Новости партнеров

Карьера моей мечты

Как авторы интернет-хитов становятся телеведущими

В ближайшем будущем телеканал "Россия-2" запустит кулинарное шоу "Язь. Перезагрузка", вести которое будет 55-летний верховажец Виктор Гончаренко, автор интернет-хита про "Язя - рыбу моей мечты". Российские телевизионщики, обеспокоенные постепенным падением рейтингов, в последнее время все активнее следят за интернет-трендами, стараясь привлечь популярных в Сети людей в свои проекты.

Вот она, вот она

Виктор Гончаренко, скорее всего, и не ожидал, что видео, на котором он бурно, хоть и немного странно, выражает эмоции по поводу пойманной им рыбы, станет известным на всю страну. 55-летний житель поселка Верховажье в Вологодской области просто снял себя на фотоаппарат с заветным язем, "рыбой своей мечты", а ролик в интернет выложил его сын. Видео, на котором утробный крик "Яяяяяяязь!" разносится по просторам Яхреньгского озера, стало хитом рунета: на настоящий момент оригинал посмотрели более 8 миллионов раз. Вологодский рыбак-пенсионер превратился в звезду - он появился в передачах "Пусть говорят", Comedy Club и "Центральное телевидение" и даже вручил "Золотой граммофон" Диме Билану. Теперь же Гончаренко будет вести "съедобно-юмористическую" передачу на "России-2", 18 выпусков которой уже отсняли. Между тем, его язю (или "ЙААААААААААЗЮ!" в интернет-орфографии) посвящен уже целый сайт, а также бесчисленное количество пародий - от даб-степ ремикса на YouTube до сюжета в "Большой разнице" и "римейка" авторства Никиты Джигурды.

"Поехали, короче говоря"

Похожая история случилась и с Владимиром Виноградовым, бывшим омоновцем из Владимира, прославившимся своим видео-рассказом "Как я поехал на войну в Чечню". Собственно, повествование-то было не столько о войне, сколько о различных бюрократических злоключениях героя по дороге в Чечню. Колоритно окая и перемежая свою речь самыми изобретательными нецензурными выражениями, Виноградов рассказывал, как ему не выдали "эвтомат" или как ему пришлось "попрыгать на ветролете". За свой 45-минутный рассказ, перемежающийся кадрами разрушенного Грозного, Виноградов снискал в интернете славу "правдоруба" и "Василия Теркина чеченской войны".

Телеканал "Перец", называющий себя "несерьезным каналом для тех взрослых, у кого в душе остался драйв", внезапно вспомнил об этом ролике, записанном еще в 2001 году, и решил сделать продолжение сатирических очерков Виноградова. Проведший ребрендинг телеканал (бывший ДТВ) пустил в эфир скетч-шоу "Как я ездил в Москву", в котором Виноградов вместе с журналистом Леонидом Канфером то прикрепляют на крышу автомобиля синие ведра и немедленно попадаются гаишникам, то идут делать маникюр, то гостят на новогоднем корпоративе. Тема в передаче заявлена, конечно, куда менее серьезная, чем война в Чечне, но зато с претензией на продолжение традиций русской классики - "проблемы мегаполиса глазами маленького человека", да еще и живущего на "знаменитой трассе Москва-Петушки". Справедливости ради стоит заметить, что Веничка все же ругался поменьше.

"Стопицот"

Самый, пожалуй, странный интернет-хит из всех - шоу "+100500" - с леопардовым задником, кадрами, сменяющимися с пугающей частотой, и живописной мимикой ведущего. Максим Голополосов в своем видеоблоге делает обзоры смешных роликов, появляющихся в интернете, - своего рода "Сам себе режиссер", только с далеко не всегда остроумными комментариями ведущего. Все выпуски этого леопардового китча (также щедро сдобренного матерщиной) стабильно набирают на YouTube по несколько миллионов просмотров.

Популярным в интернете видеоблогом заинтересовался все тот же "Перец". Телеканал сохранил формат и название, придуманные Голополосовым, только прибавил к ним заставку с объяснением, что это шоу "преследует лишь развлекательные цели в стиле 'поугорать'", да запикал все столь любимые интернет-поклонниками "+100500" нецензурные выражения.

Дорогой друг

Жанр видеоблога не является оригинальной идеей пользователей рунета - он стал популярным во многом благодаря американским блогерам Дугласу Уокеру (известному также как "Тот парень в очках") и Рэю Уильяму Джонсону. Если Голополосов вдохновлялся форматом Джонсона, то другой популярный блогер рунета, Дмитрий "Камикадзе" Иванов, скорее заимствовал определенные идеи у Дугласа Уокера. Иванов делает ролики со вставками из советских и зарубежных фильмов, которые помогают ему юмористически комментировать важные события в общественной и политической жизни. Каждый свой новой выпуск Иванов открывает ставшей уже крылатой фразой: "Здравствуй, дорогой друг!" Блог kamikadze_d выкладывается на том же ресурсе, что и блог Голополосова - CarambaTV.ru. На нем же Иванов, правда, в куда более интеллигентной, чем Голополосов, манере ведет вспомогательный проект "+100500" - блог "100500 вопросов".

Молодым блогером заинтересовалась Тина Канделаки, объявившая осенью, что собирается уйти с телевидения и заняться собственными проектами в продюсерской компании "Апостол Медиа", совладельцем которой она является. С телевидения Канделаки так и не ушла, но новые проекты действительно запустила: одним из них стал как раз "Полет с Камикадзе". В своем блоге Канделаки объяснила, что давно уже наблюдала за Ивановым и что отсутствие новых ведущих в этом жанре на телевидении ей "внушило особый оптимизм". Канделаки предоставила Камикадзе возможность перевести свой самодельный блог в полноценное студийное ток-шоу. Злободневные политические и общественные темы Иванов стал уже обсуждать не только с пользователями интернета, но и с приглашенными гостями. Которых привлекли, по-видимому, все-таки не рейтинги Камикадзе, а имя той же Канделаки. В отличие от своего коллеги из "+100500", Иванов, правда, не попал на телевидение, а так и остался в интернете: судя по всему, Канделаки решила, что раскручивать программу через YouTube - куда более прибыльное занятие.

Конечно, телевизионщики, когда рассматривают возможность создания передачи с каким-нибудь интернет-персонажем, не в последнюю очередь смотрят на его популярность. Правда, как выясняется, даже это не играет решающей роли: так, в интервью порталу Ura.ru главный редактор ТНТ Евгений Никишов рассказал, как телеканал взял на работу блогера из Челябинска, записи которого читали условные "несколько человек". Челябинца пригласили сделать из своего блога сериал - и, как объяснил Никишов, только потому, что телевизионщикам понравилось, как он пишет.

Количество передач, вырастающих из онлайн-проектов, говорит в первую очередь о том, что телевидение начинает все больше оглядываться на интернет как на своего главного конкурента - особенно в молодежной среде. Динамика, конечно, пока медленная, но все же ощутимая: телевизионные рейтинги постепенно падают, а количество россиян, пользующихся интернетом, увеличивается. Однако, помимо того, превращение интернет-проектов в телепередачи свидетельствует еще и об элементарной нехватке оригинальных идей у самих телевизионщиков. А с этой проблемой при помощи одних блогеров и интернет-мемов просто так не справиться.

Интернет и СМИ00:0129 августа

«Мы никогда не будем смешнее русских»

Русские мемы свели с ума иностранцев и вышли на международный уровень