Обычный и повсеместный Президент ФОМ Александр Ослон ответил на вопросы о краудсорсинге

.Advert sberbank
.Project sberbank
.Banners no

В ходе нового проекта Сбербанка сотни соавторов помогут написать доклады о будущем самого банка, России и технологии краудсорсинга. О выявлении потенциальных краудсорсеров в офлайне и "вики с голосовалкой" рассказывает Александр Ослон, президент фонда "Общественное мнение", а также со-основатель платформ WikiVote! и Witology.

Александр, чем для вас является краудсорсинг вообще и проект Сбербанка в частности?

Идеи краудсорсинга сами по себе не являются чем-то сверхновым. Призыв множества незнакомых людей для решения трудной задачи, отбор среди них подходящих и организация их работы – все это хорошо знакомо и без слова "краудсорсинг".

Например, войско Дмитрия Донского собралось и "поработало" именно так. Или современные физики: они давно работают в форме временных коллабораций. Однако именно для коллективной работы, нацеленной на производство идей, решений и вообще нового знания нужен специальный инструментарий. Он должен давать возможности создавать "облачные" коллективы с тысячами и десятками тысяч участников. Это возможно только в Интернете и только в среде специальных программно-технических платформ. Вот этот смысл краудсорсинга плюс социальные и социально-психологические аспекты деятельности многочисленных краудсорсеров представляют для меня главный интерес.

Проект Сбербанка – это очень большой краудсорсинговый эксперимент, в котором впервые (есть мнение, что впервые в мире) комплексно апробируются многие инструменты и ставятся вполне реальные цели: получить от неравнодушных и толковых людей идеи решения задач развития Сбербанка, России, краудсорсинга. Уже сейчас ясно, что подобного рода информация получена, и в большом объеме. Ясно также и то, что этот проект войдет в историю краудсорсинга как пионерный, а сам метод краудсорсинга найдет обширные применения.

Вы президент фонда "Общественное мнение". Фонд принимает активное участие в проекте Сбербанка. Зачем краудсорсинговому проекту, основное действие которого разворачивается в онлайне, нужны офлайновые опросы россиян?

Наряду с проведением традиционных опросов населения, ФОМ в последние годы очень активно занимается разработкой новых методов социологических исследований. В том числе - основанных на идеях краудсорсинга. Отличие состоит в том, что в ходе опросов мы выявляем, в основном, стереотипные реакции (ответы) на наши вопросы, а сами респонденты для нас - не уникальные личности, а, наоборот, типичные носители мнений.

Поэтому в опросах основной вопрос – репрезентативная выборка, и на ее основе мы можем утверждать, что если бы опросили все население, то получили бы примерно те же результаты, что и на выборке.

Методы краудсорсинга предполагают нечто совсем иное: обращение не к стереотипам, а к разуму людей – ведь их просят пошевелить мозгами и сказать что-то небанальное. Здесь репрезентативная выборка бессмысленна, но зато возникают совсем другие и не менее интересные задачи и возможности. Но самое полезное – сочетание опросов и краудсорсинга, что и делается в проекте Сбербанка. Впрочем, это уже область неизведанного, куда мы делаем только первые шаги.

Есть ли что-то, что вас удивило, когда вы увидели результаты этих опросов?

Между делом мы выяснили, что людей, которые по всем внешним признакам могли бы участвовать в краудсорсинговых проектах, в стране около 6 процентов от взрослого населения. Они уже размещают свой контент в Сети, участвуют в форумах и дискуссиях, проявляют социальную активность и используют Сеть для работы или учебы. Это немалая армия, и с ней при правильной организации можно брать невиданные интеллектуальные вершины.

С онлайновой стороны над проектом работает WikiVote!, со-основателем которой вы являетесь. Насколько я понял, это краудсорсинговая система для совместной работы, особенно эффективная при обсуждении документов. Расскажите о схеме ее работы. Над чем работали викивотеры до Сбербанка?

WikiVote! – это одна из многих возможных форм коллективной работы краудсорсеров. Здесь они совместно пишут и улучшают тексты. Поэтому такое название – "вики с голосовалкой". Эта платформа уже использовалась во многих задачах. Самая известная – народная экспертиза закона о рыболовстве. Сейчас, кстати, идет проект, в котором краудсорсеры пишут коллективную книгу "О смысле инноваций в России". Можете попробовать.

Чем WikiVote! занимается в проекте Сбербанка?

В проекте Сбербанка были открыты три площадки WikiVote! для подготовки трех Докладов на Конференцию, посвященную 170-летию Сбербанка (пройдет 12 ноября в Гостином Дворе) – "Сбербанк-21-Будущее", "Россия-21-Прогресс", "Краудсорсинг-21-Инновации". Вход на них один – sber21.fom.ru.

Вы - со-основатель не только WikiVote!, но и компании Witology, которая впервые применила в сбербанковском проекте технологию синтеллектуального краудсорсинга, сделав его тем самым уникальным. Тем не менее - есть в России или за рубежом краудсорсинговые технологии и проекты, которым вы завидуете?

Я вообще не склонен к зависти, так как убежден, что идей больше, чем людей. Так что на всех хватит и еще детям останется. Что же касается других разработок краудсорсинговых технологий и систем, то сейчас самое интересное – это их бурное появление на свет. Они как грибы после дождя - это редкий период интеллектуального резонанса. Так, например, было в последнем десятилетии 19 века, когда были сделаны все основные разработки в индустрии электротехники. Вот и с краудсорсингом похоже, только здесь генерируется и используется не электрическая энергия, а энергия человеческого капитала.

И, наконец, последнее. Одна из задач проекта Сбербанка - определить, каким станет краудсорсинг в 2021 году. Можете ли вы в одиночку дать ответ на этот вопрос?

Я бы совсем коротко ответил: обычным и повсеместным.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше