23 января Евросоюз в ходе совместного заседания министров иностранных дел стран-участниц одобрил введение всеобъемлющих торговых санкций против Ирана. Теперь Исламская республика не сможет продавать свои нефть и газ в европейские страны, равно как и вести с последними финансовые операции. Таким образом европейцы поддержали США в их усилиях по борьбе с ядерной программой Тегерана. Однако в реальности эффект может оказаться обратным.
Иран в своей новейшей истории уже не раз бывал объектом экономических санкций. В частности, при президенте Рональде Рейгане весь импорт из Ирана в США был запрещен. Еще дальше пошел демократ Билл Клинтон, при котором в 1995 году были прекращены вообще все экономические отношения между странами. Более того, исполнительный приказ Клинтона угрожал санкциями даже иностранным компаниям, которые участвовали в торговле с Ираном. Частично ограничения были смягчены, но принципиально режим ирано-американских торговых отношений не изменился по сей день.
В отличие от США, Евросоюз никогда не был сторонником жесткой линии в отношении Исламской Республики. Торговые и научно-технические связи между Ираном и европейскими странами, в частности Францией и Германией, сохранялись даже в первые годы после революции 1979 года и во время ирано-иракской войны. Другое дело, что с 2000-х годов, после запуска иранской ядерной программы, вступили в силу различные ограничения, санкционированные непосредственно Советом безопасности ООН - например, на торговлю продукцией и технологиями, так или иначе связанными с баллистическими ракетами.
Теперь, однако, ЕС присоединился ко всеобъемлющим санкциям США. Европейцы дали небольшой люфт для компаний, ведущих торговлю с Ираном - до 1 июля 2012 года. После этого все связи будут заморожены.
Основной замысел санкций состоит в том, чтобы Иран, оказавшийся под сильнейшим экономическим давлением, отказался от своей ядерной программы. Ряд экспертов считает, что без продажи нефти и газа за рубеж экономика республики может вообще потерпеть крах.
Действительно, для Ирана новости являются неприятными. Продажа нефти за рубеж является главным источником доходов страны - на нее приходится около 90 процентов валютной выручки. Санкции и направлены прежде всего против нефтяной торговли Тегерана, остальные их статьи носят сугубо второстепенный характер.
Уже сейчас экономика и финансовая система Ирана остро ощущают трудности, связанные с эмбарго, хотя оно еще даже не вступило в действие. Курс риала опустился с начала года на 20 процентов. Легально иностранную валюту в стране стало купить непросто после того, как правительство запретило торговать ею за пределами специальных обменных пунктов. Это еще сильнее подогревает черный рынок.
В макроэкономике ситуация тоже вырисовывается безрадостная. Страны ЕС покупают около 20 процентов иранской нефти (в общей сложности Иран экспортирует около 2,15 миллиона баррелей в сутки). Однако для того, чтобы переориентировать поставки на другие страны, нужно время. Кроме того, покупатели теперь вполне резонно будут требовать снижения цены на иранскую нефть. Наконец, существует проблема с конвертируемой валютой, ведь теперь сделки со странами, чьими денежными единицами являются доллар и евро, будут невозможны.
Из-за выпадающих доходов чрезвычайно усложнится наполнение иранского бюджета, который в последние годы является дефицитным. Вероятнее всего, правительству Махмуда Ахмадинеджада придется отложить реализацию программы повышения цен на нефтепродукты для населения. Ранее предполагалось, что удорожание бензина будет компенсироваться гражданам в форме субсидий, но сейчас денег на это в казне может просто не найтись.
Все же представляется, что, несмотря на все сложности, коллапс экономике Ирана не грозит, поскольку приток валюты, пусть и несколько меньший по объемам, продолжится из других источников. Более того, нынешний режим в какой-то степени может усилиться от введения эмбарго. Например, пышным цветом расцветет контрабанда, которая, по некоторым сведениям, приносит доход высокопоставленным официальным лицам в окружении Ахмадинеджада или лояльным действующему руководству организациям вроде Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). И хотя, конечно, Исламская республика является главным пострадавшим от международных санкций, но все же далеко не единственным.
Как ни странно, но существенный урон санкции нанесут и тем, кто их вводит. Речь идет о странах Южной Европы - тех самых PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания), которые сейчас находятся в ситуации долгового кризиса. Именно они являются главными потребителями иранской нефти в ЕС. Эти страны понесут урон дважды. Во-первых, из-за общего повышения цен на углеводороды. Судя по последним биржевым сводкам, показывающим рост цены на нефть выше 110 долларов за баррель, это случится неизбежно. Во-вторых, они покупают из Ирана не абстрактную нефть, а определенные ее сорта, которые нужно будет заместить чем-то аналогичным. Это будет непросто и потребует дополнительных расходов - что в обстановке острейшего финансового кризиса итальянцам и грекам очень некстати.
А вот в некоторых других странах официальные лица почти наверняка потирают руки. Что характерно, наибольшую выгоду от санкций получат совсем не те, кто их вводил. В первую очередь, нельзя не упомянуть Китай. КНР сейчас является основным потребителем иранской нефти и присоединяться к санкциям совершенно не намерена. Что Пекин сделает точно - так это выжмет максимальную выгоду из сложившейся конъюнктуры.
Китай теперь может смело разговаривать с Тегераном с позиции силы и требовать дисконта на поставки нефти. Особенно положение Пекина усилится в случае, если американцам удастся уговорить других азиатских игроков, в частности Японию и Южную Корею, отказаться от иранских углеводородов или, по крайней мере, существенно сократить их потребление. По прогнозу эксперта американского Фонда защиты демократий Марка Дубовица, Китай в этом случае может получить 40-процентную (!) скидку на покупку нефти в Иране. В то время как для всего мира нефть будет дорожать, для Китая она значительно подешевеет - отличное подспорье в условиях подступающего к Китаю экономического кризиса.
Еще одним бенефициаром введения санкций против Ирана становится Россия. Пока что Москва стабильно выигрывала от всех политических кризисов на Ближнем Востоке, получая возможность продавать нефть в Европу по более высоким ценам. Но в конкретной ситуации есть и еще одно обстоятельство, приносящее России немалую выгоду. Как уже говорилось выше, "тяжелая" нефть, реализуемая Ираном на мировом рынке, обладает определенными химическими свойствами. И по этим свойствам наиболее близкой к иранским сортам является... российская Urals. Да, Саудовская Аравия, также поставляющая "тяжелые" сорта на мировой рынок, может частично заменить Иран. Но саудовская нефть слишком насыщена серой, чего не скажешь об Urals.
Таким образом, спрос на российскую нефть существенно вырастет. И впервые за долгое время на рынке может сложиться такая ситуация, когда биржевой сорт Brent будет торговаться с дисконтом к Urals. Раньше почти всегда было наоборот - российский сорт продавался на 2-3 доллара дешевле североморского.
Выиграть от иранского эмбарго может и британская нефтегазовая компания BP. Ее лоббисты сейчас обивают вашингтонские пороги, пытаясь убедить американских чиновников и конгрессменов сделать для их компании исключение. Речь идет о разработке каспийского месторождения Шах-Дениз, где BP работает вместе с иранской государственной Naftiran Intertrade. Такое исключение создаст лазейку, с помощью которой BP вместе с ее иранскими партнерами может получить сверхприбыль.