Родительское собрание

В прокат выходит "Резня" Романа Поланского

Имя режиссера Романа Поланского в последнее время чаще упоминалось в прессе вовсе не в связи со снятыми им фильмами. В 2009 году кинематографист был арестован швейцарской полицией по ордеру, выписанному в США более 30 лет назад. Полански тогда прибыл в Швейцарию, чтобы получить на кинофестивале в Цюрихе почетную награду за вклад в развитие кинематографа.

В результате работу над своим последним (по крайней мере, до недавнего времени) фильмом "Призрак" ("The Ghost Writer") Роман заканчивал, находясь под домашним арестом. Тем не менее, по мнению большинства критиков картина получилась вполне удачной. Постепенно ситуация вроде как нормализовалась, о старинном ордере на арест стали забывать. В этом году Полански все-таки добрался до кинофестиваля в Цюрихе и получил награду, дожидавшуюся его два года. Пресса, разумеется, вновь загудела, вспомнив о том, почему на режиссера вообще была объявлена охота.

Между тем, Полански этой осенью не только получил награду, но и представил зрителям свою новую картину "Резня" ("Carnage"). Глядя на название, можно предположить, что это фильм ужасов или как минимум триллер. В конце концов, фильмография Поланского включает такие работы, как "Ребенок Розмари" и "Девятые врата".

На самом же деле "Резня" - это экранизация пьесы "Бог резни" французского драматурга Ясмины Реза. Первоисточник позиционируется как черная комедия. У Поланского же получилась скорее драма — правда, местами довольно смешная. Мировая премьера картины состоялась в рамках кинофестиваля в Венеции в сентябре 2011 года.

Завязка довольно простая: два 11-летних школьника подрались в парке. То есть драка — это, в общем-то, громко сказано. Дети повздорили, потом один поднял с земли палку и двинул ею второго по физиономии, выбив два зуба. Эту стычку Полански показывает издалека и вообще без каких-либо комментариев, зрителям даже не слышно, о чем, собственно дети разговаривают.

Всю оставшуюся часть фильма родители малолетнего "преступника" (Кейт Уинслет и Кристоф Вальц) сидят в квартире у родителей "жертвы" (Джоди Фостер и и Джон Си Райли) и обсуждают свои дальнейшие действия. Точнее, обсуждение продолжается совсем недолго. Довольно быстро взрослые срываются и начинают атаковать друг друга еще агрессивней, чем дети — правда, в качестве оружия используются не палки, а слова. Со временем все четверо расходятся не на шутку, напиваются и пускают в ход какие-то уж совсем жестокие аргументы. Достается при этом всем и ото всех. За окном между тем монотонно гудит какой-то абстрактный серый мегаполис (по сюжету это вроде как Нью-Йорк, съемки же при этом осуществлялись в Париже).

"Резня" - короткий (всего-то час с четвертью) и довольно лаконичный фильм. Практически весь хронометраж четыре человека просто разговаривают друг с другом, сидя в комнате. Исключение — первая и последняя сцены фильма, обе сняты в парке, продолжительность каждой — минуты две. Финала у фильма фактически тоже нет — стороны в конечном итоге так ни до чего и не договариваются, да и вообще дискуссия обрывается довольно внезапно. В общем, можно было бы заскучать, если бы не два обстоятельства. Во-первых, диалоги в "Резне" действительно хороши. Все четыре персонажа поначалу только подкалывают друг друга, но со временем буквально начинают плеваться ядом. Это выглядит одновременно и дико, и смешно. Во-вторых, все четыре актера весьма увлеченно участвуют в словесных перепалках. В результате к тому времени, когда герои напиваются, зритель также оказывается в состоянии, близком к сильному алкогольному опьянению. Другими словами, жизнь вокруг зрителя бурлит, ему крайне весело, но при этом понятно, что ничем хорошим это не кончится. Последствия будут, мягко говоря, плачевными.

Западным критикам новая лента Поланского пришлась по душе (рейтинг на Rotten Tomatoes - 91 из 100, на Metacritic - 75 из 100). Те же, кто фильмом не доволен, жалуются на две вещи. Во-первых, по мнению таких критиков, лента проигрывает по сравнению с театральными версиями "Бога резни". Для российских зрителей — по крайней мере, для подавляющего большинства из них — это вообще не аргумент, спектакль они все равно не видели. Во-вторых, критики недовольны тем, что все четыре персонажа являются уж слишком схематичными — Фостер, например, играет либерального гуманитария, Вальц — циничного юриста, и так далее. Но какая, в сущности, разница, о ком именно идет речь в фильме — герои в любом случае демонстрируют черты характера, присущие большинству людей. В частности, напрочь отказываются слушать друг друга и непоколебимо верят в собственную правоту.

В общем, Полански снял, пожалуй, самый увлекательный разговорный фильм 2011 года. Очень не хотелось бы, чтобы некоторые детали биографии режиссера отвлекли внимание зрителей от этого факта.