще ты относишься к фантастике в современном кинематографе? Ну, например, тебе нравится квадрология про "Чужих" или "Нечто" Карпентера или "Космическая Одиссея" Кубрика тебе ближе? (кстати, в изначальной постановке "Нечто" от 1951-го года инопланетную тварь, похожую на овощ, уничтожили электротоком - я сам был поражен).

"Нечто" в свое время просмотрел с интересом, хотя предпочитаю "IT" по Стивену Кингу. Биг фэном "Чужих" не являлся, а из фантастических кинофильмов выделил бы "Полет на луну" Жоржа Мельеса, аутентичный сериал "Flash Gordon", "Похищенный дирижабль" и "Тайну Карпатского замка" чехословацких кинематографистов, советский "Москва-Кассиопея", "Космический десант" Верховена. В общем, надеюсь, спектр понятен.

Скажи, Андрей, вот, например, покойный Сергей Курехин утверждал, что Вселенная развивается по принципу грибницы. А каково твое мнение на этот счет? Если судить по "Во имя разума", то ты скорее придерживаешься теории семисвечного канделябра, это так?

Теоретическая база конструкции Вселенной в "Звездном ворсе" такова, что окружающий нас космос - это твердая субстанция, а мы живем на вогнутых поверхностях планет-полостей в ней. Касательно "семисвечного канделябра" в "Во имя разума" - слушателю предлагалось будущее, в котором раз и навсегда решен "еврейский вопрос", так как абсолютное большинство населения Земли - евреи.

А ты веришь в инопланетный разум? Или в возможность вторжения на Землю пришельцев?

Согласно последним исследованиям медиков, мозг человека - это и есть "Чужой", преследующий свои цели.

Помнится ты как-то говорил, что "Пасека", например, или "Белорусская быль" практически не потребовали никаких материальных вложений со стороны создателей фильма. А в случае со "Звездным ворсом" как обстояло дело? Даже по трейлеру видно, что фильм намного более дорогостоящий.

Это так. Трудно снимать без вложений, если большая часть сцен происходит в зеленом павильоне, и одной трехмерной графики в фильме минут на 40. Поэтому, конечно, у фильма есть инвестор и спонсоры, коим мы безмерно благодарны. Своими руками, как раньше, мы бы такой проект не реализовали.

А расскажи, если можно, побольше о съемках "Ворса": где они проходили, кто помогал, много ли было выпито вина? Я вот, например, как увидел "Пасеку" так прямо мечтаю побывать в этом месте, да только не знаю, где это.

Места съемок "Пасеки" до сих пор сохранились в своем первозданном виде - например, фабрика "Джумас" в центре города Пушкин или жилой район вокруг станции метро "Елизаровская", так что милости просим.

Съемки "Звездного ворса" длились больше года. Отчасти потому, что приходилось много строить декораций в павильоне, а, отсняв нужные сцены, ломать и строить новые. К тому же звездный состав актеров, играющих главные роли, создавал свою организационную специфику - приходилось увязывать несколько гастрольных графиков популярных рок-коллективов, чтобы собрать всех вместе на площадке. Вина было выпито немного - я противник совмещения творческой работы и возлияний. Многие актеры у нас вообще непьющие. Павильон мы арендовали в Петербурге, на территории одного их бизнес-центров, целиком переоборудовав его изнутри. Натурные съемки проходили в основном на улицах Петербурга, но приходилось ездить и в различные районы Московской области. Впрочем, думаю, эти места в картине будут неузнаваемы.

К слову, никогда не было желания поработать в "мэйнстриме", ведь опыт кинематографический все же накопился?

Вы имеете ввиду "на заказ"? Не было желания, как, собственно, и предложений.

Как вы вышли на Михалка, например, или Лаэртского, Шнура? У НОМа с ними одинаковое восприятие межгалактических проблем?

Со Шнуровым мы знакомы давно, и его роль сразу для него и предназначалась. А вот Михалка и Лаэртского пригласили умозрительно, как культовых представителей рок-сцены, подходящих нам на конкретные роли. Нисколько не пожалели, ибо познакомились с умными, талантливыми и интересными людьми. Судя по тому, что они согласились сниматься без колебаний, прочитав сценарий, восприятие межгалактических проблем у нас сходное.

Песня, звучащая в трейлере фильма, это НОМ или коллективное творчество всех участников проекта? И выйдет ли саундтрек отдельной пластинкой?

Заглавную песню сочинил Александр Ливер, сделав таким образом свой вклад в саундтрек фильма, как композитор. При записи песни уже применили метод "коллективного творчества". В фильме помимо оригинальной музыки Николая Гусева и Алексея Мостиева звучат песни всех групп, участники которых исполняют главные роли, это "Ляпис Трубецкой", "Ленинград", "НОМ", Лаэртский, "Прохор и Пузо", "Отомото", "Messer Chups" и других. Естественно, планируем выпустить и саундтрек отдельным изданием.

Кстати, о пластинках. Глупо спрашивать, мешает ли создание кинофильмов записи альбомов, поэтому спрошу иначе: планируется ли в обозримом будущем новый альбом группы?

В будущем году группе исполнится 25 лет и это событие мы хотим отметить максимальным количеством и качеством новых релизов - фильм "Хозяева СССР 20 лет спустя", в который войдут новые версии известных полюбившихся клипов, концертные записи разных лет и юмористические сюжеты, разыгранные вечно молодыми участниками НОМ; альбом трибьютов от дружественных коллективов (Пеп-Си, Spitfire, Перкалаба, Отомото, Кирпичи и многие другие). Ну и, естественно, очередной альбом группы НОМ, над которым, кстати, уже работаем в студии.

И последний вопрос, немножко отвлеченного характера. Вот сейчас разгорелся скандал с "Цитаделью" Никиты Михалкова и "Оскаром". Если бы ты состоял в Российском оскаровском комитете, поддержал бы выдвижение михалковского фильма? И если нет, то какова твоя кандидатура?

Если уж выбирать между Михалковым и Сокуровым, то я за Сокурова, его киноязык многим не близок и кажется занудным, но как человек и художник он абсолютно искренен и порядочен, чего я бы не сказал о другом кандидате.