Испытания авианосца "Викрамадитья", купленного Индией у России в 2004 году, завершились неудачей - при попытке вывести корабль на полный ход из строя вышли семь из восьми паровых котлов. Точная причина произошедшего пока неизвестна, специалисты начнут осмотр оборудования только через неделю, когда авианосец вернется на северодвинское предприятие "Севмаш". Из-за обнаруженных неполадок срок передачи "Викрамадитьи" заказчику в очередной раз отложен: ВМС Индии смогут получить корабль только в 2013 году.
Испытания бывшего "Адмирала Горшкова", а ныне "Викрамадитьи" (в переводе с санскрита - "Всемогущий"), проводились в Баренцевом море с июня 2012 года. В частности, проверялось бортовое авиаоборудование, корабельные системы, выполнялись взлеты и посадки палубных истребителей МиГ-29К. В сентябре была предпринята попытка вывести корабль на максимальную скорость хода, в результате чего из строя вышли семь из восьми паровых котлов. При этом на малой и средней скоростях котлы работали нормально.
По данным газеты "Ведомости", ссылающейся на источник в Объединенной судостроительной корпорации, в результате выхода котлов из строя корабль не потерял ход и мог развивать скорость до 23 узлов при заявленной максимальной скорости в 29 узлов. При этом источник газеты "Коммерсантъ" рассказал, что специалистам теперь предстоит решить, вернется ли корабль на "Севмашпредприятие" самостоятельно или будет отбуксирован в док. После возвращения "Викрамадитьи" станет известно, какой объем восстановительных работ предстоит выполнить.
Как пишет "Российская газета" со ссылкой на источник в "Севмаше", авианосец не утратил способность передвигаться самостоятельно и в настоящее время возвращается в док своим ходом.
Ясности с тем, что предстоит сделать, пока нет. Так, источник агентства "Интерфакс" ранее рассказал, что, несмотря на возникшие неполадки в семи котлах, заменить потребуется только три из них. При этом Василий Кукин, заместитель директора Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), выпустившего котлы, заявил, что менять оборудование не нужно; необходимо будет лишь заново выложить огнеупорную кирпичную кладку и заменить специальные термоизоляционные материалы. На все, по разным оценкам, потребуется от четырех до 12 месяцев.
По словам бывшего директора Балтийского завода Олега Шуляковского, наихудшим вариантом может быть повреждение трубок котлов, в которых происходит образование пара. Дело в том, что такие трубки выполнены из стали специальной марки, производство которой в России уже закрыто из-за нерентабельности. Такая сталь для "Викрамадитьи" заказывалась на Украине. В случае, если потребуется замена трубок, срок сдачи корабля может значительно увеличиться, поскольку России придется дожидаться исполнения заказа Украиной.
По предварительной оценке, стоимость работ по ремонту котлов составит около миллиарда рублей; исправление неисправностей будет производиться за счет России.
В настоящее время основной причиной произошедшего считается особенность конструкции котлотурбинной силовой установки "Викрамадитьи". Дело в том, что оригинальный проект такой установки с паровыми котлами КВГ-3Д подразумевал использование в качестве теплоизоляции асбестсодержащих материалов. Индия в середине 2000-х годов отказалась от использования опасного для здоровья асбеста и потребовала заменить такие материалы на "Викрамадитье" другими. В результате на корабле была выложена термоизоляционная кирпичная кладка, которая и не выдержала высоких температур.
Модернизация "Адмирала Горшкова" практически с самого начала считалась убыточным проектом как в России, так и в Индии. Индийское контрольное ведомство - аналог российской Счетной палаты - утверждало, в частности, что строительство собственного авианосца обошлось бы стране на порядок дешевле, а срок службы корабля был бы значительно большим. В 2007 году министерство финансов Индии отказало министерству обороны в выделении средств на оплату модернизации авианосца. При этом индийское военное ведомство настаивало на необходимости приобретения "Викрамадитьи". Финансирование проекта возобновилось только в 2009 году, после подписания измененного контракта с Россией.
По словам Шуляковского, причиной провала испытаний авианосца могла стать изначально неудачная конструкция паровых котлов, установленных на корабль. По его словам, эксплуатация такого оборудования на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" проекта 1143 ( "Адмирал Горшков" был построен по этому же проекту) и на эсминцах проекта 956 часто заканчивалась поломками. Так, на эсминцах реальный срок службы котлов составлял всего 20 процентов от заявленного разработчиками.
При этом Шуляковский отметил, что на "Викрамадитью" были установлены новые котлы, гарантийный срок службы которых составлял десять месяцев (удивительно небольшой срок для продукции военного назначения), но истек задолго до начала ходовых испытаний. Несмотря на то, что конкретные неполадки и поломки еще не выяснены, российская сторона уже объявила о том, что намерена уговорить Индию согласиться на использование асбестсодержащей теплоизоляции. Предположительно, это позволит в будущем избежать выхода силовой установки из строя.
По данным "Российской газеты", неполадки в силовой установке авианосца обнаружились в конце июля 2012 года, когда корабль с российским экипажем и сдаточной командой на борту принял участие в военно-морском параде по случаю дня ВМФ России. Правда об этих неполадках долгое время умалчивалось, чтобы в спокойной обстановке завершить испытания радиоэлектронного оборудования, систем вооружения и авиаоборудования.
Ответственный сдатчик авианосца Игорь Леонов рассказал "Коммерсанту", что неполадки в работе нескольких котлов являются "чисто механической проблемой". Исправлять поломки планируется в оперативном режиме, чтобы уже в октябре 2013 года передать "Викрамадитью" Индии. Индийская же сторона намерена получить уже отремонтированный корабль, степень готовности которого при начале ходовых испытаний оценивалась бы в 95 процентов, уже в апреле будущего года.
В 2009 году Россия и Индия подписали договор о внесении изменений в план ремонта и модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". В частности, стоимость работ увеличилась более чем на миллиард долларов, а сроком сдачи авианосца назывался 2013 год. При этом заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что авианосец будет передан Индии в конце 2012 года. Таким образом, 2013 год считался самым крайним сроком на случай возникновения непредвиденных неполадок или необходимости доработок.
В целом же терпеливость Индии вызывает восхищение. Согласно контракту, заключенному в 2004 году, Индия получала авианосец бесплатно, но оплачивала его ремонт и модернизацию, а также оснащение палубными истребителями МиГ-29К/КУБ и вертолетами Ка-27 и Ка-31. Сумма сделки составила 1,5 миллиарда долларов, а сам корабль, по условиям соглашения, индийская сторона должна была получить уже в 2008 году. Позднее сроки были передвинуты на 2011-й, а затем и на 2013 год, а стоимость соглашения увеличилась до 2,3 миллиарда долларов.
Причины для пересмотра стоимости и сроков были: Россия при заключении контракта недооценила масштаб и стоимость работ. Кораблестроителям фактически предстояло установить новейшее оборудование в уже далеко не новый корпус. Переговоры о внесении изменений в контракт продолжались несколько лет, однако индийцы все же согласились на перенос сроков и увеличение стоимости работ, не потребовав никакой компенсации. Индия не намерена требовать компенсации за срыв сроков поставки и в этот раз.
Любой другой заказчик уже давно потребовал бы выплаты неустойки, а то и вовсе отказался бы от покупки если не всего корабля, то, по крайней мере, котлотурбинных установок к нему. Ведь сложно назвать рациональной покупку оборудования, самые важные элементы которого продавец производит из импортного сырья. Цепочка поставок и обслуживания в этом случае становится очень длинной, что должно сказаться на сроках обслуживания и ремонта корабля, если таковые потребуются.
Во всей этой истории остается неясным, почему российская сторона решилась предложить Индии котлы, которые, если верить Шуляковскому, не очень хорошо проявили себя во время службы на других кораблях. И тем более непонятно, почему Индия, обычно придирчивая к покупаемой военной продукции, согласилась установить такие котлы на боевой корабль, который в перспективе должен составить ядро первой индийской авианосной ударной группы.
В 2004 году приобретение "Викрамадитьи" считалось индийскими властями крайне важным и нужным шагом. Модернизированный корабль должен был заменить в составе индийских ВМС устаревший "Вираат", бывший британский легкий авианосец "Гермес" 1959 года постройки. Однако с каждым переносом сроков поставки авианосца смысла в такой покупке становится все меньше и меньше - в 2017 году на вооружение Индии должен поступить авианосец "Викрант" собственной индийской разработки.