Krysha, dolya и obschak Адвокат Дерипаски рассказал британскому суду об алюминиевом бизнесе в РФ

В Высоком суде Лондона продолжается процесс между Олегом Дерипаской и Михаилом Черным, которые не могут поделить акции "Русала". 13 июля адвокаты бизнесменов завершили свои выступления, поведав суду об особенностях ведения бизнеса в России в 90-х годах и отношениях своих подзащитных в частности. Британские юристы, уже знакомые по суду Абрамовича-Березовского с понятиями kidalovo и krysha, теперь будут ломать голову над значением еще нескольких российских реалий: dolya, obschak, avtoritet и vor-v-zakone.

Суд между владельцем "Русала" Олегом Дерипаской и бывшим "алюминиевым королем" Михаилом Черным начался 9 июля. Главный вопрос, на который должны ответить судьи - являлись ли предприниматели партнерами? Защита Михаила Черного утверждает, что являлись и Черному принадлежит доля в "Русале", за которую Дерипаска ему должен около четырех миллиардов долларов (см. врез).

Честный бизнес

Адвокат Михаила Черного Марк Ховард выступил в суде первым. В своей вступительной речи он поведал, что его клиент к моменту знакомства с Олегом Дерипаской в октябре 1993 года был преуспевающим предпринимателем с обширными связями за рубежом и в России. Черной, тесно сотрудничавший с трейдером Trans World Group (TWG) Дэвида и Саймона Рубенов, якобы помог "бедному студенту" Дерипаске установить контроль над Саяногорским алюминиевым заводом (САЗ).

Ховард заявил суду, что этот эпизод сыграл едва ли не ключевую роль в развитии алюминиевого бизнеса Дерипаски. Сторона истца утверждает, что Черной активно помогал последнему деньгами; это, как ожидается, будет подтверждено с помощью документов и свидетельских показаний. В частности, истец утверждает, что несколько его компаний в 1996-1998 годах перевели структурам Дерипаски около 100 миллионов долларов. Более того, Черной якобы взял на себя существенную часть доплаты в 575 миллионов долларов, которая потребовалась для получения 50 процентов акций "Русского алюминия" после объединения группы "Сибирский алюминий" с алюминиевыми активами Романа Абрамовича.

"Сибирский алюминий" был образован в 1997 году по инициативе Дерипаски; ядром компании стал Саяногорский алюминиевый завод. Через три года группа вошла в десятку ведущих производителей алюминия. В 2000 году "Сибал" и "Сибнефть" объединили свои алюминиевые активы в "Русский алюминий". В 2007 году в результате слияния "Русского алюминия", группы СУАЛ и глиноземных активов швейцарской Glencore был образован "Русал". Черной, по его собственному утверждению, владел акциями "Сибала", и в "Русале" ему якобы принадлежит пятая часть пакета Дерипаски (66 процентов), то есть 13,2 процента акций алюминиевой компании.

Как рассказывал Черной газете "Гаарец", уже после слияния "Сибала" с активами Абрамовича в марте 2001 года выяснилось, что в списках собственников новой компании "Русский алюминий" он не фигурирует. По словам Черного, Дерипаска объяснил это тем, что между новым российским президентом Владимиром Путиным и предпринимателем Борисом Березовским, в то время близким к "семье" предыдущего президента Бориса Ельцина, создалась "напряженная ситуация". "Я был близок к старой группировке, и меня каким-то образом связали с ними", - пояснял Черной. Дерипаска предложил ему продать долю. Схема при этом должна была выглядеть следующим образом: 250 миллионов долларов Черной получает сразу, а остальные средства Дерипаска перечисляет позже после продажи его доли.

Черной согласился, не подозревая подвоха. "Он [Дерипаска] был мне как сын. Вы должны понять. Мой сын. Мой мальчик. Он только немного вырос, стал носить костюмы и галстуки", - рассказывал предприниматель.

Как рассказал Ховард на суде, в марте 2001 года были подписаны ключевые документы по выходу Черного из совместного с Дерипаской бизнеса: соглашение, по которому Черной получил 250 миллионов долларов за акции "Сибала", и дополнение к нему, в соответствии с которым Дерипаска обязался продать долю Черного в "Русском алюминии" (которую последний определяет в 20 процентов) и передать деньги партнеру за вычетом 250 миллионов долларов. Черной рассказывал, что впоследствии он несколько раз безуспешно пытался добиться от Дерипаски реализации второй части сделки и в конце концов подал в суд.

Сторона истца утверждает, что отношения между Черным, Дерипаской и другими совладельцами "Сибала" Антоном Малевским и Сергеем Поповым были не то что партнерские - дружеские. В частности, Попов является крестным отцом дочери Дерипаски и, по его собственным словам, дружит с главой "Русала" больше 15 лет. Бизнесмены вместе праздновали дни рождения и свадьбы, что подтверждается несколькими видеозаписями и фотографиями. По версии стороны ответчика, Дерипаска на самом деле не считал всех этих людей ни партнерами, ни друзьями - он был заложником "системы", в которой власть принадлежала криминальным авторитетам, и вынужден был поддерживать хорошие отношения, чтобы остаться в живых и сохранить бизнес.

Сплошное вымогательство

В позиции ответчика определенно есть доля правды. Так, Попову приписывается лидерство в Подольской ОПГ, а Малевскому - в Измайловской. Михаила Черного преследуют правоохранительные органы чуть ли не по всему миру по подозрению в отмывании денег. Сейчас бизнесмен, кстати живет в Израиле, так как по ордеру испанских властей его могут арестовать в любой европейской стране (судья разрешил Черному выступать по видеосвязи). Надо отметить, что виновным его пока так нигде и не признали.

Абрамович-Березовский



Опальный олигарх Березовский требует в британском суде со спикера чукотской думы Романа Абрамовича 5,5 миллиарда долларов за акции "Русала" и "Сибнефти", которыми он якобы владел. Абрамович утверждает, что они с Березовским никогда не были партнерами; по его словам, последний оказывал политическое покровительство, за что получал деньги. Суд пока не вынес решение по этому делу.



Гайдамак-Леваев



В мае этого года в Высоком суде Лондона начался процесс между выходцами из СССР Аркадием Гайдамаком и Львом Леваевым. Предприниматели поссорились из-за ангольских алмазов. Гайдамак утверждает, что ранее они заключили договор о партнерстве, и Леваев не выплачивал ему часть прибыли от работы СП по добыче алмазов в Анголе. В конце июня суд отклонил иск Гайдамака.

Как рассказал адвокат Дерипаски Томас Бизли, ответчик, когда познакомился с Черным, был не "бедным студентом", а "настоящим бизнесменом". В своем письменном заявлении юрист употребил несколько русских сленговых слов, написанных латиницей, которые, по всей видимости, не поддаются точному переводу на английский. По его словам, Дерипаска никогда не соглашался на партнерство с Черным ни устно, ни письменно, но вынужден был платить ему dolya от прибыли за защиту от криминальных структур. Как пишут "Ведомости", их отношения адвокат описал термином krysha (британское правосудие уже познакомилось с этим неологизмом в ходе процесса Абрамовича-Березовского), в роли которой, кроме Черного, выступали Попов (avtoritet) и Малевский. Последний якобы держал obschak - Trenton Business Corporation, зарегистрированную на Британских Виргинских островах.

Кроме упомянутых "авторитетов", Черной, по версии стороны ответчика, тесно общался с другими криминальными лидерами, среди которых были Анатолий Быков (Толян, лидер Красноярской ОПГ), Алимжан Тохтахунов (Тайванчик, vor-v-zakone), Вячеслав Иваньков (Япончик), Салим Абдувалиев (Салим, лидер узбекской ОПГ), Владимир Татаренков (Татарин, лидер саяногорской ОПГ). Бизли называет Черного настоящим уголовником, вымогавшим у Дерипаски деньги в течение шести с лишним лет. К началу 2000-х Дерипаска обзавелся личной профессиональной охраной и больше не нуждался в услугах "крыши". По словам Бизли, свою роль сыграл также приход к власти Путина, который начал борьбу с организованной преступностью.

В марте 2001 года Дерипаска решил встретиться с "крышей" и расторгнуть отношения. Соглашение, подписанное тогда, является не чем иным, как выплатой отступных, указывает Бизли, а дополнение к соглашению вообще касается Малевского и Попова, и Черной не имеет к нему никакого отношения.

Кроме общих разногласий, показания Черного и Дерипаски расходятся по нескольким незначительным пунктам. Первый, к примеру, утверждает, что они познакомились в октябре 1993 года на Лондонской бирже металлов, и встречи искал Дерипаска. По версии последнего, первая встреча состоялась в мае 1994 года, причем он не планировал знакомиться с Черным. Судья ранее отмечал, что, по его мнению "один из них [истец или ответчик] лжет в грандиозных масштабах", осталось только выяснить, кто именно. Адвокаты встретятся в суде 23 июля для уточнения технических деталей, а сам процесс продолжится в сентябре. Как ранее сообщали британские СМИ, ответчик может привлечь в качестве свидетеля Романа Абрамовича, который якобы является единственным, кому Дерипаска рассказывал о вымогательстве со стороны Черного. Так что процесс обещает быть интересным - пусть и без сенсаций, но зато из первых уст.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше