В среду, 19 сентября, Хозяйственный суд Киева частично удовлетворил иск Министерства обороны России о взыскании с кабинета министров Украины долга корпорации ЕЭСУ (Единые энергетические системы Украины). Долг образовался еще в середине 1990-х годов, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко, а правительство Украины - ее покровитель Павел Лазаренко. Его гарантийное письмо и стало главным доказательством на суде.
ЕЭСУ в 90-е занималась поставками российского газа на украинские предприятия, отправляя россиянам в обмен продукцию промышленного производства. Благодаря поддержке Лазаренко, который до своего премьерства руководил ТПК, корпорация в 1995-1996 годах достигла объема продаж в размере 11 миллиардов долларов. Именно тогда за Тимошенко закрепилось прозвище "газовая принцесса". По одному из контрактов для Минобороны РФ ЕЭСУ должна была поставлять стройматериалы и мебель в счет долга за полученный газ. Однако компания не выполнила обязательства, в результате чего Россия недополучила товаров на 405 миллионов долларов.
С указанной суммой непосредственно связано и дело против Юлии Тимошенко, возбужденное в свое время Главной военной прокуратурой России. Нынешнюю сиделицу (напомним, лидер "Батькивщины" отбывает семилетний срок за заключение газовых контрактов с Россией в 2009 году) в Москве обвиняли в даче взяток высокопоставленным чиновникам Министерства обороны России с целью заключения контракта на поставку украинских строительных материалов по завышенным ценам. В 2005 году это дело закрыли. В России по нему в 2003 году был осужден главный финансист Минобороны генерал Георгий Олейник (впоследствии полностью реабилитированный).
В 2002 году Олейник рассказывал, что поначалу ЕЭСУ аккуратно выполняла свои обязательства, поставив продукции на 123 миллиона долларов, однако затем, по его словам, Россия ввела 20-процентный НДС на все товары, поступающие с Украины. Цена стройматериалов соответственно выросла, после чего на Украине произошли серьезные политические пертурбации: президент Леонид Кучма снял Лазаренко с поста премьера (якобы "по состоянию здоровья" ), а у ЕЭСУ отобрали право на поставки газа и внешнеэкономическую деятельность в целом.
При этом увольнению Лазаренко предшествовал иск на 1,4 миллиарда гривен, который против ЕЭСУ выдвинули украинские налоговики. Штрафы и претензии стали сыпаться на корпорацию один за другим, вследствие чего она практически свернула свою деятельность - официально ЕЭСУ была ликвидирована только в 2009 году. После краха корпорации в 1998 году Тимошенко и Лазаренко развили активную политическую деятельность, избравшись в Верховную Раду. Впрочем, депутатская неприкосновенность не помогла обоим избежать уголовного преследования.
В свою очередь, долг увядшей ЕЭСУ был переложен на украинский бюджет, тем более что, как оказалось, поставки корпорации были обеспечены гарантиями со стороны властей. Удивительно, но на долгое время про долг, казалось, забыли обе стороны, что, конечно, можно объяснить только политической чехардой на Украине. Лишь после прихода к власти Виктора Януковича к этой теме начали постепенно возвращаться.
17 июня прошлого года "Украинская правда" обнародовала письмо главы Минобороны РФ Анатолия Сердюкова, в котором он просит премьер-министра Украины Николая Азарова заняться "разрешением вопросов, связанных с ненадлежащим исполнением корпорацией "Единые энергетические системы Украины" взятых на себя обязательств". И далее: "Прошу Вас рассмотреть вопрос о погашении существующей задолженности в размере 405,5 миллиона долларов США".
Азаров ответил на это послание, общаясь с журналистами на брифинге в новом хирургическом корпусе Национального института рака. Один из представителей СМИ спросил премьера, будет ли Украина возвращать долг. Азаров переадресовал вопрос присутствовавшим медикам: "Будем долги Тимошенко отдавать России?" Врачи хором сказали: "Нет", - и премьер резюмировал: "Вот, люди за меня ответили".
И хотя украинские власти всячески демонстрировали свое нежелание возвращать деньги, это не помешало Генпрокуратуре завести на Тимошенко очередное дело по факту "покушения на растрату" бюджетных средств. В интерпретации следователей покушением являлось то, что долг ЕЭСУ был переведен на баланс бюджета. В этой связи становится понятным, почему единственным украинским чиновником высокого ранга, который заявил, что деньги надо возвращать, оказался генпрокурор Украины Виктор Пшонка - иначе к чему было бы возбуждать дело, если эти 400 миллионов в Киеве все равно за долг не считают.
Видя, что украинцы ни мычат ни телятся, Минобороны РФ обратилось с соответствующим иском в Хозяйственный суд Киева. Сумма вопроса - 3,2 миллиарда гривен (по текущему курсу - те самые 405,5 миллиона долларов). Ответчиком выступило правительство Украины, а ЕЭСУ фигурировало в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика. В том, что в итоге киевский суд поддержал российскую сторону, на самом деле нет ничего удивительного, поскольку если бы долг признали недействительным, то и дело против Тимошенко о "покушении на растрату", уже доведенное до суда, пришлось бы закрывать.
На суде представитель украинского кабинета министров Андрей Богдан пытался доказать, что гарантийное письмо Лазаренко его тогдашнему коллеге, российскому премьеру Виктору Черномырдину, не может рассматриваться как гарантия самого государства, поскольку является "личным мнением определенного государственного чиновника". А если даже может, то срок давности ее давно истек. Но суд, очевидно, решил, что очередное уголовное дело против Тимошенко стоит каких-то несчастных 400 миллионов. Точнее 390 миллионов - именно эту сумму украинское правительство обязали выплатить ведомству Сердюкова.
Киев может оспорить (и, скорее всего, оспорит, чтобы создать хоть какую-то видимость защиты государственных интересов) вынесенное решение в Апелляционном суде, но исход вряд ли будет другим. Впрочем, деньги отдавать украинские власти по-прежнему не намерены. Как заявил первый вице-премьер Украины Валерий Хорошковский, в государственном бюджете просто нет средств для оплаты судебного иска.
Старый соратник Тимошенко по партии Александр Турчинов, в свою очередь, считает, что вся эта история с долгом - не более чем предвыборный ход (выборы в Верховную Раду пройдут 28 октября). По словам политика, украинские власти теперь начнут рассказывать о том, что "они вынуждены не платить пенсии, зарплаты, которые они не способны платить, потому что в стране уже начинается экономический коллапс, потому что они будут возвращать какие-то несуществующие долги". Он также выразил убеждение, что после выборов Киев оспорит решение суда и в конечном итоге выяснится, что никаких гарантий со стороны государства по обеспечению долга ЕЭСУ не было.
Между тем едва ли не главный герой всей этой истории - Павел Лазаренко - вот-вот (1 октября) покинет стены калифорнийской тюрьмы, куда он был упрятан в 2006 году за отмывание денег. Сейчас в Киеве живо обсуждают, вернется ли бывший премьер на родину или предпочтет безбедное существование по ту сторону Атлантики. Справедливости ради стоит сказать, что, в случае если бывший шеф Тимошенко все же рискнет навестить "неньку", существует очень большая вероятность, что он, конечно, не присоединится к Тимошенко в камере женской колонии, но станет обитателем другого пенитенциарного учреждения. И то самое гарантийное письмо, это "послание от Павла", ему тоже припомнят.