Россия
20:36, 29 ноября 2012

Возвращение "Майора П" Знакомого Березовского и Литвиненко арестовали за мошенничество

28 ноября Тверской суд Москвы поместил под арест бывшего сотрудника ФСБ Андрея Понькина, который в конце 1990-х - начале 2000-х годов был замешан в скандале с Александром Литвиненко. Понькина подозревают в мошенничестве: предполагается, что он вместе с замглавы фонда ветеранов МВД Тельманом Аласгаровым пытался выманить у банкира 1,5 миллиона долларов.

Майор Понькин служил старшим оперуполномоченным в седьмом отделе управления ФСБ по разработке и пресечению деятельности преступных организаций. В ноябре 1998 года майор доложил главному военному прокурору Юрию Демину, что руководство якобы поручило ему организовать внесудебную расправу над бизнесменом Борисом Березовским (тогда еще проживавшим в России). Сам Березовский, в свою очередь, написал открытое письмо на имя Владимира Путина, который тогда был главой ФСБ.

17 ноября 1998 года Березовский организовал в агентстве "Интерфакс" пресс-конференцию, которая транслировалась принадлежавшим бизнесмену каналом ОРТ. На конференции выступили Понькин и его коллеги: подполковник Литвиненко, полковник Михаил Трепашкин, полковник Виктор Шебалин, майор Герман Щеглов и старший лейтенант Константин Латышонок. Они рассказали, что руководство поручило им не только убить Березовского, но и похитить с целью выкупа брата гендиректора гостиницы "Интурист" Умара Джабраилова. Кроме того, Литвиненко утверждал, что ему приказывали совершить нападение на Трепашкина.

Вскоре все участники конференции были уволены из ФСБ "в связи с организационно-штатными мероприятиями". Понькин пытался восстановиться в должности через суд, но иск был отклонен. Литвиненко тем временем попал под следствие и в 2001 году сбежал в Великобританию (куда за год до этого перебрался Березовский). Оба беглеца получили политическое убежище. Литвиненко в соавторстве с писателем Юрием Фельштинским написал книгу "ФСБ взрывает Россию", она была издана на деньги Березовского.

В октябре 2003 года газета The Sunday Times опубликовала статью под названием "UK plot to kill President Putin" ("Британский заговор с целью убийства президента Путина"). В статье говорилось, что к Литвиненко из России приехали два гостя - одного из них газета называла "майор П". Впоследствии стало известно, что под этим псевдонимом имелся в виду Понькин. Выяснилось и имя спутника майора - это был владелец магазина Алексей Алехин.

По информации The Sunday Times, Понькин и Алехин предложили Литвиненко поучаствовать в покушении на Путина. Они заявили, что знают одного сотрудника охраны, который готов рассказать о маршрутах передвижений президента за рубежом. Планировалось устроить засаду, в которой расположились бы чеченские сепаратисты со снайперскими винтовками. Гости попросили Литвиненко устроить им встречу с Березовским, который мог бы взять на себя финансовое обеспечение операции.

Литвиненко рассказал о предложении Березовскому. Бывший сотрудник ФСБ и бизнесмен, обсудив ситуацию, пришли к выводу, что их хотят обмануть и подставить. Они обратились в Скотланд-Ярд. Лондонская полиция задержала Понькина и Алехина по подозрению в террористической деятельности, но уже через несколько дней они были освобождены и вернулись в Россию. На родине их сразу вызвали в ФСБ, где они дали подписку о неразглашении.

Понькин, комментируя ситуацию, сказал журналистам, что поездка в Лондон была связана с бизнесом Алехина. Березовский, в свою очередь, заявил: "То, что написано в The Sunday Times, очень близко к действительности".

По информации МВД, при этом Понькин успел некоторое время побыть доверенным лицом Березовского. В распоряжении российской полиции имеются некие удостоверения на имя Понькина, заверенные подписью опального бизнесмена. Еще одна любопытная деталь биографии майора - его называли участником ликвидации Джохара Дудаева. Также участником этой операции считают другого героя скандальной пресс-конференции в "Интерфаксе" - полковника Шебалина.

Когда Литвиненко в 2006 году был отравлен, о Понькине почти не вспоминали. Лишь через год он на время снова стал более или менее заметной фигурой - потому что журналист Сергей Доренко передал западным коллегам видеозапись, сделанную в 1998 году. На видео Литвиненко, Понькин и подполковник ФСБ Александр Гусак рассказывали о подготовке покушений на Березовского и Джабраилова. Любопытно, что всего за несколько месяцев до публикации записи Гусак публично открестился от связей с Литвиненко. Подполковник заявил: "Я считаю его типичным предателем, так как он предал то, что является священным для любого оперативника - свои оперативные источники. Агенты из его оперативных источников пришли и объявили, что ваши (британские) спецслужбы их рассекретили".

По сути все это было эхом все тех же событий 1998 года. Ничего нового не происходило, жизнь участников событий (тех, которым удалось выжить) шла своим чередом. Трепашкин отбыл срок за разглашение гостайны и активно занялся адвокатской практикой. Шебалин выступил свидетелем по делу Трепашкина, после чего пропал из информационного поля. Также неизвестно, что стало с Щегловым. Латышонок упоминался в СМИ как доверенное лицо Березовского, через него якобы финансировались некие политические силы.

В феврале 2012 года, когда было сорвано очередное (двенадцатое) покушение на Путина, аналитики для расширения кругозора вспомнили все прочие покушения - в том числе и 2003 года. Они констатировали, что о сегодняшней деятельности Понькина ничего не известно.

А в ноябре 2012 года завеса тайны неожиданно приоткрылась. Понькин снова стал героем новостей - однако очень похоже, что на этот раз речь идет не о высокой политике, а о банальной уголовщине.

По версии следствия, Понькин вместе с замглавы Общероссийского общественного фонда помощи и содействия ветеранам МВД Тельманом Аласгаровым пытался обмануть бывшего руководителя некоего ставропольского банка. Мошенники утверждали, что за 1,5 миллиона долларов могут инициировать закрытие уголовного дела о хищении ценных бумаг, а также обеспечить банкиру положительное заключение Агентства по страхованию вкладов.

Следователи полагают, что Понькин и Аласгаров не имели никаких связей в правоохранительных органах и не собирались никому передавать взятку. Поэтому их действия квалифицируются как мошенничество. Трудно однозначно сказать, с чем это связано - может быть, следователи правы; а может, они просто хотят засудить только посредников, но не трогать собственно взяточников.

Так или иначе, недавно Понькина и Аласгарова задержали при получении первого транша в размере 1,5 миллиона рублей в баре "Кружка" на Крутицком Валу. 28 ноября Тверской суд Москвы заключил Понькина под стражу. Сам обвиняемый просил отпустить его под домашний арест. Он пообещал: "Даю вам слово офицера, я не подведу никого из вас, скрываться и оказывать давление на людей я не собираюсь". Однако суд его слову не поверил. Аласгарову меру пресечения изберут через трое суток. Заседание суда отложено из-за болезни обвиняемого.

Ни сам Понькин, ни правоохранительные органы пока не давали повода счесть дело политическим. Да и вообще в деле нет ничего интересного и экстраординарного. Обман фигурантов уголовных дел, вымогательство крупных сумм "на взятки" - распространенный "бизнес" нечистых на руку отставников. Например, 21 ноября было объявлено о ликвидации целой организации, специализирующейся на такого рода мошенничестве. Это так называемый Международный комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией ("ИКОКРИМ", ICOCRIM). Есть весомые основания считать, что под вывеской "влиятельной международной организации" скрывалась чисто отечественная контора по отъему денег у населения (центральный офис организации якобы расположен во Франции, но слово ICOCRIM не упоминалось ни в одном французском СМИ). Члены организации щеголяли солидными на вид удостоверениями (продающимися по цене 30 тысяч рублей) и формой, похожей на военную. Многие люди отдавали ряженым деньги на "решение вопросов".

Кстати, подробности о деле "ИКОКРИМа" не публиковались, однако сообщалось, что речь идет о вымогательстве 1,5 миллиона долларов. Точно такая же сумма указана и в деле Понькина-Аласгарова. Так что теоретически еще может оказаться, что это одно и то же дело.

Напоследок стоит отметить любопытную деталь - при задержании у Понькина изъяли удостоверение помощника Березовского. Как выяснилось, он до сих пор носит этот документ при себе.

< Назад в рубрику