Восточный синдром

Россия пересаживается на корейские автомобили

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первую половину 2012 года. По сравнению с первым полугодием 2011 года российский автомобильный рынок вырос на 14 процентов и достиг отметки в 1,41 миллиона проданных машин. Лидером продаж по-прежнему остается "АвтоВАЗ". Среди иностранных брендов первое место удерживает Renault. При этом самой популярной иномаркой в России стала корейская Hyundai Solaris.

По оценкам аналитиков АЕБ, автомобили под маркой Lada оказались более чем в два с половиной раза популярнее своего ближайшего преследователя в лице Renault (250,7 против 95,5 тысячи машин). И это несмотря на падение продаж продукции "АвтоВАЗа" на 14 процентов по сравнению с 2011 годом. Продажи Renault, в свою очередь, выросли на 29 процентов.

Самой популярной моделью тольяттинского завода по-прежнему остается Lada Kalina. Ее продажи упали на семь процентов по сравнению с первым полугодием 2011 года, но держатся на отметке в 67,5 тысячи единиц. Второе место занимает "флагман" "АвтоВАЗа" Lada Priora, продажи которой упали на 13 процентов до 59,5 тысячи машин. При этом на третьем месте по популярности у россиян оказался бюджетный седан Hyundai Solaris (правопреемник Hyundai Accent), чьи продажи выросли на 44 процента до 58 тысяч машин.

Следом в десятке самых продаваемых машин идут Ford Focus (рост продаж 18 процентов, до 45,2 тысячи единиц), новинка "АвтоВАЗа" Lada Granta (45,1 тысячи машин) и еще один корейский бюджетник - новая Kia Rio. Продажи Rio за шесть месяцев 2012 года составили 42 тысячи машин, что на 72 процента выше показателей аналогичного периода 2011 года. При этом только в июне модель разошлась тиражом в 7,8 тысячи машин.

Далее в десятке самых популярных в России также оказались модели, выпускаемые на территории России. Седьмую строчку занимает Renault Logan (падение продаж на 11 процентов, до 37,2 тысячи машин), восьмую - Volkswagen Polo (35,5 тысячи машин, прирост 77 процентов), девятую - непотопляемая Lada Samara (32 тысячи проданных автомобилей, падение 40 процентов), а десятую - самый продаваемый в России компактный внедорожник Chevrolet Niva.

По данным АЕБ, Chevy Niva показывает стабильный рост продаж (30 процентов) и была распродана в количестве 29,8 тысячи автомобилей. При этом, как отмечало агентство "Автостат", уже в ближайшее время "Шеви Ниву" может потеснить новый компактный внедорожник Renault Duster. В России Duster начал продаваться в начале 2012 года и с тех пор разошелся тиражом в 12,4 тысячи единиц. К слову, продажи "прародителя" "Шеви Нивы", российской Lada 4x4, пока что держатся на уровне 26,5 тысячи машин, несмотря на падение на четыре процента за полгода.

Рекордсменом по популярности среди компактных кроссоверов стал Nissan Juke, чьи продажи за первую половину 2012 года выросли на 455 процентов до 16,3 тысячи машин. Также значительный рост показал внедорожник Volkswagen Tiguan: его продажи составили 16,2 тысячи единиц, что на 127 процентов больше прошлогодних показателей. В целом, по оценкам аналитиков, доля внедорожников на российском рынке составляет почти 30 процентов от общего числа легковых машин и продолжает расти.

Среди иностранных брендов первое место в России занимает Renault, обошедшая Chevrolet, по данным АЕБ, всего на 44 проданных автомобиля. Третье и четвертое места захватили корейские марки Kia и Hyundai с уровнем продаж в 90,9 и 89,2 тысячи машин соответственно. Далее в десятке самых популярных автомобильных марок в России также значатся одни иностранные бренды: Volkswagen, Toyota, Ford, Skoda и Daewoo.

Рост популярности корейских машин только подтверждает высокая статистика угонов. По прогнозам поставщика спутниковых охранных систем компании "Цезарь Сателлит", уже в ближайшие годы бюджетные модели корейских марок Kia, Hyundai и Daewoo могут выйти в лидеры по количеству автомобильных краж, обойдя японские машины. Как отмечалось, "угоняемость" той или иной модели напрямую зависит от ее популярности среди водителей.

В целом, по оценкам АЕБ, российский автомобильный рынок в первой половине 2012 года вышел на докризисный уровень, показав лучший результат с 2008 года. Более того, по уровню автомобильных продаж Россия занимает второе место в Европе после Германии и может выйти на первое место уже в 2014 году. В мире российский авторынок находится на седьмом месте между Индией и Францией. При этом по обеспеченности автомобилями россияне занимают лишь 46 позицию, обойдя сербов, но уступив Мексике. В среднем, на тысячу жителей в России приходится 271 машина.

Тем временем отечественный автопром, несмотря на все усилия "АвтоВАЗа", неумолимо теряет свои позиции на российском автомобильном рынке. Как сообщалось ранее, уже в 2013 году доля иномарок в России может достичь отметки в 20 миллионов и превзойти по количеству российские автомобили. И если сейчас в лидеры рвутся корейские марки, то в будущем их вполне могут переплюнуть китайские бренды. По данным АЕБ, в первой половине 2012 года марки Chery, Geely и Great Wall показали рост продаж в 279, 239 и 120 процентов соответственно.