31 июля Microsoft представила новый почтовый сервис. Он делит одно и то же название с самым популярным в мире клиентом для сбора электронной почты - Outlook. Microsoft позиционирует Outlook.com как почту новой формации, созданную не в эпоху становления интернета, а в эру браузерной видеосвязи, облачных сервисов и социальных сетей.
Сервис Outlook.com уже действует, но с оговоркой "предварительная версия". На языке Microsoft это означает индульгенцию за потенциальные сбои и ошибки, а также то, что набор функций почты пока не окончателен - впоследствии в нее будут добавлять новые возможности.
Ограничений по количеству пользователей на пробном Outlook.com нет. Ящик с окончанием outlook.com может завести любой желающий. Интересно, что компания не поспешила закрепить за собой некоторые очевидные адреса - сторонние пользователи уже успели обзавестись ящиками steveballmer@outlook.com, ballmer@outlook.com и donotreply@outlook.com. Результатом игры "получи красивый адрес, пока не подсуетились другие" стал миллион пользователей, зарегистрировавшихся на сервисе за первые шесть часов после запуска.
Почта "Стива Балмера"
На новую почту могут перейти вместе с письмами и прочим скарбом владельцы ящиков в майкрософтовских доменах msn.com, live.com и hotmail.com. Пока переезд для них - дело добровольное, но компания не скрывает, что впоследствии на Outlook.com будут переселять принудительно.
Outlook.com оформлен по законам стиля Metro - много белого пространства, одноцветная "шапка" с белыми надписями и значками, пиктограммы в духе "живых плиток" из Windows 8 (выезжают из верхней границы экрана при нажатии на стрелку справа от надписи "Outlook"). Движимая соображениями практичности, Microsoft утверждает, что специально уменьшила размер "шапки", и теперь на одном экране пользователь видит на треть больше писем, чем обычно.
Рабочая область может быть разбита на три или четыре колонки. В порядке слева направо это "Папки", список писем в папке, область чтения (ее можно убрать), где отображается само письмо, и последняя колонка. В ней показываются либо сообщения из мессенджера (в нем можно чатиться с друзьями по фейсбуку и твиттеру), либо реклама. Письма сортируются в хронологическом порядке, однако те послания, которые пользователь пометил флажком, выводятся во главе списка.
Интерфейс Outlook.com
В Outlook.com работает автоматический сортировщик писем. Если пять лет назад главной бедой электронной почты был спам, то сейчас, по мнению Microsoft, ею стали новостные рассылки и уведомления из соцсетей. Пользователь подписывается на них добровольно или по невнимательности и, как правило, не проявляет к письмам "Компания X представила продукт Y" или "У пользователя Z есть твиты для вас" никакого интереса. Зато полезного пространства они отбирают много - Microsoft прикидывает, что к рассылкам относится каждое второе, а к уведомлениям - каждое пятое письмо в современном ящике.
Рассылки, уведомления, отчеты о доставке заказов и прочие типовые письма будут раскладываться в Outlook.com по отдельным папочкам, чтобы пользователю не пришлось продираться через груды ненужных сообщений в поисках важного письма. Само собой разумеется, что можно создать собственные фильтры для сортировки корреспонденции.
Вместе с почтой поставляются календарь (старый из Hotmail), сервис "Люди" (адресная книга c контактами из Facebook и Twitter) и файлохранилище SkyDrive. Каждый пользователь получает семь гигабайт пространства в облаке. Интеграция со SkyDrive будет удобна любителям обмениваться "тяжелыми" файлами - документ (аудиозапись, видеоролик и так далее) весом до 300 мегабайт можно залить в облако и прислать ссылку, а не пытаться уместить его в аттач.
Outlook.com использует протокол Exchange ActiveSync. Между устройствами (компьютером, планшетом, смартфоном) синхронизируются не только письма, но и записи из календаря и адресной книги. Пошаговую инструкцию о том, как настроить сбор почты на мобильном устройстве, можно найти на сайте Microsoft.
Предусмотрены "продвинутые" средства просмотра файлов из вложений к письмам. Фотографии и видеоролики можно воспроизвести в режиме слайд-шоу (даже если это не вложение, а просто ссылка в теле письма на фотогалерею, например, на Flickr) - красиво, но нужен Silverlight. Документы, таблицы и презентации открываются прямо в браузере средствами соответствующей программы из пакета Office Web Apps (Word, Excel, PowerPoint и OneNote). Там же их можно редактировать с сохранением исходной версии.
Слайд-шоу в почте
Для удовлетворения потребности людей в видеообщении в почту будет встроен Skype (пока его нет).
По вопросу рекламы на Outlook.com Microsoft заняла принципиальную позицию - объявления не будут отображаться в колонке с цепочками писем, а корреспонденция не будет сканироваться в поисках "ключевых слов", которые потом можно передать рекламодателям. В русской версии Outlook.com рекламы мы пока не увидели, а в английской она имеет вид скромной колонки в правой части экрана с текстом объявлений. При наведении курсора мышки на объявление выскакивает миниатюра с фотографией рекламируемой продукции.
Outlook.com получился очень майкрософтовским сервисом - и по оформлению, и по духу, и по подходу. Пока он существует наряду с Hotmail, но очевидно, что рано или поздно Hotmail прекратит работу, а Outlook.com - продолжит. Закрыть один продукт и запустить вместо него другой вместо того, чтобы довести старый до ума - решение, которое очень свойственно компании Стива Балмера: достаточно вспомнить ту же Windows Mobile.
Microsoft объясняет свой шаг следующим образом. Когда запустился Hotmail, было круто просто иметь личный почтовый ящик. Когда заработал Gmail, было круто получить гигабайт пространства и не думать о том, что в почте может кончиться место. Теперь эти вещи воспринимаются как должные, но возникли другие потребности. Можно постепенно дополнять почту новыми функциями, но наступает момент, когда проще начать с чистого листа.
Hotmail, по данным comScore, все еще опережает Gmail по количеству пользователей - в июне у почты Microsoft было 324 миллиона пользователей, а у почты Google - 278 миллионов. Поэтому, запуская новый сервис, компания, наверно, руководствовалась еще и имиджевым моментом - за Hotmail, который начал действовать в 1996 году, закрепилась слава почты для бабушек и мастодонтов.