Новости партнеров

На Северном фронте перемены

Впечатления от игры Skyrim

Компания Bethesda выпустила пятую часть серии The Elder Scrolls. Ее действие происходит в самой северной провинции империи Тамриэль, где главному герою приходится вступить в неравную борьбу с полчищами драконов.

Skyrim не является прямым продолжением Oblivion: с событий предыдущей игры прошло примерно двести лет. Империю раздирают внутренние склоки, да и внешние враги не дремлют.

Но главному герою игры в начале действия до этого нет дела. Начинается Skyrim вполне классически для TES: наш герой приходит в себя в телеге, на которой его и нескольких связанных нордлингов (коренных обитателей провинции Skyrim) везут к ближайшей деревне, чтобы казнить без особых церемоний. Но сразу после того, как первому из нордлингов срубает голову угрожающего вида палач, в небе над деревней вдруг появляется дракон, после чего от нее остаются только головешки, от отряда имперских легионеров, сопровождавших пленников - несколько человек, а сами пленники (сепаратисты из партии Stormcloaks, убившие короля своей провинции во имя отделения от империи) во главе с мятежным ярлом Ульфриком быстро делают ноги. Как, собственно, и главный герой, который вообще-то на телеге для смертников оказался случайно - просто переходил границу между провинциями не в том месте и не в то время.

Тут надо заметить, что, несмотря на фэнтезийность мира TES, драконы в нем давно вымерли. Настолько давно, что стали бабушкиными сказками, и население Скайрима не особенно верит, что они когда-то существовали. То есть у среднего нордлинга, по его мнению, не больше шансов встретить одного из них посреди Скайрима, чем у нас - столкнуться с динозавром в московском метро. Поэтому внезапное появление драконов вызывает в провинции, где и так уже хватает неприятностей (после смерти короля там, по сути, идет гражданская война), настоящую панику, в которой по мере сил участвует главный герой.

Дальнейшие события, как водится, показывают, что на самом деле герой совсем не просто так оказался рядом с драконом. Он не случайный нарушитель границы, а самый настоящий Довакиин, то есть Драконорожденный, которому на роду написано бороться с этими тварями. Ну и заодно (в лучших традициях TES) вообще Избранный и последняя надежда мира.

Эстетика Скайрима намного ближе к третьей части TES, чем к четвертой. Как ни печально это признавать, но уход Кена Ролстона из Bethesda явно пошел серии на пользу. Skyrim лишился фэнтезийной глянцевости, которая так раздражала игроков в четвертой части (то, что Ролстон делал ее, вдохновившись "Властелином колец", игру тогда вовсе не украсило). В TES V разработчики постарались вернуть игру к корням серии, отказавшись от стандартных фэнтезийных мотивов в дизайне. Благодаря этому Skyrim стал значительно более мрачным, брутальным и атмосферным, чем его непосредственный предшественник.

Создатели игры вообще очень внимательно подошли к деталям. Провинция Скайрим, где разворачивается действие игры, расположена на самом севере континента Тамриэль, ее населяют светловолосые и свирепые нордлинги, известные своей страстью к морским путешествиям и выпивке. Казалось бы, чего трудиться над местностью - воткни несколько гор, покрытых снегом и заросших елками, и вполне сойдет, к тому же будет эпично и в духе "Властелина Колец" (не уйди Ролстон в Big Huge Games, наверняка так и произошло бы). Но Bethsoft постарались сделать сравнительно небольшой Скайрим достаточно разнообразным. Они создали для провинции несколько типов рельефа: тут есть не только горы, но и пустоши, и тундра (с мамонтами), и классический североевропейский лес с реками, и даже приличных размеров топь.

Даже классически слабое место всей серии TES - подземелья - сработаны с большой любовью. У них, конечно, есть свои недостатки (в Skyrim разработчики постарались упростить игрокам жизнь и сделали пещеры и курганы абсолютно "коридорными"), но при этом они созданы явно не методом ctrl-c+ctrl-v.

Bethsoft не только смогли улучшить традиционные элементы TES, но и привнесли несколько совершенно новых. Во-первых, они радикально изменили ролевую систему и отменили классы. При том, что сама "прокачка" навыков осталась прежней (чем больше применяешь, тем лучше умеешь), теперь при каждом полученном уровне у героя появляется одно очко перков, благодаря которому он может развивать навыки в нужном ему направлении (например, улучшить урон, наносимый одноручным мечом, или научиться парализовать противника). А во-вторых, в Skyrim появилась возможность взять себе спутника. В игре теперь достаточно NPC, которые готовы составить герою компанию в блужданиях по северной провинции, и иногда это бывает очень кстати - особенно с учетом того, что искусственный интеллект позволяет спутникам вести себя довольно адекватно (например, прятаться вместе с главным героем, а не отважно бросаться к врагу, стоит тому появиться в поле зрения).

Но полностью уйти от недостатков предыдущей игры разработчикам, к сожалению, не удалось.

Главным недостатком Skyrim является то, что несмотря на все обещания разработчиков создать для игры "абсолютно новый движок", Creation Engine - это всего лишь модифицированная версия того же движка, на базе которого были созданы Oblivion и два последних Fallout. Поэтому проблемы с физикой, которые были в них, благополучно перекочевали в новую часть TES.

Например, здесь, как и в Oblivion, покойники могут биться в конвульсиях по несколько минут, а некоторые тяжелые предметы, стоит их задеть, отлетают на другой конец комнаты так, словно вообще не весят ни грамма. Особенно хорошо это видно во время битв с гигантами: если они убивают героя богатырским ударом биты, его труп отлетает не в ближайшие кусты, а куда-то далеко в небеса, где и парит, подергиваясь.

Но одними проблемами с физикой дело не ограничивается. Из-за устаревшего движка графика TES V выглядит так, словно это Oblivion с текстурными модами (да, с хорошими модами, которые делались не на коленке, но это не сильно улучшает дело). Да и анимация персонажей осталась такой же куцей, какой была в предыдущей части TES. Единственное отличие от более ранних игр, сделанных на этом же движке, заключается в том, что в Skyrim появились динамические тени.

Кстати о персонажах. Повседневная жизнь обычных NPC в игре тоже не особенно отличается от той, которую они вели в TES IV: они кругами бродят по улицам своих деревень, обмениваются повторяющимися репликами, а в остальное время пытаются проделать дыру в крыльце собственного дома с помощью мотыги.

Не намного умней поступают и виртуальные противники. Разработчики снабдили их несколькими полезными умениями (например, нападать скопом или занимать удобную позицию, а не ломиться напролом), но они все равно периодически способны, получив стрелой в бок, пойти поискать героя, не найти его и толкнуть речь на тему "Да нет же там никого, мне показалось".

Итоги

Несмотря на то, что в игре сохранились многие характерные для серии TES недостатки, Skyrim - замечательная история, от которой не хочется отрываться. И разработчиков из студии Bethesda Softworks, создавших эту игру, очень хочется за нее поблагодарить.

И за то, что они постарались исправить ошибки, портившие впечатление от предыдущих игр серии (пусть даже это им удалось не полностью). И за то, что они при этом смогли сохранить ту атмосферу, за которую мы любили - да и до сих пор любим - Morrowind.

Наука и техника00:0712 декабря

Красный спутник

Китай начинает осваивать Луну с помощью России. Почему это пугает США?