Новости партнеров

Забота о чужих сокровищах

Microsoft развернула рекламную кампанию против Google

Google никогда не скрывал, что использует поисковые запросы пользователя и другую связанную с ним информацию для того, чтобы подобрать ему рекламу "по теме" - на продаже таргетированной рекламы эта компания и живет. Однако ее стремление собирать все больше и больше информации не только вызывает беспокойство самих пользователей, но и оказывается на руку конкурентам. Особенно если выясняется, что "Корпорация добра" отказывает людям в праве выбирать.

Апофеозом вольготного обращения с мнением тех, от кого в конечном счете зависит прибыль корпорации, стал следующий факт: выяснилось, что Google научился обходить настройки безопасности в браузерах Safari. В материале "Google's iPhone Tracking" ("Google следит за iPhone") в The Wall Street Journal от 17 февраля 2012 года рассказывается о том, что Google встраивал в свою рекламу код, позволяющий "подсунуть" пользователю cookie-файл, даже если он явным образом (через настройки) запретил это делать.

Сам по себе этот cookie ничего страшного не делал - во временный файл сохранялась зашифрованная информация об аккаунте пользователя в соцсети Google+, причем лишь в том случае, если он предварительно в этот аккаунт вошел. И даже возможность установки дополнительных "закладок" (Safari позволяет без труда добавлять дополнительные cookie на компьютер пользователя, если от данного ресурса был принят хотя бы один) с определенной долей вероятности можно отбросить - в Google все-таки сидят не сумасшедшие, и проблемы с законом им ни к чему. Но сам факт игнорирования желания пользователя явно ударил по имиджу корпорации.

Столь громким поводом поспешила воспользоваться Microsoft, которая напомнила о своем супернавороченном браузере, способном сохранить конфиденциальность пользовательских данных вопреки "хитрому" Google. Но загвоздка в том, что подавляющая часть используемых браузеров Safari приходится на устройства компании Apple, будь то компьютеры с Mac OS X или мобильники iPhone. Internet Explorer же, напротив, можно установить только на Windows.

Еще более нелепо Microsoft стала выглядеть несколько дней спустя, когда ее специалисты вдруг выяснили, что Google успешно обходил и защиту Internet Explorer. Однако речь в данном случае шла не столько об обмане, сколько об игнорировании полуживой технологии P3P, с которой, по большому счету, продолжает работать только Microsoft. Суть технологии проста: сайт сообщает браузеру, для чего ему нужны cookie-файлы пользователя, а браузер на основе настроек решает, предоставлять к ним доступ или нет.

Но из популярных браузеров с P3P работает только Internet Explorer, а треть из выборки в 33 тысячи сайтов эту технологию не поддерживают (на соответствующее исследование 2010 года сослалась в своем ответе и Google). Также некоторых наблюдателей смутило, что Microsoft выражает претензии в адрес только одной компании, почему-то упуская из виду аналогичное поведение Facebook, Amazon и прочих интернет-гигантов. Более того, компания не предпринимает никаких усилий по доработке технологии, из-за чего она оказалась несовместимой с современными веб-сервисами (на это, опять же, указывала и Google).

Эта история, возможно, так бы и заглохла, если бы через несколько дней администрация Барака Обамы не выступила с предложением законодательно обязать рекламные интернет-компании следовать желанию пользователей относительно использования сведений об их предпочтениях. Тут же крупные рекламщики заявили, что и сами впредь будут учитывать предпочтения своей аудитории, выраженные с помощью специальной опции "Do not track" в настройках браузера. Эту функцию из популярных браузеров не поддерживает (сюрприз) только Chrome, однако Google поспешила пообещать исправить недоразумение в ближайшем будущем.

Вся эта волна беспокойства за приватность данных пользователей каким-то странным образом поднялась именно сейчас, за несколько дней до перехода Google к единой политике конфиденциальности. О планах объединить с первого марта политики разных сервисов компании сообщалось еще в январе, после чего посетителям этих самых сервисов - будь то YouTube, Gmail или Google+ - настойчиво предлагали ознакомиться с грядущими изменениями. Самым главным из них, с точки зрения приватности, станет объединение данных пользователей: посмотрел человек видео про кота на YouTube, и тут же в Gmail ему показали рекламу кошачьих консервов. Или наоборот.

Microsoft оказалась тут как тут. Корпорация запустила рекламную кампанию в крупных газетах, разъясняя отличия в отношении к данным пользователей в своих продуктах и в аналогичных сервисах Google. И, видимо, Microsoft настолько понравилась идея "грабить караваны" (в качестве "сокровищ" в таком случае выступают пользователи конкурента), что вслед за газетной рекламой корпорация выпустила два видеоролика о "плохом Google". В них отдельно досталось Gmail (почтовый сервис использует содержимое писем для подбора рекламы) и корпоративному пакету Google Apps (Microsoft намекает, что Google, помимо вольготного обращения с данными, еще и тестирует сервис "вживую").

Но от самих этих роликов (по иронии судьбы, опубликованных на YouTube), как подметили в Forbes, веет отчаянием. Попытки "выехать" за счет недостатков конкурента, без особых достижений со своей стороны, вызывают разве что раздражение. Рекламная кампания Microsoft, похоже, станет олицетворением другой поговорки о караванах. Той, в которой движению верблюдов не мешают никакие посторонние звуки. По крайней мере, у Facebook год назад в похожей ситуации тоже ничего не вышло.