По средствам

АКАР опубликовала данные по объемам рекламы за первую половину 2012 года

Согласно отчету агентства АКАР, за первую половину 2012 года суммарный объем рекламы в средствах ее распространения увеличился на 13 процентов по сравнению с 2011 годом и составил 138 миллиардов рублей. Россия по-прежнему остается страной с одним из самых быстро развивающихся рекламных рынков, однако темпы его роста начали сокращаться.

Неизбежная интернетизация

В 2011 году рост рекламного рынка в аналогичный период в стране составил 28 процентов - то есть был более чем в два раза выше. Показатель роста в 2011 году оказался и значительно выше аналогичного показателя за 2010 год, который составил 10 процентов.

Активнее всего развивается сегмент интернет-рекламы. Ее прирост составил 45 процентов и 24 миллиарда. В прошлом году он был равен 57 процентам. Причем, бюджет контекстной рекламы в 2012 году оказался более чем в два раза больше, чем у дисплейной рекламы - 17,1 миллиард против 6,9.

Впрочем, до доходов телевизионной рекламы - лидирующего сегмента - интернет-рекламе по-прежнему далеко. Объем рекламы на телевидении за первую половину 2012 года составил около 67 миллиардов рублей. Прирост при этом - всего 8 процентов. В 2011 году прирост телерекламы за аналогичный период составил 21 процент.

О снижении объемов телерекламы свидетельствовал уже весенний отчет агентства Aegis Media. Крупнейшие российские каналы снизили объемы рекламного инвентаря: "Первый канал" - с 90 до 86 процентов, "Россия 1" - с 97 до 92 процентов, а НТВ - с 94 до 92 процентов. Эксперты связывают уменьшение количества проданной рекламы с понижением рейтингов телеканалов, которое, в свою очередь, вызвано увеличением политического контента на них из-за происходящих в стране событий.

Заметно увеличилась реклама на радио - на 21 процент. Это второй по величине показатель роста среди сегментов рекламы. В прошлом году рост рекламы на радио за аналогичный период составил 18 процентов.

В целом объем рекламы на радио растет быстрее прогнозов. Агентства предсказывали, что рост в этом сегменте составит не более 7 процентов, в то время как реклама, например, на радиостанциях холдинга "Профмедиа" ("Авторадио", "NRJ Россия", "Юмор FM", "Радио Романтика", "Радио 101"), по данным "Ведомостей", выросла на пятьдесят процентов, а выручка "Русской медиа группы" ("Русское радио", "Хит FM", Maximum и другие радиостанции) увеличилась на 40 процентов. По данным агентства "Медиа Плюс", только за апрель 2012 года рекламодатели потратили на радиорекламу на 63 процента больше, чем в том же месяце годом ранее.

По словам опрошенных "Ведомостями" участников радиорынка, компании стали больше вкладываться в рекламу на радио после увеличения ограничений по размещению наружной рекламы в Москве: с нее, например, согласно новым законам удалили рекламу пива. Также сейчас происходит передел рынка наружной рекламы, инициированный департаментом СМИ и рекламы города Москвы. Власти проводят ревизию всех рекламных конструкций в столицы в преддверии окончания 95 процентов договоров на размещение рекламы в столице - это произойдет в середине 2013 года. К этому времени часть конструкций будет демонтирована, и по всем утвержденным рекламным местам пройдут новые аукционы. Сейчас же ряд операторов испытывает затруднение с размещением рекламы из-за задержек с продлением договоров.

Объем наружной рекламы заметно сократил свой рост - с 25 процента в первой половине 2011 года до 10 процентов - в первой половине 2012-го, за этот период он составил чуть более 19 миллиардов рублей.

Самый низкий показатель роста - у печатной рекламы, он составил всего 3 процента против 11 процентов в прошлом году. Печатные издания в последнее время не увеличивают доходов от рекламы. По данным аналитического центра "Видео интернешнл" (АЦВИ), доходы федеральных изданий от рекламы за первые четыре месяца 2012 года сократились на один процент. А специализированная рекламная пресса сократила выручку на 23 процента.

Снижение градуса

О том, что рост рекламного рынка в России в ближайшее время замедлится, говорилось и в прогнозах экспертов. Агентство Zenith Optmedia уже дважды снижало показатели по прогнозам роста рекламного рынка в 2012 году, последний раз, в марте 2012 года, скорректированная цифра прогноза составила 13 процентов. Эксперты связывают уменьшение рекламных бюджетов с усилением экономической и политической нестабильности в стране.

Очевидно, что негативно скажутся на росте и новые ограничения по рекламе. С 23 июля 2011 года вступил в силу запрет на рекламу пива на телевидении, радио, а также на уличных конструкциях (исключение составляют только помещения специализированных магазинов). Также с этого дня стал действовать закон о запрете на рекламу алкоголя в интернете, а с января 2013 года нельзя будет размещать подобную рекламу и в печатных СМИ.

Алкогольные компании начали сокращать рекламные размещения в СМИ еще до вступления запретов в силу. Например, компания Heineken в течение первого полугодия сократила бюджет на телерекламу на 89 процентов до 39 миллионов рублей, компания SUN InBev сократила его на 18 процентов до 429 миллионов рублей, а Efes Rus - на 4 процента до 512 миллионов рублей. Сократились рекламные бюджеты алкогольных компаний и в других медиа.

Реклама алкоголя в медиасреде составляла около 7 процентов. С учетом того, что с принятием новых законов алкогольные бюджеты практически полностью ушли из рекламы, рост рекламного рынка в последующем полугодии и в 2013 году, по всей видимости, ждет закономерное снижение. Впрочем, есть и факторы, способствующие его росту: это развитие рынка интернет-рекламы и, в частности, его технологических средств, а также предстоящая в 2014 году Олимпиада в Сочи. Основные спонсоры ее уже определены, а власти города летом 2012 года приступили к распределению местной наружки.

Русский разгуляй

Бабулька чеканит капустой, водка льется рекой: лучшая реклама к чемпионату мира