Не летать по одному

Крупных перевозчиков потеснят на зарубежных рейсах

Крупным компаниям вроде "Аэрофлота" придется подвинуться на зарубежных рейсах - Минтранс будет назначать более одного перевозчика на каждую страну. На ведомство воздействовала ФАС, постановившая, что существующее положение вещей, когда есть только один назначенный перевозчик, нарушает принцип конкуренции. Изменения должны привести к снижению цен на билеты - но когда это произойдет, и произойдет ли вообще, не известно.

За нововведение, которое должно усилить конкуренцию среди российских авиаперевозчиков, выступил глава ФАС Игорь Артемьев. При этом не просто выступил, но еще и заявил, что Минтранс уже готов разрешать работать на каждом зарубежном рейсе как минимум двум российским авиакомпаниям. ФАС также разработала типовое соглашение о воздушном пространстве между странами, которое фактически ликвидирует привилегии назначенных перевозчиков. Официальных комментариев от Минтранса и Росавиации пока не последовало.

Система назначенных авиакомпаний в течение последних трех лет в России значительно укрепилась. Выглядит эта процедура примерно следующим образом - при участии правительств двух государств стороны договариваются о назначении перевозчиков, по одному от каждой страны. В случае, если какая-либо из авиакомпаний также захочет летать по этому направлению, будь то Россия - США или Россия - Франция, она обязана обратиться к назначенному перевозчику за разрешением.

Существующая система несет в себе элементы двоевластия: с одной стороны, авиакомпания должна согласовать полеты с назначенным перевозчиком, с другой - с Росавиацией. При этом практика, когда разрешение от Росавиации есть и полеты осуществляются, а назначенный перевозчик ничего не согласовывал, стала обычной. Обратные ситуации не встречались: без допуска Росавиации летать нельзя.

Для регулирования этих отношений был принят приказ Минтранса РФ №92, но он повально не выполняется - авиакомпании не согласовывают свои рейсы с назначенным перевозчиком, как это предусмотрено документом. О том, что с таким положением вещей государство намерено бороться, чтобы не "нарушать права назначенных перевозчиков", в мае 2010 года заявил глава Росавиации Александр Нерадько.

До этого некоторые авиакомпании пытались побороть эту систему. Так, в начале 2010 года шесть авиаперевозчиков обращались в Минтранс с просьбами пересмотреть существующее законодательство, определить четкие критерии, на основании которых Росавиация выдает допуски, и не учитывать требования назначенных перевозчиков о снятии той или иной авиакомпании с полетов. Но никаких решений регуляторов за этим не последовало.

Сама возможность отмены статуса назначенных перевозчиков как таковых неоднократно обсуждалась. В том числе, эта тема поднималась на авиационном саммите России и Евросоюза в октябре 2011 года. СМИ сообщали, что ограничение отменят. Но этого сделано не было.

Естественно, система приводит к немалому числу конфликтов между назначенными перевозчиками и авиакомпаниями, желающими получить доступ к зарубежным рейсам. Ситуации, когда назначенный перевозчик отказывает своим конкурентам, случаются достаточно часто, и последним приходится отстаивать право на зарубежные рейсы в суде.

Мы вас не пустим

В мае 2010 года СМИ сообщали со ссылкой на собственные источники, что крупнейший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" - не будет согласовывать полеты других компаний по ряду направлений. Представитель авиаперевозчика объяснил это тем, что "Аэрофлот" имеет все возможности для полного удовлетворения спроса, кроме того, компания закупила новые самолеты и обновила парк. В других авиаперевозчиках решили действовать по принципу "назло врагу" - в S7 заявили, что в ответ не согласуют полеты в Бургас (Болгария), а в "Трансаэро" пригрозили заблокировать для других компаний направления в Гоа (Индия), Ираклион (Греция), Монастир (Тунис) и Санью (Китай).

Одним из самых долгих оказался конфликт "Аэрофлота" и "Трансаэро". В 2010 году крупнейший перевозчик страны не согласовал "Трансаэро" перелеты в Ларнаку на Кипре. В ответ "Трансаэро" обратилась в суд, и авиакомпании удалось доказать, что она имеет полное право получить согласование от "Аэрофлота". Но в ноябре 2011 года конфликт вспыхнул с новой силой.

Бывший помощник министра транспорта РФ, а ныне замгендиректора по коммерции в "Аэрофлоте" Андрей Калмыков написал в Росавиацию письмо, в котором сообщил, что "Трансаэро" продает билеты на предновогодние рейсы в Италию, а это не согласовано с "Аэрофлотом", который является назначенным перевозчиком. Калмыков попросил разобраться в ситуации. Он также предупредил, что "Трансаэро" может продать достаточно много авиабилетов, а потом заявить, что отказ от выдачи допуска приведет к большому числу "брошенных" пассажиров, и таким образом "надавить на власть".

На это в Росавиации ответили, что уже отобрали у "Трансаэро" допуск на полеты в Италию и предупредили авиакомпанию о незаконности подобных действий. "Трансаэро", в свою очередь, заявила, что намерена добиваться возвращения допуска, а также подаст иски в суд против Росавиации и "Аэрофлота". В ответ крупнейший российский авиаперевозчик обратился в правительство с просьбой ввести специальную комиссию, которая бы распределяла допуски. Кто будет в ней заседать, не уточнялось.

Кроме того, "Аэрофлот" сообщил, что намерен ввести дополнительные рейсы в Италию, чтобы удовлетворить высокий предновогодний спрос. Фактически, авиакомпания решила ликвидировать дефицит, который может образоваться в случае ухода "Трансаэро" с этого направления.

Позиция "Аэрофлота" опирается даже не просто на российское законодательство - на Конституцию страны. Так, в основном законе государства сказано, что международные соглашения стоят выше национальных. Кроме того, указ Минтранса №92 никто не отменял.

Заявление Федеральной антимонопольной службы, которая, так или иначе, вмешалась в конфликт, не было неожиданным. Ведомство уже несколько раз напоминало "Аэрофлоту", что монополия - это плохо. Так, осенью 2011 года крупнейший перевозчик страны, занимающий в настоящее время около 25 процентов рынка, заявил, что собирается увеличить эту долю в 2015 году до 36,3 процента, а в 2020 году - до 40,4 процента. В свою очередь, в Федеральной антимонопольной службе отметили, что могут запретить авиаперевозчику покупать новые активы, если его доля на рынке превысит 35 процентов.

Как требование ФАС скажется на цене авиабилетов, угадать легко - скорее всего, стоимость перелетов снизится. Очень часто стоимость полета у назначенных перевозчиков выше, чем у тех, кто получает разрешение. Так, билеты на рейсы "Аэрофлота" из Москвы в Италию в один конец на вторую половину декабря стоили от 25 до 57 тысяч рублей. "Трансаэро" продавала билеты в том же направлении в среднем на 5 тысяч дешевле.

С другой стороны, не стоит забывать и о таком понятии, как "ведомственная борьба". Несмотря на заявления ФАС, сделанные 8 декабря, на комиссии 9 декабря Росавиация не вернула "Трансаэро" допуск к полетам в Италию. Скорее всего, в правительстве "консенсус" по поводу судьбы назначенных перевозчиков не выработан, и в ответ могут прозвучать заявления не менее уважаемых людей, чем Игорь Артемьев.