Реформа в энергетике Германии затронет не только крупные концерны, которым предстоит перейти на экологически чистые источники энергии, но и простых граждан. Жители мегаполисов уже работают в энергоэффективных офисах и пересаживаются на электромобили. А жители небольшой деревни под Берлином доказали, что могут и без отмашки сверху существовать только за счет возобновляемых источников энергии.
Помимо перехода на экологически чистые источники энергии, ключевым пунктом немецкой реформы является энергоэффективность. Так как большинство зданий находятся в частной собственности, то правительству предстоит убедить их владельцев инвестировать в технологии, помогающие экономно использовать энергию. В конечном счете это должно быть выгодно хозяевам: им придется меньше платить за электроэнергию и отопление. Но чтобы добиться такого результата, предстоит сначала вложить деньги в новую технику, и вопрос, готовы ли к этому частные собственники, пока остается открытым.
Крупные компании между тем могут позволить себе инвестировать в столь затратные проекты. По новым канонам экономии энергии построено офисное здание Energieforum в Берлине. Его проектировщикам удалось добиться сокращения энергопотребления на 70 процентов по сравнению с аналогичными зданиями.
Офисный центр построен без системы кондиционирования, которая потребляет огромное количество энергии. Вентиляция осуществляется за счет особенностей архитектуры здания. Внутреннее электрическое освещение сведено к минимуму. Стены здания сделаны из стекла, так что освещение помещений регулируется в зависимости от дневного света. В то же время специальное стекло, которым покрыты фасады и крыша, не пропускает прямые солнечные лучи.
Подобные здания появляются и в других городах Германии. В частности, в Гамбурге с учетом новых требований энергоэффективности построены офисы Unilever, Spiegel и готовящийся к открытию офис Greenpeace. В этом городе еще и по-новому использовали старые пространства, переделав бывшую свалку в энергетический холм, на котором разместили ветропарк и солнечные панели, а бывший бункер времен Второй мировой войны - в энергохранилище.
С внешней стороны здания размещены солнечные панели, которые производят энергию в солнечное время. Они покрывают около 10-15 процентов потребности здания. А под землей размещены энергохранилища, где накапливается неиспользованная энергия.
Важной составляющей проекта стали тепловые колонны, которых в здании около 200. Отчасти они несут функцию стабилизации конструкции. Но в то же время внутри каждой из них находятся специальные системы теплообмена. Летом циркуляция холодной воды по замкнутой системе здания обеспечивает охлаждение помещений, а зимой при подключении теплового насоса служит для отопления.
При всех этих инновациях за несколько часов в одном из офисов здания можно замерзнуть, а без дополнительного освещения, помимо естественного, особенно в зимнее время практически невозможно обойтись. С одной стороны, в любой момент можно включить дополнительное отопление и лампы. С другой - тогда экономия будет не настолько ощутимой.
Обновленный мегаполис
Энергетическая реформа затронет и транспортную инфраструктуру крупных городов. Власти планируют пересадить население с бензиновых машин на электромобили, причем приучить горожан к тому, чтобы пользоваться ими, а не просто владеть. В Берлине уже стартовала программа каршеринга с электромобилями, которую разрабатывает Инновационный центр мобильности и общественных изменений (InnoZ) и курирует Deutsche Bahn.
Программа проводится при поддержке министерства транспорта, при этом в ней принимают участие и крупные корпорации, которые заинтересованы в развитии новых технологий в этой сфере. В частности, к ней подключились крупнейшие в Германии энергоконцерны RWE и Vattenfall, отделение железнодорожной компании DB Energie, производитель солнечных панелей Solon, концерны Bosch и Toyota, владельцы парковок Contipark und DB BahnPark, а также компании, занимающиеся информационными технологиями HaCon и лаборатория DAI Технического университета Берлина.
Немецкая столица отличается от большинства мегаполисов по количеству частных автомобилей, поэтому и была выбрана для этой программы. Если обычно в мегаполисах 85 процентов жителей имеют частный транспорт, то в Берлине таких только 55 процентов. Кроме того, по словам помощника директора LSE Enterprise Флориана Леннерта (Florian Lennert), в Германии наблюдается новый тренд: машины перестают восприниматься как элемент престижа, и молодежь все меньше стремится купить личное авто.
Запуская проект каршеринга с электромобилями, власти не пытались пересадить тех, кто пользовался общественным транспортом, на машины. Электромобили внедряются только как составная часть глобальной инфраструктуры мегаполиса. Так как они без подзарядки могут ездить на сравнительно небольшие расстояния, их будут использовать для того, чтобы добраться, например, от дома до метро. При этом по городу создаются перехватывающие парковки. Кроме того, электромобили достаточно компактны по сравнению с бензиновыми авто, то есть на парковочное место, куда сейчас помещается одна машина, смогут встать три двухместных электромобиля.
Таким образом городские власти хотят решить сразу несколько проблем: уменьшить количество выбросов вредных газов, снизить уровень шума от транспорта и эффективнее использовать городское пространство для парковок. Правительство Германии выделяет деньги на эту программу, чтобы к 2020 году на улицах немецких городов было до одного миллиона электромобилей.
Впрочем, все эти плюсы имеют и обратную сторону. Во-первых, электромобили двигаются почти бесшумно, что увеличивает риск ДТП. Во-вторых, они достаточно дороги из-за высокой стоимости батарей. По словам Леннерта, технологии будут развиваться, что позволит создавать более совершенные батареи за меньшие деньги, - тогда и электромобили будут более доступными для среднего класса. Кроме того, как считает представитель министерства по городскому развитию и экологии Гамбурга Райнер Шеппельманн (Rainer Scheppelmann), в определенный момент автоконцернам придется сделать ставку на электромобили, потому что цены на бензин будут продолжать расти и содержание автомобиля станет слишком затратным.
Помимо электромобилей, в городскую инфраструктуру будут включены и электровелосипеды. В крупных немецких городах это позволит менеджерам добираться до места работы почти так же быстро, как на машине, но не уставать, как на обычных велосипедах, так как электрический мотор добавляет скорости. Пожалуй, единственный минус такого средства передвижения - это его вес. В отличие от обычных велосипедов, его не так просто будет взять с собой в электричку или метро.
При этом в транспортную систему будут интегрированы и информационные технологии: с помощью специального приложения в смартфонах можно пользоваться картой города с отмеченными на ней парковками и электрозаправками.
Самодостаточная деревня
Между тем пример деревни Фельдхайм (Feldheim), которая находится в часе езды от Берлина, показывает, что для полного перехода на экологически чистую энергетику необязательно волевое решение сверху. Жители кооператива Фельдхайма полностью обеспечивают свои потребности в электроэнергии и отоплении из возобновляемых источников энергии, договорившись об этом с энергокомпаниями.
Жители деревни, которых насчитывается 145 человек, сдают земли, принадлежащие кооперативу, в аренду энергокомпаниям. Те построили на них ветропарки, станции по производству энергии из биогаза и биомассы и продают ее жителям по фиксированной цене.
Энергокомпании построили на землях кооператива десятки ветряков, энергия с которых поступает в национальную энергетическую сеть. При этом для снабжения энергией деревни достаточно одного ветряка. На случай, если ветра не хватает, энергию можно производить из биогаза. В качестве резерва работает энергостанция на биомассе, сырье для которой получают с деревенской фермы. Таким образом, задействованы фактически все средства для производства энергии, которые есть на этой территории, и деньги, которые тратятся на ее производство, частично возвращаются в сам кооператив.
Энергия, получаемая из биомассы, самая дорогая, а ветровая - самая дешевая, но независимо от источника энергии потребители платят по фиксированному тарифу, который ниже, чем в Берлине. Дополнительным бонусом является то, что компании гарантируют стабильные цены на ближайшие десять лет.
Энергокомпании уже начали устанавливать также солнечные панели и планируют построить энергохранилище, откуда можно будет брать энергию в безветренные дни. В то же время фирмы, размещая рядом с деревней ветропарки и другие станции по производству энергии, обеспечивают местных жителей работой. Так, на них работают около 50 человек, что составляет приблизительно треть населения деревни.
В целом, как считает представитель министерства по городскому развитию и экологии Гамбурга Райнер Шеппельманн, который является также координатором экологической программы EUCO2 80/50, переход на экологически чистые источники энергии вполне реален, как и снижение выбросов вредных газов в атмосферу, и создание новой инфраструктуры. Но, по его словам, проблемы неизбежно возникают с реализацией этих планов на деле.
Политики заявляют о готовности принимать строгие законы, но не настолько строгие, чтобы они помешали их переизбранию на новый срок. Экологи борются за возобновляемые источники энергии, но еще и за права птиц, если им начнут мешать ветряки. Крупные компании хотят инвестировать в энергоэффективность, но не слишком много, чтобы не рисковать конкурентоспособностью. Профсоюзы выступают за принятие законов в поддержку экологически чистых источников энергии, но начинают протестовать, как только из-за них лишаются рабочих мест другие рабочие. Все эти "но" сильно замедляют процесс реформирования, так как никто не хочет брать на себя слишком большую ответственности и рисковать своими интересами.