В пятницу, 14 декабря, Следственный комитет РФ возбудил новое уголовное дело в отношении оппозиционера Алексея Навального. Фигурантом этого дела неожиданно стал и Олег Навальный - родной брат Алексея. Они подозреваются в мошенничестве и в легализации денежных средств, полученных преступным путем, что в теории грозит сроком до десяти лет. Навальный с братом якобы помогали неназванной иностранной компании с грузоперевозками по завышенным тарифам, а полученную прибыль потратили на личные нужды, а также вложили в "Кобяковскую фабрику по лозоплетению", учредителями которой является семья Навальных. Это уже второе уголовное дело против Навального. Сам он охарактеризовал его как "бред".
Сообщение о возбуждении уголовного дела в отношении братьев Навальных в пятницу утром появилось на сайте СК РФ. Алексей и Олег Навальные подозреваются по двум статьям УК РФ: части 4 статьи 159 УК ("мошенничество в особо крупном размере"), а также по пунктам "а" и "б" части 2 статьи 174 УК ("легализация денежных средств, полученных преступным путем, по предварительному сговору и с использованием служебного положения"). Мошенничество относится к категории тяжких преступлений: наказание по четвертой части этой статьи может составлять до десяти лет лишения свободы.
Следствие установило следующее. Алексей Навальный создал фирму ООО "Главное подписное агентство", причем чужими руками. Учредителем и генеральным директором фирмы является неназванный человек - "знакомый, не имевший никакого отношения к дальнейшей деятельности" компании, утверждают в СК. Затем брат Навального Олег, работавший в 2008 году руководителем департамента внутренних почтовых отправлений филиала ФГУП "Почта России", "обманным путем убедил представителей одной из торговых компаний с иностранным капиталом заключить договор на осуществление грузовых перевозок почты с фирмой 'Главное подписное агентство'".
Первое уголовное дело против Алексея Навального было возбуждено в мае 2011 года по статье 165 УК РФ ("причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения"). СК подозревал оппозиционера в том, что тот, будучи советником губернатора Кировской области Никиты Белых, ввел в заблуждение директора ГУП "Кировлес" Вячеслава Опалева и якобы склонил его к заключению невыгодного контракта.Сумма ущерба предприятию оценивалась в 1,3 миллиона рублей. Дело дважды закрывали и возобновили лишь после публичного разноса следователям от главы СК Александра Бастрыкина, но уже по более тяжкой статье - 160 УК РФ ("присвоение чужого имущества в особо крупном размере").
Как считает следствие, эти грузоперевозки по маршруту Москва - Ярославль осуществлялись по завышенным ценам и не силами "Главного подписного агентства", у которого "для этого не было необходимой материальной базы", а с помощью другого транспортного предприятия - им руководил знакомый Олега Навального. Итого с августа 2008 года по май 2011 года иностранная компания "перечислила на расчетный счет "Главного подписного агентства" гораздо большую сумму, чем объем грузоперевозок". Следствие посчитало, что при реальной стоимости услуг в 31 миллион рублей иностранцы заплатили свыше 55 миллионов.
СК РФ трактует это как мошенничество, а также указывает, что примерно 34 миллиона рублей братья потратили на себя. Еще 19 миллионов, "чтобы легализовать полученные преступным путем средства", Навальные "по фиктивным основаниям и договорам перечислили с расчетного счета так называемой фирмы-прокладки на расчетный счет (здесь зачитывавший на видео информацию официальный представитель СК РФ Владимир Маркин не сдержал горькой усмешки) "Кобяковской фабрики по лозоплетению", учредителями которой являлись в том числе и братья". Руководителем фабрики является отец Алексея Навального - Анатолий.
Обвинение пока никому не предъявлено. Маркин сказал, что следственные действия продолжаются. Они направлены "на сбор дополнительных доказательств причастности братьев Навальных к совершенному преступлению". Сам Навальный сообщил, что к его брату на работу и к родителям домой днем 14 декабря пришли с обысками. Следственный комитет сведения об обыске в офисе Олега Навального и на фабрике лозоплетения подтвердил.
СК РФ, конечно, имеет полное право не раскрывать всей информации по делу. Но уже обнародованные сведения пока выглядят не вполне обычно и не похожи на традиционную фабулу изложения преступления. Во-первых, непонятно, кто является потерпевшей стороной: в заявлении СК нет ни намека на то, что представители "торговой компании с иностранным капиталом" обратились в ведомство с заявлением о мошенничестве. Во-вторых, все участники этой истории, кроме семьи Навальных, анонимны. Начиная с иностранной компании и реального директора "Главного подписного агентства" и заканчивая предприятием, которое, собственно, и оказывало услуги по перевозке.
В-третьих, непонятна методика, которой пользовалось следствие для подсчета стоимости перевозок за три года, и почему это именно 31 миллион рублей, а не 55 миллионов, которые получили братья Навальные. В-четвертых, не очень ясно, почему ущерб от как бы преступной деятельности "Главного подписного агентства" составляет не разницу между этими двумя суммами, а все 55 миллионов. В-пятых, не очень понятно, почему братья "легализовали" только часть полученных доходов и каким образом они тратили на себя "нелегализованные".
Зато обращает на себя внимание подчеркнутый политический контекст сделанного СК РФ заявления. Оно появилось ровно за день до "Марша свободы" - акции в центре Москвы, проведение которой так в итоге и не согласовали столичные власти. Навальный был одним из его инициаторов, в его блоге висит заявление Координационного совета оппозиции (в который входит Навальный) по поводу шествия. Акция пройдет на Лубянке, формата как такового у нее нет из-за отсутствия согласования.
Нетрудно обнаружить и источник информации, на основании которой, по всей видимости, было возбуждено уголовное дело. Сведения могли быть взяты из взломанной хакером Хэллом электронной почты Алексея Навального. Как утверждает прокремлевский блогер Политрэш, в переписке Навального говорилось, что он и его брат Олег оказывали логистические услуги ООО "Ив Роше Восток". По всей видимости, именно оно являлась той самой "торговой компанией с иностранным капиталом", о которой говорится в сообщении СК. В компании "Ив Роше" корреспондента "Ленты.ру" поблагодарили за внимание к продукции компании, поздравили с наступающим Новым годом, но на письменный запрос, обращались ли юристы "Ив Роше" с заявлением о возбуждении уголовного дела, пока не ответили.
Под неназванным "не имевшим никакого отношения к дальнейшей деятельности" реальным директором ООО "Главное подписное агентство", судя по базе данных "СПАРК-Интерфакс", имелся в виду некто Леонид Запрудский или возглавляющая фирму сейчас жительница Ярославля Жанна Чиркова (она также пока не ответила на запрос "Ленты.ру"). А договор о передаче средств между "Главным подписным агентством" и "Кобяковской фабрикой лозоплетения" был обнаружен во взломанном ящике бывшего пресс-секретаря движения "Наши" Кристины Потупчик - в переписке Потупчик и активиста "Наших" Константина Голоскокова, датированной сентябрем 2011 года. "Возникает вопрос, откуда у Навального крупные суммы наличными", - интересуется его давний преследователь Голоскоков.
"Я сидел на комитете по аудиту в "Аэрофлоте", там и прочитал это адское заявление СК, - рассказал "Ленте.ру" Алексей Навальный. - Там написан полнейший бред. Ну, то есть, даже если предположить, что речь в заявлении идет о реальных событиях, все равно бред получается. Потерпевших нет, прямым текстом говорится, что прямого отношения к событиям я не имею. Вчера Бастрыкин пошел к Путину, и тот, видимо, сказал возбудить еще одно дело из-за грядущего марша и моих призывов выйти на него". Комментировать содержание уголовного дела Навальный отказался: "Я и мои адвокаты постановления о возбуждении дела не видели. Говорить тут нечего, а навредить кому-то не хочется. Как только будет постановление, все расскажу по пунктам. Там нет ничего криминального и даже просто интересного".
Возбуждение дела пока привело только к тому, что в публичном пространстве едва ли не впервые появилась мать Алексея Навального - Людмила. "Звонила мама. Хорошая новость: она не рыдает. Плохая новость: она в ярости. Очень плохая новость: она хочет дать комментарии в СМИ", - предварил в твиттере ее появление Навальный. "Уголовное дело - это бред Бастрыкина и политическое преследование моего сына, - заявила Людмила Навальная "Ленте.ру". - Его пытаются шантажировать семьей, но не получится. Семья останется с ним и вместе пойдет на марш. Комментировать прочие фантазии СК мы не будем".