Турецкий суд во вторник, 10 января, предъявил обвинения в организации военного переворота 1980 года бывшему главе Национального военного совета Кенану Эврену, ставшему впоследствии президентом, и бывшему командующему турецких ВВС Тахсину Шахинкая. В случае признания их вины 94-летнему Эврену и 86-летнему Шахинкая грозит пожизненное заключение без права досрочного освобождения. До сих пор участников переворотов в Турции от преследования защищала конституция.
Генерал Ахмет Кенан Эврен (Ahmet Kenan Evren), начальник генштаба вооруженных сил, стоял во главе третьего и последнего на сегодняшний день военного переворота в Турецкой республике. До него власть в стране военные меняли в 1960 и 1971 годах. Событиям сентября 1980 года предшествовал заметный социально-экономический спад в стране и эскалация насилия между противоборствующими политическими группировками левых и правых.
Существует версия, что военные принимали непосредственное участие в развитии конфликта социалистов и националистов, жертвами которого, по данным открытых источников, стали около пяти тысяч человек. Эту точку зрения впоследствии подтверждали и представители ультранационалистического движения "Серые волки", заявлявшие о поддержке со стороны силовиков. Официально же военные оправдывали силовую смену власти необходимостью стабилизации обстановки в стране.
12 сентября 1980 года созданный Кенаном Эвреном Национальный военный совет объявил о перевороте по национальному телевидению. Многие турки восприняли приход к власти военных, как те и ожидали, с облегчением. Однако, как отмечает свидетель событий 80-х годов журналист Мехмет Али Биранд (Mehmet Ali Birand), которого цитирует The Wall Street Journal, вскоре мнение граждан кардинальным образом изменилось.
Генералы объявили в стране военное положение, запретили политические партии и профсоюзы, распустили парламент и правительство, приостановили действие конституции. Активисты политических движений, как левого, так и правого толка, в массовом порядке пошли под трибунал. Сотни тысяч людей оказались за решеткой (по данным Amnesty International, до миллиона человек) и подвергались пыткам, десятки человек были казнены. Среди политзаключенных оказались и бывшие премьер-министры Турции - Бюлент Эджевит (Bulent Ecevit) и Сулейман Демирель (Suleyman Demirel).
Из положительных последствий переворота эксперты отмечают некоторую стабилизацию национальной экономики и постепенный выход Турции на международные рынки.
Кенан Эврен родился 17 июля 1917 года на территории Османской империи. В 1938 году он окончил военное училище в Анкаре, а в 1949 году - военную академию. Согласно официальным данным, с 1958 по 1959 год Эврен служил в турецкой бригаде в Корее. В 1978 году Кенан Эврен в звании генерала был назначен начальником генштаба вооруженных сил.
По некоторым данным, до военного переворота 1980 года Кенан Эврен возглавлял армейское подразделение по борьбе с коммунистической угрозой "Контргерилья" (Kontrgerilla). Деятельность "Контргерильи" активно поддерживали США, с чем, в частности, связывают успешное проведение в Турции переворотов в 1971 и 1980 годах.
В 1982 году Эврен стал седьмым президентом Турции и последним, рожденным в Османской империи.
В ноябре 1982 года в силу вступила новая конституция Турции, созданная по инициативе Национального военного совета, а новым президентом республики стал Кенан Эврен. Эврена считают крайне жестким политиком, существенно ограничившим гражданские свободы в Турции за семь лет своего президентства, и своего рода турецкой версией Аугусто Пиночета. Сам же генерал называл себя последователем Мустафы Кемаля Ататюрка, "отца всех турок", человека, создавшего в 1923 году Турецкую республику и проведшего ряд радикальных реформ по формированию в стране европеизированного светского общества.
Конституция Эврена действует в Турции до сих пор, несмотря на то, что пришедшее в 2003 году к власти умеренно-исламистское правительство Реджепа Тайипа Эрдогана не раз заявляло о необходимости изменения главного государственного закона и расширения гражданских свобод. Другим важным направлением внутренней политики Эрдогана стала борьба с устоявшейся привычкой военных вмешиваться в дела политиков.
В марте 2008 году турецкие власти объявили о раскрытии заговора политиков и военных, планировавших в стране очередной переворот. По версии следствия, правительство исламистов пытались свергнуть члены закрытой организации "Эргенекон", выступавшей за поддержание в Турции светских традиций. Оппозиционеры полагают, что подобная "охота на ведьм" стала ответом на попытку военных в 2007 году через суд запретить деятельность правящей "Партии справедливости и развития".
Оставшиеся в живых участники военного переворота 1980 года, несмотря на все желание властей предать их суду, до 2010 года могли чувствовать себя в безопасности. Иммунитет военным обеспечивала соответствующая статья конституции. Внести в нее изменения партии Эрдогана удалось лишь в ходе референдума в сентябре 2010 года. Примечательно, что всенародное голосование прошло 12 сентября - в тридцатую годовщину военного переворота под предводительством Кенана Эврена.
Основной целью референдума Эрдоган называл либерализацию главного закона страны. Внесения поправок в конституцию от Анкары требовал Евросоюз, ассоциированным членом которого Турция является аж с 1963 года. Но не менее важным результатом проведения референдума стала отмена конституционного запрета на преследование участников переворота, что позволило жертвам режима Кенана Эврена подать на военных в гражданский суд.
Как заявил Реджеп Тайип Эрдоган, процесс над выжившими участниками переворота, Кенаном Эвреном и Тахсином Шахинкая (Tahsin Sahinkaya), станет важным шагом в истории "новой Турции". Прокуроры требуют для Эврена и Шахинкая пожизненного заключения без права досрочного освобождения. Эврен, проживающий в настоящее время на берегу Средиземного моря и увлекающийся живописью, в ряде интервью утверждал, что никогда не жалел о перевороте и покончит с собой, если будет предан суду.
По мнению ряда экспертов, показательные процессы над влиятельными военными в "новой Турции" могут послужить дополнительному укреплению политических позиций Эрдогана. Как предположил в интервью "Ленте.ру" директор ИСАА Михаил Мейер, политик, в третий раз занявший пост премьера, в дальнейшем может сделать Турцию президентской республикой, а сам - стать ее президентом.