Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Город-антигерой

"Лента.ру" выяснила, с чем придется столкнуться новому мэру подмосковных Химок

Время кандидата в мэры Химок Олега Шахова расписано по минутам. Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу назначил бывшего вице-губернатора Тульской области Шахова исполняющим обязанности главы города 15 августа 2012 года, а 19 сентября он ушел в отпуск в связи с выборами. То есть у Шахова всего два месяца в запасе, чтобы познакомиться с местными жителями. Рано утром он едет открывать новую спортивную площадку в детском садике. Телекамеры выстраиваются у маленьких футбольных ворот в линейку, операторы топчут свежий газон, воспитательница с детьми читает перед объективами стишок, заканчивающийся словами "от нашего детства - спасибо за средства".

Потом по химкинским пробкам Шахов с командой пытается добраться в другую часть города - на одну из лучших конно-спортивных баз страны. Там главе города говорят, что количество детей-чемпионов, участвующих в соревнованиях на пони, можно было бы и увеличить, если бы школе чуть помогли с финансированием. Шахову показывают золотые кубки и манежи; на улице мимо него гарцует выступавший на Олимпийских играх в Лондоне конь.

Жители Химок 14 октября 2012 года изберут нового мэра. Предвыборная кампания получилась настолько яркая и удивительная, что привлекла внимание всей страны. Корреспондент "Ленты.ру" постоял в пробках с Олегом Шаховым, погулял по парку с Евгенией Чириковой и посетил с коммунистами закрытые на замок химкинские стадионы, чтобы понять, как устроена жизнь в Химках накануне выборов. Выяснилось, что недостаток финансирования - отнюдь не главная городская проблема, а новому мэру, похоже, придется плотно сотрудничать с московскими властями, чтобы улучшить жизнь горожан.

Транспортный коллапс

Химки - один из самых крупных городов Московской области. В нем проживает более 200 тысяч человек. Как рассказывает Олег Шахов, бюджет города профицитный - шесть миллиардов рублей в год (согласно сведениям об исполнении бюджета за 2011 год, доходы города составляли 6 миллиардов 492 миллиона рублей, а расходы - 6,53 миллиарда). По словам экс-депутата Госдумы, бывшего председателя подмосковного отделения партии "Правое дело" Бориса Надеждина, казна Химок - отнюдь не самая маленькая в Подмосковье. Недаром местные жители с гордостью называют город "самодостаточным поселением".

Кандидат в мэры Химок от партии КПРФ Леонид Виноградов - коренной химчанин, работавший в химкинской администрации еще в советское время, а также - недолго - при мэре Владимире Стрельченко. "Этот район, этот город, он разделен на две части", - описывает главную проблему родного города Виноградов. На Старые Химки и Новые Химки город рассекает Ленинградское шоссе. Первый камень в основание Новых Химок, по рассказам Виноградова, заложили в 1969 году. С тех пор дома в Новых Химках продолжают расти как грибы, но две части города по-прежнему соединены одной-единственной дорогой, перпендикулярной Ленинградке. В результате автомобили намертво стоят не только на въездах и выездах из Москвы - пробки на улицах Химок рассасываются только к ночи. "Я с Новых Химок до Старых 40 минут еду на маршрутке, без пробок - 10", - встревает в разговор с Виноградовым молодой представитель партии КПРФ.

"Химки вообще сильно разделенный город - левый берег отделен от правого каналом, Старые Химки отделены от Новых Ленинградкой и поделены пополам железной дорогой. Все это создает целый ряд узких мест с вечными пробками. Ситуация усугубляется довольно активным транзитным движением через город со стороны Шереметьево, Лобни, Долгопрудного (там в последнее время открыли много офисных зданий, всяких логистических терминалов и прочего)", - рассказывает житель Химок Ильдар Исаев, защищавший два года назад Химкинский лес.

Город делят на части не только Ленинградка, канал и железнодорожные пути. В 1984 году, вспоминает Виноградов, Москве отошла часть территорий, граничащих с Химками, - к примеру, нынешние столичные районы Куркино и Новоподрезково. "И получается, что люди живут в Химках, а в баню через дорогу ходят в Москве", - поясняет он. Путешествуя по городу, вы запросто можете несколько раз выехать из него - и снова въехать. Виноградов считает, что именно необходимость согласовывать с московскими властями расширение Ленинградского шоссе и есть причина, по которой кусок трассы, проходящий через Химки, до сих пор остается в первозданном виде. По мнению Виноградова, вопросы об участках трассы на территории Химок должны решать исключительно химчане. Если бы так и было, Ленинградку уже давно бы расширили.

С Виноградовым не согласен другой коренной химчанин Игорь Белоусов. На прошлых выборах мэра города он занял второе после Владимира Стрельченко место, долгое время работал вице-мэром, и сейчас снова выдвигается на пост главы города. На его взгляд, расширять Ленинградку необходимо после строительства федеральной трассы "Москва-Санкт-Петербург". Кто управляет Ленинградским шоссе и принимает решения по поводу его расширения, по мнению Белоусова, неважно. "Надо быстрее запускать трассу 'Москва-Санкт-Петербург'. Это обязательно разгрузит пробки, но не до конца. Надо расширять Ленинградку, потом и строить второй ярус дорог", - рассуждает Белоусов.

И. о. мэра Химок Олег Шахов признает, что для решения вопроса городских пробок придется взаимодействовать с Москвой. "Будем говорить о реконструкции Новосходненского шоссе. Но тут тоже придется утверждать с Москвой, потому что так получилось, что с одной стороны шоссе - Химки, с другой - Москва. Это должны быть согласованные действия, должны быть в бюджетах предусмотрены деньги. Есть, конечно, свои сложности здесь: одно дело - решить проблему самому, другое - согласовать с соседом, у которого есть свои желания", - поясняет Шахов.

Уже во время нынешней избирательной кампании еще один кандидат в мэры - оппозиционный активист и эколог Евгения Чирикова заявила, что именно действующий глава города (то есть Шахов) виновен в том, что Ленинградка в Химках до сих пор не расширена. К такому выводу она пришла, изучив документ "Северо-Западной концессионной компании" (CЗКК, компании-концессионера трассы "Москва-Санкт-Петербург") - "Проспект ценных бумаг". "В нем говорится, что, оказывается, Ленинградское шоссе не расширяют, потому [что оно] является конкурентом для новой платной трассы 'Москва–Санкт-Петербург', - поясняет Чирикова. - Говорится и о том, что Ленинградка не должна быть расширена на протяжении 30 лет, а если она будет расширена, то в этом случае Россия должна будет выплатить вот этой самой 'Северо-Западной концессионной компании', дочерней структуре Vinci, компенсацию". СЗКК на место концессионера выбрали по конкурсу. Среди подписавших конкурсные документы был и Олег Шахов (в 2009-2011 годах Шахов работал генеральным директором строительной организации ОАО "ГипроДорНИИ", а затем возглавлял Мосэкспертизу), из чего Чирикова и заключила, что Шахов несет ответственность за то, что Ленинградское шоссе в Химках не реконструируется. Сам и. о. мэра после выступления Чириковой заявил, что в 2011 году, когда был подписан "Проспект ценных бумаг" СЗКК, он уже не занимался трассой "Москва-Санкт-Петербург".

Жители Химок уже не надеются избавиться от пробок. "Мое субъективное мнение - решить это уже невозможно. Только все снести и перестроить заново, но так не получится", - говорит химчанин Ильдар Исаев. И власти, и кандидаты в мэры согласны, что новыми дорогами пробки не изжить. Шахов рассказывает, что с Москвой уже ведутся переговоры о строительстве легкого метро до Химок. Евгения Чирикова считает, что до Химок и Сходни нужно запустить скоростной поезд "Спутник" и восстановить движение обычных электричек - после того как между Москвой и Санкт-Петербургом стал курсировать "Сапсан", в их расписании "образовались дыры". По мнению Белоусова, "надо уходить в землю" и строить настоящее метро, а его помощник добавляет, что Химки действительно были включены в план развития метрополитена в Московской области. В офисе Белоусова на стене висит проект Генплана Москвы за 2006 год. Согласно этой бумаге, в Химках должны были появиться сразу несколько станций метро, но принят этот проект так и не был - на месте предполагаемых станций уже стоят торговые центры.

Генплан самих Химок не могут утвердить уже несколько лет.

Зачем вы это строите

Хотя собеседники "Ленты.ру" по-разному видят решение транспортных проблем в Химках, в одном они сходятся: транспортный коллапс в городе возник из-за "бездумной строительной политики". Шахов, хотя раньше никогда не работал в химкинской администрации, утверждает, что живет в городе десять лет - в районе Куркино, который сейчас отошел Москве. Его сын окончил в Химках школу и тоже живет в городе. "Городской округ Химки сам по себе компактный и небольшой. Территории для застройки не очень много, поэтому очень часто бывало, что разрешения для строительства выдавались на земельных участках, расположенных внутри дворов. Это вызвало большое недовольство жителей", - так видит проблему и. о. мэра города. Леонид Виноградов считает, что Химки могли бы расширяться за счет территорий, которые принадлежат Москве. Но Москва построила на своих землях, перемежающихся с химкинскими, пока только один район - Куркино. "Остальное - это поля, карьеры песочные, мусорки, свалки промышленных отходов - образовала Москва. Она, по сути, уселась на транспортный узел Химок, а проблем города не решила", - отмечает коммунист.

По мнению местных жителей, проблема точечной застройки кроется в безответственности властей и строительных компаний, которые, возводя дома, не предусмотрели инфраструктурные объекты: детские сады, школы, парковки и дороги. "Еще лет шесть назад Старые Химки были в основном малоэтажным городом. Последние несколько лет используется следующая практика: старые трех-пятиэтажные дома сносятся, на их месте строятся небоскребы этажей по 30. Соответственно, вся остальная инфраструктура остается той же, что и была раньше", - рассказывает Ильдар Исаев.

Незаконная и точечная застройка - причины практически всех протестных акций в Химках в последние годы, и новым властям игнорировать их будет сложно - движение против незаконного строительства в городе набирает обороты. Жители района рядом с парком "Дубки" в Новых Химках показывают Евгении Чириковой незаконные строения, которые возводятся на территории парка. Это некий спортивный комплекс, жилой дом, под который уже выкопан фундамент; некоторые территории в парке просто огорожены забором. Что там будет строиться - не указано. "Вот здесь, смотрите, будет построен 25-этажный дом, уже есть фундамент. Это одна из самых известных строек в "Дубках". ФАС выявляла по этой стройке нарушения", - показывает защитник Химкинского леса, активист Алексей Дмитриев на огороженный синим забором небольшой участок на окраине парка. Дмитриев пытался оспорить строительство дома в судах, но проиграл по всем инстанциям. Вокруг Дмитриева собираются недовольные жители, которые проекту противятся не потому, что стройка находится на окраине парка, а из-за того, что новый дом возникнет в непосредственной близи от их жилья. Значит, будут проблемы с парковкой и увеличится конкуренция за места в близлежащих детских садах.

На экскурсию по парку "Дубки" дальше детской площадки у стройки многие из местных уже не идут. Оставшимся жителям, журналистам и Чириковой Дмитриев показывает другие нарушения в "Дубках". Тут построили храм ("когда тут только крест стоял, его семь раз вырывали - это о чем-то говорит"), рынок рядом с ним; еще одна часть парка выделена, по словам активиста, под строительство спорткомплекса и кафе ("стройка на ней пока не ведется, территория просто огорожена"), а за зеленым забором планируют возвести два 20-этажных здания. "Застройщик представлял проект на выставке, он еще не утвержден, но забором огорожен. Согласно проекту, это дворец бракосочетаний с офисным местом", - поясняет Дмитриев. По проекту генплана Химок, часть территории "Дубков" действительно отводится под строительство.

Два других объекта, из-за которых местные жители уже несколько лет подряд выходят на пикеты и обращаются в суды, находятся в Сходне. В 2006 году, рассказывает активистка инициативной сходненской группы Ирина Тюкачева, жители пытались оспорить строительство жилых домов на Первомайской и Панина. Горожане считали, что новые строения находятся на пути глиссады самолетов, следующих в Шереметьево или из него. "У нас же в нескольких километрах аэропорт. Самолеты постоянно над нами гудят. На Первомайской построили два здания по 19 этажей, в народе их называют 'башнями-близнецами'. На улице Панина мы несколько лет назад проводили акцию - встали у ворот с бенгальскими огнями и показывали, что самолетам здесь летать опасно", - рассказывает Тюкачева. Росаэронавигация признала в итоге строительство законным, а суды претензии жителей - необоснованными. Дома сданы в эксплуатацию.

За Морщихинское поле жители Сходни пока продолжают бороться. Глава территориальной общественной организации "Сходня-Сокол" Михаил Абдулов рассказывает, что по первоначальному плану на поле, упирающемся в реку, должен был появиться спортивный комплекс. В муниципальной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Химки на 2010-2020 годы" указано, что на Морщихинском поле построят крытый каток с искусственным льдом и бассейн. "В итоге в какой-то момент выясняем, что проводятся слушания по строительству на поле выставки-продажи железобетонных изделий компании "Крост". Когда ситуация была предана гласности, то власти переиграли и сказали, что будет строиться жилой комплекс", - говорит Абдулов. По его словам, проект пока не утвержден, и жители собираются бороться за то, чтобы на поле строили социально важные объекты. По словам активистов, к ним уже приезжала Евгения Чирикова и заявила, что не допустит "строительства такого безобразия". На днях поле должен посетить Олег Шахов.

Всех этих конфликтов можно было бы избежать, если бы власти шли на диалог, считает Игорь Белоусов. "Жители должны знать, какие плюсы они получают, если что-то строят у их домов, но никто не спрашивает, - говорит он. - А то получается, что во дворах все как один против точечной застройки, а общественные слушания сфальсифицированы, и повлиять на стройку никак нельзя". Олег Шахов обещает "исключить в генплане [Химок] точечную застройку". "Строительство ряда объектов, которые вызывают особое недовольство жителей, мы приостановили, запросили всю разрешительную документацию, которая есть, и будем ее изучать. Если документы не в порядке - остановим эти стройки", - говорит он. По словам жителей домов у парка "Дубки" , администрация приезжала и к ним, пообещав заморозить стройку 25-этажного дома, который пока обзавелся только фундаментом. Днем строительная техника, правда, не работает, но как только начинает темнеть - на стройке сразу же заводят кран.

Навстречу социальному взрыву

Митинг пенсионеров Химок против замены льгот денежными компенсациями и повышения цен на коммунальные услуги. Фото РИА Новости, Дмитрий Чеботаев
Митинг пенсионеров Химок против замены льгот денежными компенсациями и повышения цен на коммунальные услуги. Фото РИА Новости, Дмитрий Чеботаев

Многие из собеседников "Ленты.ру" (в том числе Игорь Белоусов) считают, что в Химках существует "угроза социального взрыва". Леонид Виноградов вспоминает, как с Химок начались протесты против пенсионной реформы, прокатившиеся по всей России: в 2005 году несколько сотен пенсионеров перекрыли Ленинградское шоссе около остановки Бутаково.

Другая больная тема - тарифы ЖКХ. "У нас тарифы выше, чем в Москве. Если моя дочь платит за однокомнатную квартиру в Химках шесть тысяч, то в Москве на "Соколе" [в квартире, которая] в два раза больше по метражу, - пять тысяч восемьсот рублей", - говорит Белоусов. Он считает, что разница в тарифах - результат работы посредников; с этой точкой зрения согласен и руководитель избирательного штаба Евгении Чириковой Николай Ляскин. "ТЭЦ устанавливает тариф, а тепло людям передают фирмы-посредники. Вот если их сократить, то и тарифы станут ниже", - уверен Белоусов. По словам Бориса Надеждина, тарифы ниже и в районах Москвы, граничащих с Химками, - например, Волжаниново. "А зарплаты ниже, чем в Москве, - людей это бесит", - отмечает он.

В Химках не хватает школ и особенно детских садов. По данным Олега Шахова, в садах мест нет для более чем трех с половиной тысяч детей. Белоусов рассказывает, что очередь в детские сады (в ней и дети, которым по возрасту еще не пришло время идти в сад) уже достигла восьми тысяч человек. Дефицит социальной инфраструктуры жители также связывают с безудержным строительством. "Строится не школа - строится еще один коммерческий дом. Там тоже будут машины. Куда пойдут эти машины? На нерасширенное шоссе. Куда пойдут дети из этих домов? В школы, где уже сейчас 35 человек в классах. Куда пойдут пенсионеры? В поликлиники, где уже сейчас стоят очереди из десятков", - подытоживает Евгения Чирикова.

В вопросах детских садов Химкам тоже придется вести переговоры с Москвой, утверждает Олег Шахов. "Здесь есть свои неудобства. В этом году Москва введет 300 тысяч квадратных метров жилья рядом с химкинским районом Подрезково (застройкой занимается московская компания "Су-155" - прим. "Ленты.ру"). И они совершенно не обеспечены социальной инфраструктурой, - говорит чиновник. - Соответственно, люди, проживающие там, будут пользоваться детскими садами и скорой помощью Химок". "Мы сейчас говорим правительству Москвы о том, чтобы они обратили на это внимание и в следующем году вложили в бюджет необходимые средства для строительства инфраструктуры, но это будет уже после введения жилья в эксплуатацию", - уточняет Шахов. Он обещает, что химкинская администрация теперь будет обязывать застройщика сначала строить социальные объекты, а потом уже приступать к возведению жилых зданий. Впрочем, по словам Белоусова и Чириковой, не Москва приходит в химкинские детсады, а химчане вынуждены водить своих детей в сады и школы в Куркино.

Доступных спортивных сооружений у химчан нет. "До 2005 года в Химках было три хороших общедоступных стадиона. Туда мог свободно прийти любой человек. При Стрельченко два из них перестроили в профессиональные футбольные стадионы - доступ человеку с улицы на них теперь невозможен. Третий стадион передали в частное владение, легального доступа туда теперь тоже нет, и ходят упорные слухи, что его передадут под застройку", - рассказывает житель Химок Ильдар Исаев. Он имеет в виду, в частности, арену "Химки", на которой сейчас играют московские команды "Динамо" и "ЦСКА", и "Родину", также переформатированную под профессиональный стадион. Оставшийся стадион "Маяк" - частная территория, вход на которую пресекают шлагбаум и будка охраны. Правда, сам стадион развален, асфальтовое покрытие на нем - в ямах, трибуны покосились, поле заросло травой.

"Проблемы точечной застройки, строительства детских школ, садиков, жилищно-коммунального хозяйства - везде одни и те же. С проблемами знакомиться не надо, надо ознакомиться, как их решать", - говорит сменивший за последние годы несколько государственных должностей Шахов. Химки от других городов отличает, наверное, только то, что в городе практически нет обманутых дольщиков. Как и во всех городах Подмосковья, большинство жителей, не работающих в Москве, трудятся в Химках в сфере услуг и торговле - рядом с Химками находятся огромные торговые центры - "Мега" и "Гранд". Коммунист Виноградов считает, что "Химки превратились в огромную торговую лавку Москвы". При этом в Химках имеются и огромные промышленные предприятия: НПО им. Лавочкина, "Энергомаш" и "Факел". Однако большого количества рабочих мест химчанам они не дают. О необходимости их развития говорит каждый кандидат, но зависит оно уж точно не от муниципального образования Химки.