Россия
20:45, 25 октября 2012

Молодильное яблочко В России оформляется каста чиновников

Решение президента Владимира Путина повысить предельный возраст для высокопоставленных госслужащих не только напомнило России о брежневских временах, но и стало еще одним важным сигналом для корпорации чиновников. Власть ценит компетентность, не забывает лояльность, делает ставку на опыт. И в случае чего защитит приближенных - грозят ли им внешние факторы или внутренняя неустроенность законодательства.

В октябре в газете "Ведомости" было опубликовано интервью с вице-премьером правительства РФ, политическим долгожителем Владиславом Сурковым. "Пользуясь случаем, хочу сделать заявление в защиту бюрократов", - заявил Сурков журналистам, отметив, что разговоры о повальной коррупции в российской власти "оскорбляют целый класс очень умных, высокого качества людей".

Заявление Суркова появилось своевременно - недовольство граждан госслужащими в последние дни достигло пика. Губернатор Санкт-Петербурга, второго по величине города России, Георгий Полтавченко пожаловался на непристойные жесты, которыми жители северной столицы сопровождали недавно проезд кортежа премьер-министра Дмитрия Медведева. Губернатор, которого никто из горожан на этот пост не выбирал, назвал поведение петербуржцев "жлобством", в ответ на что услышал ругательства из уст разъяренных футбольных фанатов.

"Мне кажется, эта жесткость, которая накопилась в отношении чиновников, она несправедлива", - полагает Сурков, призывая прекратить "создавать условия, в которых чиновники существуют как отдельная презираемая каста". В словах вице-премьера, вставшего на защиту коллег, не зря встречаются такие слова, как "класс" и "каста".

Еще в ходе своего первого президентства Владимир Путин обещал провести административную реформу, но число бюрократов лишь увеличилось, а достижения постоянно растущего госаппарата выглядят сомнительными: Россия по-прежнему входит в число государств с самыми высокими барьерами для бизнеса и запредельным уровнем коррупции. Сурков же, объясняя необходимость дальнейшего увеличения зарплат чиновникам (несмотря на прогибающийся под социальными обязательствами бюджет), уверяет, что их благосостояние - задача первоочередная, ведь в противном случае госаппарат станет неэффективным.

"Лента.ру" уже писала о попытках Кремля национализировать бюрократов через вызвавший недовольство чиновников закон о запрете на владение недвижимостью за рубежом. Но создание ареала обитания российского чиновничества подобной привязкой к русским березкам отнюдь не ограничивается. Российское чиновничество поступательно выделяется властью из числа прочих граждан, что позволяет ему сбиться в самостоятельную массу, пусть по сути своей далеко и не однородную, но зато заведомо лояльную. Привилегии этой массы тщательно оберегаются, причем не только в самой России, но и за рубежом. Недаром такое раздражение у МИД РФ вызывает противодействие, которое страны ЕС оказывают попыткам облегчить для российских чиновников въезд в зону Шенгена - привилегии, доступной, к примеру, украинским бюрократам.

Совершенствуются защитные механизмы и внутри страны. Вернувшись в Кремль, Путин среди первых своих шагов предложил отменить ограничения по возрасту и срокам пребывания на посту для председателя Верховного суда (ВС). Эту должность с 1989 года занимает Вячеслав Лебедев. В 2012 году ему исполнилось 69 лет, а до сих пор предельный возраст для председателя ВС, как и любого другого федерального судьи в нашей стране, составлял 70 лет. В 2010 году ограничение перестало распространяться и на руководителя Конституционного суда; аналогичные законы действуют также для высокопоставленных прокуроров и сотрудников Следственного комитета.

Источники газеты "Ведомости" отмечали, что соответствующее решение было принято Путиным, чтобы не допустить потери управляемости региональными судами. Другие собеседники, однако, в том числе в администрации президента, логику решения пояснить не смогли вовсе, ссылаясь разве что на необходимость сохранить опытнейшего юриста на важном для судебной системы посту. Еще ряд наблюдателей решение президента прокомментировали критически - от Путина в бюрократическом аппарате ожидали шагов, направленных на обновление кадров, тогда как его действия ведут лишь к консервации существующей системы (которую далеко не все оценивают позитивно).

Путин, известный сторонник консервативной кадровой политики, предпочитает окружать себя проверенными людьми. Президенту в октябре 2012 года исполнилось 60 лет, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что его соратники стареют вместе с ним. Однако если для главы государства возрастных ограничений в российском законодательстве не предусмотрено, то предельный возраст для остальных государственных служащих составляет 60 лет, и продлевать его до сих пор можно было лишь до 65 лет. Подобную практику ввел бывший президент России Дмитрий Медведев, однако действовала она не для всех - Григорий Рапота до осени 2011 года в нарушение закона работал в должности полпреда президента, а глава ФСО Евгений Муров сохранил за собой руководящий пост даже после того, как в 2010 году достиг предельного для военнослужащего возраста в 65 лет.

Медведев, боровшийся за омоложение бюрократии, в 2010 году принял решение о снижении предельного возраста пребывания на госслужбе с 65 до 60 лет (а возрастной ценз для избрания в муниципальные депутаты снизил до 18 лет). Путин, предпочитающий работать с умудренными опытом коллегами (из 11 советников Путина пятерым уже за 60), в сентябре 2012 года внес в Госдуму поправки в закон о госслужбе, согласно которым высшим чиновникам (главы ведомств, советники президента, руководители администрации президента, полпреды) "срок гражданской службы может быть продлен по решению президента до достижения возраста 70 лет".

Необходимость соответствующей поблажки в пояснительной записке к поправкам к статье 25.1 закона о госслужбе мотивируется сохранением кадрового потенциала (абзацем выше в документе, кстати, говорится, что в Белоруссии, "тяготеющей к авторитарному режиму", предельный возраст для госслужащих составляет 65 лет с правом продления до 70). Не исключено, что это действительно так - правительству необходимо отсрочить выход пожилых чиновников в отставку из-за падения качества работы госаппарата, который нуждается в квалификации пенсионеров. Да и практика фильтрации аппарата по возрасту - штука крайне спорная, хотя и действует в целом ряде стран. Однако недаром решение Путина вызвало столько ассоциаций с временами позднего СССР, когда страной из больничных палат управляли заслуженные старцы. В конце концов именно "геронтократия", как и сопутствующие ей боязнь изменений и стагнация кадровой политики, привела к окончательной деградации советского управленческого аппарата.

Опрос Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) показывает, что большинство россиян негативно относятся к предложению повысить для чиновников высокого ранга предельный возраст работы до 70 лет. Сразу 65 процентов опрошенных отрицательно отнеслись к идее поднять предельный возраст госслужащих высокого ранга, тогда как только 14 процентов восприняли ее положительно.

Главный аргумент противников "возвращения к геронтократии" - необходимо уступать дорогу молодым (23 процента). Еще 18 процентов респондентов полагают, что 70 лет для чиновника слишком большой возраст, а десятая часть опрошенных уверена, что "в 70 лет не мудрость наступает, а маразм". Это опасение, видимо, разделяют и депутаты Госдумы от "Единой России", предложившие обязать чиновников в возрасте 60-65 лет, долгое время пребывающих на госслужбе, в обязательном порядке проходить обследование у психологов и психиатров.

Однако власть, во главе с вернувшимся в Кремль Путиным, сообщает обществу, что не намерена меняться - идет ли речь непосредственно о державных сидельцах, или же о содержательной стороне их политики. Кадровым резервистам, которых любовно, хотя и непонятно по какому принципу отбирал Медведев, предложено ждать лучших времен. Тем временем руководящие должности в госаппарате и государственных компаниях все чаще достаются людям из близкого окружения президента и их выдвиженцам. А им на смену уже подтягиваются их дети. Целый класс очень умных, высокого качества людей.

< Назад в рубрику