Погода виновата

В ДТП с участием губернатора Свердловской области погиб человек

Автомобиль свердловского губернатора Александра Мишарина попал в серьезную аварию, в результате которой погиб человек. Губернатор и его водитель находятся в больнице в тяжелом состоянии. По официальным данным, кортеж Мишарина двигался строго по своей полосе и, таким образом, не виновен в случившемся, но с такой версией согласны далеко не все.

В первые часы после аварии не было почти никакой информации о том, сколько человек пострадали, кто пострадал и что, собственно, произошло вечером 1 декабря на 206-м километре трассы "Екатеринбург - Серов". Ночью местное управление Следственного комитета РФ сообщило следующие подробности.

В четверг Александр Мишарин возвращался в Екатеринбург из поездки по северу Свердловской области. Около 20:30 "Мерседес" губернатора, двигаясь по своей полосе, лоб в лоб столкнулся с автомобилем "Волга-Сайбер". Также повреждения получил автомобиль Skoda Octavia. В результате инцидента погиб 65-летний водитель "Волги". Мишарин и его шофер госпитализированы, водитель и пассажир "Шкоды" не пострадали. Не пострадали также и лица из кортежа губернатора. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ ("нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека").

Среди возможных причин ДТП Следственный комитет назвал снегопад, который мог "дезориентировать водителей", гололед, а также техническую неисправность автомобилей. Кроме того, участок дороги, где произошла авария, находился в плохом состоянии. Заместитель полпреда президента РФ в Уральском федеральном округе Сергей Сметанюк тем временем сообщил "Интерфаксу", что авария могла произойти в силу целого ряда причин, но все они связаны с непогодой: "снег, дождь, перепады температуры, скользко, плохая видимость".

Очевидно, что жителей региона оправдание резонансного ДТП невезением с погодой не удовлетворит. Кроме того, метеоусловия не могут быть признаны непосредственной причиной аварии - согласно правилам дорожного движения, автолюбители обязаны учитывать при вождении и гололед, и снегопад, и прочие напасти. Таким образом, актуален вопрос, кто виноват помимо стихии - водители Мишарина или машины его кортежа, другие водители, или же все вместе?

По некоторым данным, "Мерседес" губернатора мог находиться на "встречке" по крайней мере за несколько мгновений до аварии. Источник "Газеты.ру" в ГИБДД сообщил, что автомобиль Мишарина выполнял обгон грузовика, но не успел завершить маневр. Корреспондент агентства "Новый регион", побывавший на месте ДТП, заявил, что после ДТП "Мерседес" остался на встречной полосе (СК считает, что машина губернатора вылетела на середину проезжей части из-за удара).

Между тем агентство "URA.Ru", ссылаясь на "полушепот" полицейских, сообщает, что аварию могла спровоцировать головная машина ГИБДД из сопровождения. Она задела по касательной "Волгу", которую отбросило прямо на губернаторский "Мерседес"; потом в них врезалась "Шкода". Эту версию подтверждает и очевидец событий, обратившийся в местную ячейку Федерации автомобилистов России. По его версии, автомобиль ДПС "Ауди" из кортежа выехал на встречную полосу, чтобы "разогнать" поток транспорта на пути Мишарина.

Тем временем большинство источников СМИ в правоохранительных органах предсказуемо настаивает на невиновности шофера губернатора. Так, собеседник РИА Новости почти сразу после аварии, когда о ней еще почти ничего не было известно, заявил, что на "встречку" выехал водитель "Волги". По данным "URA.Ru", полиция рассматривала версию о том, что погибший просто уснул за рулем. Есть и еще одна версия, согласно которой "Мерседес" столкнулся с "Волгой", не успев завершить объезд ДТП с участием "Шкоды". Впрочем, глава свердловского управления СК Валерий Задорин заявил, что "Шкода" двигалась навстречу "Мерседесу" - ее водитель, пытаясь избежать столкновения, выехал на встречную и зацепил еще один автомобиль.

Местные СМИ обращают внимание на то, с какой тщательностью полиция заметала следы на месте происшествия. Движение в районе аварии было блокировано около шести часов. За это время, по сведениям того же "URA.Ru", все следы произошедшего "по личному распоряжению Юрия Демина" (главы местного управления ГИБДД) были "соскоблены и запорошены песком".

Выяснение обстоятельств случившегося, в конечном счете, остается за правоохранительными органами. Им придется нелегко: камер наблюдения на участке, где произошло ДТП, не было. Остается рассчитывать на показания очевидцев, многие из которых - гаишники из кортежа Мишарина.

Вне зависимости от итогов расследования, пристальный интерес общественности к этому делу обеспечен. Во-первых, слишком уж часто российские чиновники привлекают внимание СМИ инцидентами на дороге: достаточно вспомнить совсем недавнюю аварию с автомобилем главы правительства Курской области Александра Зубарева, которая также не обошлась без жертв.

Во-вторых, нередко вину за ДТП с участием VIP-автомобилей возлагают на "простых смертных". Вспомним, например, дело о гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. 7 августа 2005 года его автомобиль, который ехал по трассе Бийск-Барнаул со скоростью не менее 149 километров в час, столкнулся с "Тойотой". Виновным в инциденте признали водителя "Тойоты" Олега Щербинского, который утверждал, что просто не успел увернуться от машины Евдокимова. Впрочем, в итоге Щербинскому удалось доказать свою невиновность, и в марте 2006 года его освободили.

В связи с неравенством на дороге также часто вспоминают дело об аварии на Ленинском проспекте Москвы с участием автомобиля вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова. Погибшая Ольга Александрина была признана виновной в ДТП, хотя очевидцы утверждали, что на встречную выехал именно "Мерседес" Баркова.

Наконец, в-третьих, сам Мишарин уже был замечен в пристрастии к быстрой езде - многочисленные жалобы на "беспредел" правительственного кортежа можно встретить на свердловских форумах и в блогах. В интернете активно обсуждается, в частности, вот это видео. На нем якобы запечатлен кортеж Мишарина, который мчится по встречной полосе со скоростью 200 километров в час. Запись датирована 1 декабря, то есть, сделана за день до аварии.

Неудивительно, что в первые часы после инцидента, когда еще не было известно о гибели одного из участников ДТП, в реакции многих пользователей Twitter читались злорадные нотки. А непримиримый критик губернатора, депутат Гордумы Екатеринбурга Леонид Волков прокомментировал ситуацию следующим образом: "Чувак в последние недели постоянно гонял 200 (раньше не было такого) - результат налицо, чему ж удивляться?"

Впрочем, объяснять болезненную реакцию свердловчан на ДТП с губернаторским "Мерседесом" только низкой культурой поведения на дороге было бы неправильно. В конце концов, в таких случаях всегда есть элемент случайности, от которого не застрахован никто. Взрыв "классовой ненависти" мог бы предотвратить развитый институт репутации, при котором высокопоставленные участники серьезных ДТП покидают свои посты. Именно так зачастую поступают чиновники в Европе (вот некоторые примеры: раз, два, три). Однако ожидать введения такой практики в России в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

По последним данным, состояние здоровья Александра Мишарина, получившего перелом ноги, травму головы и ушибы внутренних органов, остается тяжелым, но стабильным. Ночью губернатору провели операцию, а в пятницу днем врачи погрузили его в медикаментозную кому. Мишарин проведет в больнице по меньшей мере три месяца, его лечение взяла под личный контроль глава Минздрава Татьяна Голикова. Шофер губернатора также пережил операцию, его состояние оценивается как крайне тяжелое.

Смерть владельца "Волги" на фоне происшествия с губернатором в сообщениях пресс-служб и официозных СМИ как будто осталась незамеченной. 65-летний Юрий Дружинин до сих пор фигурирует в новостях как безымянный "водитель одного из авто", который стал жертвой погодных условий. Дочь погибшего уже опубликовала обращение к свидетелям с просьбой об отклике: она уверена, что дело в любом случае постараются замять.