Морфология протеста

По каким шаблонам федеральное ТВ "разоблачает" оппозицию

За последний месяц власти резко усилили давление на оппозицию как на правовом, так и на информационном поле: предвыборная кампания и сами выборы в Координационный совет проходили на фоне уголовных дел, возбужденных после показа в начале октября "Анатомии протеста - 2". Федеральные телеканалы, подчеркнуто пытаясь умалить значимость этих событий, тем не менее, не упускали их из виду. "Лента.ру" просмотрела самые заметные антиоппозиционные сюжеты последних двух недель на трех главных каналах страны - Первом, "России-1" и НТВ - и обратила внимание на схожие приемы, которые в них используются.

С самого начала предвыборной кампании в Координационный совет в адрес этой идеи не стихала критика. Дескать, совет расколет оппозицию, выборы в него заранее сфальсифицированы и придуманы только для легитимизации Алексея Навального, шанс пройти в новый орган имеют лишь медийные персонажи, не имеющие отношения к политике. Самой же распространенной претензией к оппозиционерам, в том числе и на телевидении, было заявление о ненужности и нерепрезентативности совета, за членов которого проголосовало меньше одного процента населения страны. Оппозиция, по мнению критиков, старательно раздувает много шума из ничего - мол, никому она со своими выборами не нужна и не интересна.

Тем не менее все три главных канала страны в итоговых сюжетах недели обратили особое внимание на оппозиционеров и связанные с ними скандалы, чем, пожалуй, лишь подогрели любопытство телезрителей. Следить за этими сюжетами было тем интереснее, что все три канала, запустившие в этом сезоне новые итоговые программы и пригласившие новых ведущих, в данном случае действовали более или менее единообразно. Все программы оказались не без идеологической подоплеки, и во всех против оппозиции используются приемы, отточенные на разоблачительных фильмах.

Один из самых удачных способов заявить о несостоятельности любого проекта - показать, что от него отвернулись даже его сторонники, причем как реальные, так и потенциальные. Таким подходом воспользовались "Вести недели" на "России-1" и "Воскресное время" на Первом. Они с удовольствием цитировали критические отзывы о выборах в КС - как Эдуарда Лимонова (который еще с прошлой зимы отмежевывался от "болотного" движения), так и Ильи Пономарева, Михаила Делягина и Олега Лурье, которые незадолго до выборов со скандалом сняли с них свои кандидатуры. Бывший заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев, с приходом которого в "Вести недели" идеологизированность программы заметно возросла, в своем сюжете от 28 октября не устоял и перед публикацией анонимных высказываний якобы от лица представителей протестного движения: "авантюра", "фабрика звезд", "движуха без цели", "банальный лохотрон, организованный оппозиционными наперсточниками".

К другому косвенному доказательству того, что само протестное движение отвернулось от КС, прибегли многократный победитель телевизионных интеллектуальных игр Анатолий Вассерман и публицист-консерватор Егор Холмогоров в своей новой программе "Реакция Вассермана". Премьера передачи, в которой Холмогоров и Вассерман собираются комментировать самые важные события недели, состоялась на НТВ в субботу, 27 октября, - и первым же сюжетом в ней шли выборы в Координационный совет. Назвав явку избирателей на этих выборах низкой, Вассерман вспомнил о зимних акциях протеста, на которые, как он сообщил, приходило по 80 и более тысяч человек. По мнению ведущего, тогда многочисленный характер протестов объяснялся тем, что это было движение "против политического монополизма", а не за условных Собчак, Немцова и Касьянова. Любопытно, что в связи с выборами в КС критики этой идеи все охотнее стали вспоминать о популярности зимне-весенних митингов оппозиции, словно забыв о тогдашней позиции федеральных каналов, которые при оценке их численности откровенно впадали в скептицизм и пессимизм.

На грани фола

Другой популярный риторический прием, к которому прибегают телеведущие, - представить весь Координационный совет не более чем несерьезной забавой. Так, Ирада Зейналова, сменившая Петра Толстого в "Воскресном времени" на Первом канале, не без ехидства прокомментировала первое заседание КС: "С кухонь разговоры о судьбах родины переместились в ресторан в центре Москвы", - а затем пустила в эфир пародийный ролик про оппозиционеров с кадрами из "Гостьи из будущего" (39 просмотров на YouTube). Наталья Метлина, чья программа под названием "Метла" стала еще одним обличительным рупором на НТВ, также не скупилась на выражения: в ее 45-минутной передаче, полностью посвященной Координационному совету, сами выборы назывались "игрушечными", а дебаты - "откровенной клоунадой".

Вассерман с Холмогоровым в это же время шутили про титулы лидеров оппозиции, которые нужно "сделать не только пожизненными, но и наследственными", а также отмечали, что на выборах в КС люди, "изображающие из себя оппозиционных избирателей", голосовали за "вытащенных из нафталина либералов". Киселев свое подтрунивание над оппозиционерами объяснил их же собственным поведением и спрогнозировал, что тот же "Удальцов шуток породит еще много".

До абсурда этот прием довели в новом "Центральном телевидении": в пародийной рубрике "Куда-show" гадалка предсказывала будущее Алексея Навального и Сергея Удальцова - первый, по ее словам, "уедет далеко" и "закончит жизнь в нищете", а жизнь второго будет "очень яркая, но, к сожалению, не очень долгая". Параллельно излагась история дружбы, зародившейся между Навальным и внезапно невзлюбившим НТВ певцом Николаем Басковым, а саундтреком к ней звучала песня "Натуральный блондин, на всю страну такой один", якобы посвященная оппозиционному блогеру.

Телевидение кривых зеркал

Но риторические выпады порой бывают недостаточно убедительными, поэтому телевизионщики в подкрепление своих слов ссылаются на "факты", не обходясь, правда, без передергивания, искажения или недоговаривания. Особенно преуспел в этом Дмитрий Киселев, который рассказ об итогах выборов в КС начал с цитирования "первого документа", подписанного "самоназначенным" советом. По словам Киселева, это было письмо в Госдеп США о составлении черных списков российских правоохранителей, расследующих дело о беспорядках на Болотной площади 6 мая, и просьбе запретить им въезд в США. Все это не без ехидного комментария о том, что только оппозиционерам поездка в Америку может представляться "как высшая ценность". Между тем в ЖЖ Навального первым документом названо обращение "Против репрессий и пыток", подписанное в спешке еще до первого заседания в связи с заявлением Леонида Развозжаева о пытках и давлении на него. В документе новоизбранные члены совета требуют от руководства страны и лично Владимира Путина прекратить практику давления на сторонников оппозиции. Письмо же в Госдеп, с такой гордостью предъявленное Киселевым, было не чем иным, как исполнением одного из пунктов этой резолюции по началу кампании с требованием воспрепятствования въезда в США и Евросоюз всех лиц, причастных к "болотному делу".

Похожим образом в программе "Метла" представили и заявление Ольги Романовой: журналисты НТВ истолковали сбор денег для материальной помощи "судьям, прокурорам и прочим служителям режима, кто изъявляет готовность перейти на сторону народа", как дачу взяток. Кстати, Романова уже пообещала подать в суд на НТВ - точно такие же обвинения прозвучали ранее в "Анатомии протеста-2".

Невнимательность к фактам или нежелание их замечать привели и к тому, что в сюжете Киселева Следственный комитет предъявил Удальцову, Лебедеву и Развозжаеву "обвинение в подготовке к организации массовых беспорядков, произошедших 6 мая на Болотной площади в Москве". Удальцова сотоварищи действительно обвиняют в подготовке к беспорядкам, только вот к "болотному делу" это - по крайней мере пока - отношения не имеет.

Ирада Зейналова не так преуспела, как ее коллеги, - в репортажах в "Воскресном времени" по крайней мере не занимаются прямым искажением фактов, хотя и предпочитают недоговаривать некоторые вещи. Так, продление выборов в КС на один день в сюжете от 28 октября объяснили тем, что "машина всерьез зависала", - о DDoS-атаках на сайт Центрального выборного комитета сообщали только в предыдущие выходные, в эти же решили просто сослаться на неисправность техники. Похожим образом субботняя акция оппозиции против пыток и репрессий превратилась в пикеты "с требованием освободить товарищей". Киселев, кстати, в своей итоговой программе эту акцию вообще проигнорировал - слова "репрессии" ведущие главных каналов страны, в том числе и беспристрастный Алексей Пивоваров, стараются в современном контексте не упоминать.

Оппозиция педофилов и живодеров

Если же для очернения героя в глазах зрителей мало шуток и искаженных фактов, всегда можно отыскать в его прошлом какой-нибудь сомнительный факт или извлечь на свет каких-то маргинальных единомышленников. Так, тот же Киселев, рассказывая о Леониде Развозжаеве, для характеристики героя решил процитировать опубликованные оппозиционером "воспоминания" о том, как он с друзьями ради забавы убивал кошек. Мало того, что очерк Развозжаева "Как я играл в палача", опубликованный в литературном приложении к "Независимой газете" в 2003 году, является художественным рассказом и реальность описанных в нем событий пока никем не доказана. Киселев еще и процитировал только самый жестокий момент - казнь кота, опустив при этом окончание рассказа. А там описывается, что герой не может сам убить животное, но и не имеет сил отучить друзей от таких забав, и что именно с тех пор в нем "засела патологическая жажда справедливости".

Еще интереснее выступила программа "Человек и закон" на Первом канале - она, хоть и идет на телевидении давно, в активной критике белоленточной оппозиции ранее замечена не была. Тем интереснее ее подключение к общему хору именно сейчас. Как таковых сюжетов о Координационном совете или деле по "Анатомии протеста-2" в ней не было - программа началась с рассказа об убийстве несовершеннолетней девочки в Ельце и митинге местных жителей против бездействия полиции. Но стоило корреспонденту добавить фразу про то, что жителей Ельца "никто не организовывал, деньги за участие в митинге не платил, плакаты не вручал и вступать в отчаянный бой с полицейскими тоже не заставлял", как программа немедленно стала походить на еще одну "Анатомию протеста".

Продолжилась программа репортажем про борцов с педофилами и Максима "Тесака" Марцинкевича. Для иллюстрации из всех выложенных в интернет многочисленных "бесед" Тесака с педофилами было использовано именно видео с мужчиной, который, сидя голым в ванне, рассказывал о своем походе на Болотную. При этом из всего 30-минутного ролика были аккуратно вставлены только сказанные по принуждению Тесака (сидящего, кстати, с электрошокером в руке) фразы "Навальный, привет тебе!" и "Я иду на Марш миллионов, а ты?" Для дискредитации протестного движения даже необязательно теперь снимать специальные разоблачительные фильмы - можно просто вставлять такие антиоппозиционные "шпильки" во все остальные передачи.

На этом фоне заявление Владимира Познера, который в эфире Первого канала назвал естественным недоверие россиян к системе правосудия и следственным органам и напомнил о методах КГБ по получению нужных показаний, выглядело по-настоящему редким и смелым поступком. И несмотря на то что двухминутное обращение Познера прозвучало почти в полночь, а не в итоговой новостной программе в прайм-тайм, такого телеведущему спустить не могли. Депутат от "Единой России" Илья Костунов уже обратился с жалобой к Константину Эрнсту, требуя от Познера либо доказательства его "личного мнения", либо увольнения.

Вряд ли стоит ожидать, что Эрнст теперь уволит Познера, корифея российской журналистики, давно известного своей независимой позицией, но в любом случае выводы из этого (вкупе с другими событиями месяца) следуют неутешительные. На примере новых программ и ведущих нам демонстрируют, как должно освещать оппозиционное движение российское телевидение. На примере Познера и Костунова показывают, что лучше от официального курса не отклоняться.