Перемирие с Израилем, о котором 20 ноября так много говорили представители ХАМАСа, не состоялось. Вместо этого обстрелы сектора Газа начались с новой силой, а в центре Тель-Авива взорвался рейсовый автобус, заминированный неизвестными. В этой ситуации перспективы скорого мира становятся все более призрачными, а наземная операция в Газе - все более вероятной.
Вечер 20 ноября дал много поводов для оптимизма людям, мечтающим о скорейшем прекращении очередной вспышки бесконечного ближневосточного конфликта. Весь день сначала неназванные источники агентств, потом президент Египта Мохаммед Мурси (!), а после него - представитель ХАМАСа Айман Таха твердили: соглашение о перемирии вот-вот будет заключено. Таха даже сообщил, что в 23:00 (мск) в Каире пройдет пресс-конференция, на которой глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль официально объявит о прекращении огня в 02:00 (мск) 21 ноября.
Израиль сначала никак не реагировал на эти заявления, потом сказал, что переговоры еще не закончены, а вскоре прямо опроверг заявления палестинцев. Время шло, а заявленная пресс-конференция все никак не начиналась. В тот момент, когда она должна была быть в самом разгаре, одна из работающих в Каире журналисток случайно наткнулась на Машаля. Палестинский лидер не корпел над бумагами, а дегустировал с друзьями ливанскую кухню в ресторане каирской гостиницы Intercontinental.
Спустя еще некоторое время стало окончательно ясно, что никакого перемирия не будет: палестинцы и сами - сначала нехотя, а потом все активнее - стали жаловаться на несговорчивость Израиля, который-де сорвал мирный процесс.
Последствия обстрела сектора Газа. Фото РИА Новости, Андрей Стенин
Справедливости ради надо сказать, что происходящее в Газе и окрестностях действительно никак не походило на перемирие. Палестинцы нарастили число ракет и мин, выпускаемых из Газы, благодаря чему за один вечер ухитрились убить двух израильтян: случайного бедуина и молодого солдата. Израильтяне, в свою очередь, разбросали над сектором листовки, в которых велели палестинцам собраться с вещами в центре города. После панической эвакуации опустевшие окраины подверглись беспрецедентному по интенсивности обстрелу, в котором приняли участие корабли, самолеты, вертолеты, беспилотники, танки и артиллерия. Сектор трясло от взрывов всю ночь. В числе прочего был уничтожен и местный аналог ЗАГСа, из-за чего жителям теперь сложно регистрировать умерших и новорожденных соотечественников.
К утру ситуация не изменилась: с территории сектора в направлении израильских городов по-прежнему вылетали ракеты, поток снарядов и бомб в обратном направлении также не истощился. Самые отчаянные оптимисты предположили, что какой-то импульс мирным переговорам может придать госсекретарь США Хиллари Клинтон, прибывшая в регион. Однако от главы американской дипломатии никто ничего нового не услышал: США, как обычно, за мир и Израиль, но все-таки за Израиль больше, чем за мир. Клинтон также посетила Каир, но едва ли все эти ее поездки хоть к чему-то приведут. Во всяком случае на ХАМАС США никакого влияния не имеют, а Израиль и так давно уже никого особо не слушает, так что приезд американского госсекретаря существенно ситуацию изменить не может.
Однако явная демонстрация американского бессилия - это еще не самое неприятное событие 21 ноября для сторонников скорейшего мира на Ближнем Востоке. Перспективы прекращения огня стали совсем туманными после очередного взрыва в Тель-Авиве. В рейсовом автобусе с несколькими десятками пассажиров в полдень сработало взрывное устройство, подложенное неизвестным (или двумя неизвестными - версии разнятся). В результате этого теракта 21 человек получил легкие ранения, еще трое - тяжелые. Хотя никто не погиб, это событие вернуло к жизни самые худшие воспоминания израильтян о "Второй интифаде", когда поездка на общественном транспорте или посещение многолюдного места были сопряжены со вполне реальными рисками. Тут надо сказать, что ХАМАС взрыв приветствовал, однако от ответственности за него нехотя отказался. Впрочем, это не помешало израильтянам все равно списать теракт на хозяев Газы.
Сильно ухудшает ситуацию то обстоятельство, что ни одна, ни другая сторона не готова к компромиссу. И ХАМАС, и Израиль бряцают оружием и отчаянно блефуют, стремясь психологически сломить противника - враг должен понять, что дальнейшее продолжение войны больше вредит ему самому, и запросить мира. При этом "мир" стороны понимают неодинаково. Для ХАМАСа это означает прекращение ударов по его лидерам и снятие блокады с сектора Газа. Для Израиля - прекращение обстрелов его территории и разоружение ХАМАСа. Но тут возникает главное противоречие: Израиль не собирается снимать блокаду, а палестинцы наотрез отказываются разоружаться.
Израильская бронетехника на границе с сектором Газа. Фото Reuters
Палестинцы существенно подняли ставки взрывом в Тель-Авиве. Они продемонстрировали, что готовы к дальнейшей эскалации конфликта и началу военной операции. Руководство Израиля военную операцию проводить не хочет, но показывает, что готово вбомбить Газу обратно в средневековье.
Однако в Иерусалиме прекрасно понимают, что даже месяцы бомбардировок никаких существенных плодов не принесут. Во-первых, в крошечной Газе не так уж много объектов для уничтожения. Во-вторых, все десятки тысяч боевиков ХАМАСа с воздуха не перебить. В-третьих, арабские страны уже пообещали Газе помощь в послевоенном восстановлении, поэтому разрушение палестинской инфраструктуры - это, в общем, сизифов труд.
В условиях, когда палестинцы мира не просят, премьер-министру Израиля Биньямину Нетаниягу придется выбирать между двумя одинаково неприятными вариантами: либо просить мира и отводить от Газы войска, либо отбросить разговоры о мире и начинать операцию по полному выкорчевыванию ХАМАСа из Газы.
Первое плохо тем, что будет воспринято как слабость и палестинцами, и израильтянами. Этого премьер позволить себе не может, особенно в преддверии назначенных на январь выборов. Второй вариант грозит многочисленными жертвами среди солдат и мирного населения и другими непредсказуемыми последствиями. Однако он несколько предпочтительнее, поскольку в случае успеха гарантирует Нетаниягу статус национального героя.
Один из высокопоставленных израильских чиновников заявил газете "Гаарец": "Мы находимся на одной из главных развилок в истории". Поскольку на Ближнем Востоке возможно практически все, совсем уж отбрасывать перспективу скорого мирного урегулирования конфликта нельзя. Однако с точки зрения логики такое развитие событий представляется крайне маловероятным.