Души прекрасные порывы!

Sky News и "Би-би-си" закрутили гайки в редакционных микроблогах

Журналисты твитят на пресс-конференции. Фото (c)AFP

В последние дни сразу два крупных и уважаемых британских издания решили регламентировать отношения своих журналистов с "новыми медиа". Sky News, а вслед за ним и "Би-би-си" опубликовали свод правил работы сотрудников с Twitter. Действия обеих редакций направлены на борьбу с конкурентами в микроблогах, однако избранными методами руководители изданий рискуют добиться обратных результатов.

Четыре заповеди Sky News

Первым ограничить свободу своих журналистов в микроблогах решился новостной телеканал Sky News. 7 февраля руководство распространило среди своих сотрудников письмо, в котором предписывалось:

  1. Не ретвитить под рабочим аккаунтом сообщения пользователей, которые не работают на канале
  2. Не отправлять экстренные новости в микроблог, не сообщив о них сперва в новостную редакцию
  3. Не писать сообщения на тему, которой журналист не занимается сам
  4. Не отправлять сообщений, не относящихся к работе

В руководстве Sky News эти решения объяснили стремлением к точности и единообразию. В письме отмечалось, что информация, отправленная в микроблог кем-то другим, может оказаться непроверенной. Кроме того, вся продукция издания на всех доступных платформах должна подвергаться надлежащему редакционному контролю. Источником всей продукции должны быть новостные редакции Sky News.

Твиттер срочных новостей от Sky News
Твиттер срочных новостей от Sky News

На следующий день новое руководство по работе с микроблогами было опубликовано для сотрудников вещательной корпорации "Би-би-си". В отличие от Sky News, никаких ограничений по использованию рабочих аккаунтов новые правила не накладывают, однако руководство также предписывает журналистам сперва сообщать экстренные новости в редакцию, а уж потом - в микроблоги.

Это распоряжение объяснили не стремлением к единообразию, а тем, что задача "Би-би-си" - оперативно информировать о происходящем всю свою аудиторию, а не только аудиторию своего "Твиттера". Правда, уже 9 февраля руководство корпорации было вынуждено опубликовать дополнение к новым правилам. В нем, в частности, говорилось: "Цель этих инструкций не в том, чтобы запретить журналистам публиковать экстренные сообщения в Twitter. Суть в том, чтобы информация оперативно сообщалась всем подразделениям, включая Twitter, другие социальные сети, сайт, теле- и радиоканалы. В большинстве случаев речь идет о задержке в несколько секунд".

Нововведения были приняты в штыки - как пользователями "Твиттера" (достаточно почитать отзывы по хештегам #skynews и #bbc), так и журналистами обоих изданий. По крайней мере, The Guardian со ссылкой на источники в Sky News пишет о "шоке и смятении", царящих в редакции. О настроениях вокруг "Би-би-си" можно судить хотя бы по тому, с какой скоростью руководство распространило разъяснения к новым правилам.

Не совсем понятно, какие санкции будут применяться в отношении журналистов, нарушивших правила. Кроме того, количество официальных твиттер-аккаунтов сотрудников Sky News и "Би-би-си" исчисляется десятками, и уследить за всеми довольно нелегко. Но самое главное - совсем не факт, что из ужесточения правил работы с редакционными аккаунтами в Twitter выйдет что-нибудь путное. Скорее, получится наоборот.

Новое СМИ

Twitter появился почти шесть лет назад, но долгое время существовал не только вне правового, но даже вне смыслового поля: поначалу мало кто понимал, что делать с сервисом, который вроде бы и блог, но ограничивает длину поста 140-значным сообщением. Потенциал платформы раскрывался постепенно - Twitter начали использовать для ведения трансляций с различных мероприятий, для того, чтобы следить за происходящим в головах знаменитостей (с этой задачей журналам о жизни звезд справиться так и не удалось), наконец, для общения.

За пару лет новый сервис вошел в моду и зажил жизнью более полной, однако от СМИ все еще совершенно автономной. Спецификой Twitter всегда был резкий рост активности пользователей на фоне важных событий: стихийных бедствий, общественных волнений или спортивных мероприятий (рекорд по количеству сообщений в минуту сейчас принадлежит финальному матчу чемпионата мира по женскому футболу между сборными США и Японии в июле 2011 года). Однако мировые медиа смогли по достоинству оценить информационные возможности микроблогов только в 2009 - 2010 годах.

Твиттер срочных новостей от BBC News
Твиттер срочных новостей от BBC News

Вехой в истории Twitter как средства массовой информации считается судебный процесс над американцем Стивеном Хэйесом. В 2007 году он совершил в штате Коннектикут тройное убийство. К сентябрю 2010 года дело дошло до открытого суда, за которым следило полстраны. Телекамеры и микрофоны в зал заседания допущены не были, однако судья позволил журналистам пользоваться телефонами и компьютерами для отправки текстовых сообщений, и Twitter стал главным инструментом, через который общество (одновременно с редакторами новостных изданий) узнавало о ходе процесса.

К 2011 году многие крупнейшие СМИ обзавелись аккаунтами на Twitter. Однако, по результатам исследования, опубликованного в ноябре 2011 года в рамках проекта "Совершенство в журналистике" (Project for Excellence in Journalism), в 93 процентах случаев микроблоги используются новостными изданиями для того, чтобы публиковать ссылки на свои сайты.

Очевидные исключения - уже упоминавшиеся чрезвычайные происшествия. Во время терактов, стихийных бедствий, восстаний и войн, которыми были богаты последние полтора года, многие издания превратили свои аккаунты в Twitter из рсс-фидов со ссылками на собственные сайты в самостоятельные информационные ленты. Если на площади Тахрир происходило что-то важное, то весь мир через несколько минут узнавал об этом из "твиттера" "Аль-Джазиры", "Би-Би-Си" и CNN, так что заходить на их сайты было уже не нужно.

Видимо, именно во время "арабской весны" окончательно укоренилась традиция "сливать" экстренные сообщения в микроблоги. После того как аккаунты в Twitter завели даже информагентства, и новости с пометкой "молния" начали появляться в микроблоге Reuters быстрее, чем на их же закрытой ленте, за подписку на которую, кстати, издания должны платить, Twitter окончательно уравнял в возможностях новостных редакторов и обычных пользователей, превратившись в самое демократичное СМИ на планете.

За что боролись

С этим демократизмом, видимо, и решили бороться в Sky News и "Би-Би-Си". Вот только чего добьются их руководители? Очевидно, издания увидели в Twitter конкурента и решили как-то повлиять на ситуацию. Однако в этом случае стратегия выбрана, мягко говоря, парадоксальная. По сути, руководители Sky News и "Би-Би-Си" сами выполняют работу конкурентов, ограничивая собственное присутствие в Twitter. Все их старания приведут к тому, что новости подписчики будут узнавать из других мест, ведь на площадке, где главное - оперативность и удобство, никто не будет ждать, пока то или иное издание опубликует свое "редакционно проверенное" сообщение.

То же самое относится к пункту "не ретвитить конкурентов". Издание, стремящееся привлечь аудиторию Twitter, должно понимать, что его задача - сделать так, чтобы пользователю было удобно. Если, например, @lentaruofficial перепостит важное сообщение @kmrsFM, она не только не навредит редакции, но даже поможет. Читателю более или менее все равно, кто первым отправил твит. Важно, чтобы новость как можно быстрее оказалась в его ленте.

Из этого следует, что в конечном счете наибольшим успехом в Twitter будет пользоваться то издание, чей микроблог окажется наиболее наполненным - как за счет собственных сообщений, так и за счет ретвитов коллег. Только такой "твиттер" может справиться со своей основной задачей: привлечь на сайт издания новую аудиторию.

Из четырех "заповедей" Sky News в какой-то мере оправданной выглядит только одна - та, которая касается запрета на сообщения, не относящиеся к профессиональной деятельности журналиста. Здесь редакционная политика действительно может быть уместной, и каждое издание вольно определять формат собственного микроблога. Однако вопрос об эффективности и тут остается открытым: большинству пользователей куда интереснее читать живой и веселый "твиттер" (в тех случаях, разумеется, когда веселье уместно), чем сухую ленту из заголовков и ссылок.

Вообще "уместность" - ключевое понятие для редакционного микроблога. Хочется верить, что ведущие официальных "твиттеров" авторитетных изданий - во-первых, взрослые люди и, во-вторых - профессиональные журналисты. Которые должны понимать, что существуют, например, эксклюзивные материалы, информационное эмбарго и неуместные шутки - и во всех этих случаях не стоит бездумно твитить. Непрофессионализм в редакционном микроблоге, разумеется, нужно пресекать. Например, как раз 8 февраля CNN отстранило от работы Роланда Мартина, который во время твиттер-трансляции с Супербоула позволил себе ряд гомофобских высказываний. Однако насаждение тотального редакционного контроля едва ли является адекватным решением проблемы.

Обсудить
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Старикам здесь не место
В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Томас БахБахнули из МОК
Чем грозит России странное заявление Томаса Баха в New York Times
От Криштиану до Роналду
Самые яркие моменты встреч между сборными России и Португалии
Не стыдно и обидно
Гол Криштиану стал единственным в игре Роcсия — Португалия на Кубке конфедераций
Попробуй повтори!
Как видеоповторы могли бы изменить историю мирового футбола
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест и стоимость владения Skoda Superb
Длительный тест универсала Skoda Superb: итоги
Самые крутые участники гонки Pikes Peak
Лучшие автомобили «Гонки в облаках» за ее 101-летнюю историю
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Русская рулетка
Как спланировать гонку в 24 часах Ле-Мана и почему эти планы могут не сработать
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе