Россия
21:41, 1 ноября 2012

Говорящие попы Патриарху Кириллу надоели клоуны в РПЦ

Русская православная церковь в лице ее предстоятеля попросила духовенство вести себя прилично. По словам патриарха Кирилла, неудачные высказывания и шутки некоторых священников привлекают излишнее внимание общественности, из-за чего важные заявления церкви остаются незамеченными. "Лента.ру" попыталась понять, что именно сказал патриарх.

С просьбой к священникам прекратить эпатировать россиян и прилично вести себя в публичном пространстве патриарх Кирилл обратился 31 октября, выступив на международном фестивале православных СМИ "Вера и слово". По словам патриарха, слова "православных коммуникаторов" чаще всего цитируются и используются для нападок на РПЦ. "На памяти неудачные шутки наших священнослужителей: пошутил, сдуру брякнул, и потом весь Интернет два или три месяца гудит и разбирает эти шуточки", - заявил патриарх, добавив, что гнаться за рейтингами греховно. "Мы же не клоуны", - заключил патриарх, взамен предложив духовенству делать больше добрых дел, хотя такая работа и "приносит меньше пиара". Пожурил Кирилл и "православных активистов", которые, как выразился патриарх, нередко в своих пассионарных порывах действуют "не по разуму".

Одновременно патриарх потребовал от церковных пресс-служб проявить "в хорошем смысле слова наступательный подход" в своей работе, наладить активное взаимодействие, в том числе и со светскими СМИ, с местной общественностью. Кирилл также призвал епархиальных журналистов активно взаимодействовать с разными общественными силами в регионах, заявив, что их важнейшая задача - добиться того, чтобы региональные СМИ "обогащали свои страницы церковной повесткой дня, чтобы эта повестка была им интересна, чтобы она занимала достойное место в общей медийной повестке дня".

Заявление патриарха прозвучало вскоре после публикации скандального интервью с игуменом Сергием (Рыбко), заявившим, среди прочего, что "болотную" оппозицию следует назвать врагами России, что альтернативы президенту Владимиру Путину нет, а в случае, если к власти придут лидеры Болотной площади - Алексей Навальный и другие или же представители системной оппозиции, то они не смогут удержать власть, в результате чего "страна развалится и придут китайцы или ваххабиты". Ранее московский игумен уже отметился тем, что вывесил в одном из храмов обращение, в котором попросил своих прихожан в случае попыток "проникнуть на амвон и в алтарь" "своими силами остановить кощунников".

В РПЦ после высказываний Рыбко поспешили заявить, что столь "лестные" оценки целого ряда политических фигур (под раздачу попал даже "чуждый" отцу Сергию премьер-министр РФ Дмитрий Медведев) - не более чем личное мнение игумена. Поэтому патриарх Кирилл, одернувший увлекшееся праздной болтовней духовенство, надо полагать, говорил не персонально с Рыбко, но с целым рядом "православных коммуникаторов", чья неловкая активность в последнее время ощутимо выходит за всякие границы. По сути своей призыв Кирилла - не одергивание отдельных некультурных батюшек, а своеобразный призыв к единоверцам не обострять ситуацию, не губить возможность компромисса между церковью и светским обществом.


Всеволод Чаплин. Фото РИА Новости, Рамиль Ситдиков

В последние месяцы говорящие головы из РПЦ на всю катушку используют свою "медийность", чтобы бичевать "кощунство" той части общества, которая пока не готова часами стоять на морозе в ожидании очереди приложиться к поясу Богородицы. Протоиерей Всеволод Чаплин, превратившийся в православного эксперта по любым вопросам, делится с журналистами соображениями о том, что суды шариата - допустимая форма мирового суда, протоиерей Димитрий Смирнов, ответственный в РПЦ за связи с силовиками, велит российскому обществу винить себя за двойное убийство в Казани. И если даже архимандрит Тихон, священнослужитель с оксфордским дипломом, публично клеймит выставку "Духовная брань" за "акты культурного терроризма", то стоит ли удивляться, что "Российская ассоциация православных экспертов" призывает (видимо, высших руководителей страны) заменить программу Владимира Познера на Первом канале "Патриаршей программой" с участием Кирилла, а Следственный комитет объявляет спасителем России "от кровавой революции по ливийскому сценарию". Ранее безгласная православная община заговорила с мирянами устами отдельных проповедников и миссионеров (включая прилипших к патриаршей рясе "православных активистов"). Между тем руководство РПЦ право определять объемы соприкосновения церкви с внешним миром явно хотело бы оставить за собой.

Руководящая верхушка РПЦ в последние дни просто мироточит стремлением к информационному компромиссу. Так, 1 ноября управделами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий устроил разнос клирикам своей епархии. "В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса", - заявил митрополит, напомнив, что в России, большая часть населения которой все еще живет бедно, люди, естественно, обращают внимание на быт священника. "Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь", - подчеркнул Варсонофий, пообещав учесть подобные факты при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем проштрафившийся священник. Складывается впечатление, что по РПЦ прошла команда на время прекратить праздную болтовню, чтобы священнослужители в своих беседах с гражданами и журналистами, мягко пеняя им за необоснованные подозрения в своих дурных помыслах, всячески воздерживались от дальнейшего обострения ситуации.

В последние месяцы РПЦ и без того испытывала беспрецедентное давление со стороны секулярного общества, ранее добровольно игнорировавшего вопрос о формате существовании православия в России. Патриарх Кирилл столкнулся с критикой в свой персональный адрес после того, как назвал правление Путина "чудом" и показался на публике в часах стоимостью 30 тысяч долларов. Широкий общественный резонанс вызвало и "Пыльное дело" - скандальный судебный спор о многомиллионом возмещении ущерба квартире, принадлежащей патриарху. В результате акции Pussy Riot и последовавшего за ней информационного вторжения в замкнутый мир православной общины церковь была вынуждена занять жесткую позицию и потребовала наказать танцующие в храме балаклавы. В ответ посыпались обвинения в отказе РПЦ от христианского милосердия.


Дмитрий Смирнов. Фото РИА Новости, Сергей Пятаков

В начале сентября Кирилл выступил с развернутым комментарием в программе "Вести недели" на телеканале "Россия-1", заявив, что считает "разведкой боем" те акты агрессии, с которыми церковь столкнулась в последние месяцы. Предстоятель РПЦ отметил, что считает все происходящее проверкой способности россиян выступить в защиту своей веры. С его точки зрения, агрессия против церкви и православных ценностей - это агрессия "против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода, потому что святыня, понятие святыни всегда занимало центральное место в жизни народа". Подобное посягательство светского общества на православную общину, с точки зрения РПЦ, недопустимо. "Почему мы должны от одного факта, что президент или премьер-министр раз или два раза в год молятся вместе с патриархом, делать вывод о сращивании? А почему мы должны лишать этих людей, которые являются верующими людьми, права помолиться, в том числе со своим патриархом?" - вопрошал Кирилл.

В 1990-е и 2000-е годы РПЦ неоднократно упрекали за несовременность и излишний консерватизм. Сейчас православие, кажется, обновляется: церковь в меру сил подает его как современную, открытую миру религию, активно работающую с ценностями сегодняшнего общества. В результате РПЦ, получившая возможность проповедовать после многих лет немощи и безгласия, становится менее осторожной в своих контактах со светским миром. И все более уязвимой для критики как извне, так и изнутри.

Действительно, с точки зрения тысячелетней истории христианства на Руси, на установившуюся практику общения церкви со своей паствой никакая мирская чепуха, вроде часов Breguet за 30 тысяч долларов или разбитые спорткары, по идее, повлиять не в состоянии. Зато ультраконсервативные речи отдельных священнослужителей могут не только поколебать идеологическую монолитность церкви, но и привести к вызреванию внутри самой РПЦ оппозиции по отношению к ее более умеренной верхушке. Агрессивное нападение, которое осуществляется через отдельных некультурных батюшек, приемлемо, когда церковь защищает свою автономию. В остальное время подобная риторика нарушает принцип соборности, противопоставляя "непримиримых" общности "единоверцев".

Решение Кирилла, критиковавшегося за церковный модернизм, осадить зарвавшихся попов и укротить информационный фон - логичный ход. Для человека воцерковленного недопустимая открытость по отношению к светскому обществу выражается как в публичном обсуждении плясок на амвоне, так и в нелепых речах отдельных представителей духовенства. Соответственно, защита церкви предполагает в том числе и своевременно одергивание заговорившихся священников. Для РПЦ, которая ради святого, с ее точки зрения, дела с легкостью идет на смену тактики, подобная гибкость - обычная практика. Видимо, в ближайшее время следует ждать того, что на первый план выйдут крайне культурные иерархи. А затем, когда понадобится, в дело вновь пойдут одичавшие батюшки. А потом им опять вынесут порицание.

< Назад в рубрику