Ближе к концу года интернет-компании начинают подводить собственные итоги, выделяя самые популярные темы среди пользователей за прошедшие 12 месяцев. Глядя на топы "Яндекса", Google и Facebook, можно сложить примерное представление о том, что же волновало россиян в 2012 году. Если вкратце: выборы, Марина Голуб и Gangnam Style.
Если 2011 год вышел в целом довольно аполитичным, то в этот раз выборы заняли главное место в интересах среднего интернет-россиянина. Портал "Веб-выборы 2012", на котором можно было посмотреть трансляции с избирательных участков в ходе президентского голосования, стал главным у "Яндекса" в категории "премьеры", а сам запрос "выборы 2012" возглавил топ в рубрике "События". Популярным он был и у пользователей Google: четвертое место в "Событиях" и девятое - в общем топе.
Волновали выборы и пользователей Facebook: эта тема стала третьей в списке самых обсуждаемых за год, правда, почему-то в ошибочной формулировке "Выборы презедента РФ". Самого "презедента" Владимира Путина в этой соцсети обсуждали чаще всего, но в целом по интернету искали не слишком активно: ни в топы "Яндекса", ни в топы Google имя главы государства не попало. Как не попали имена и многих других политиков, за исключением одного-единственного - Михаила Прохорова.
Зато вторая по популярности тема фейсбука - Pussy Riot - крайне заинтересовала пользователей Google. Название скандальной панк-группы поднялось на четвертую строчку российского топа в категории "Люди", обойдя "наркомана Павлика", певца Ивана Дорна, строителя пирамид Сергея Мавроди и того же Прохорова. Более того, ошибочно написанная фраза "Pussy Riots" оказалась в числе десяти главных событий для мировой аудитории поисковика, а кадры "бесовских дрыганий" в храме Христа Спасителя вошли в итоговый ролик Google Zeitgeist.
"Человеческие" категории топов "Яндекса" и Google получились печальными: в них вошли Уитни Хьюстон, Марина Голуб, Илья Олейников, Игорь Кваша, Александр и Ирина Пороховщиковы, Анатолий Отраднов и Евгений Жариков, скончавшиеся в этом году, а также жертва николаевских насильников Оксана Макар. "Разбавляют" их "Бурановские бабушки", героини "Дома-2" Ольга Бузова и Евгения Феофилактова да спортсмены Федор Емельяненко и Алан Дзагоев.
Никаких сюрпризов не принесли музыкальные предпочтения россиян. В 2012 году они интересовались мировым YouTube-хитом "Gangnam Style" южнокорейского рэпера PSY (первая и вторая строчки музыкальных топов "Яндекса" и Google соответственно), "Бурановскими бабушками", представлявшими Россию на Евровидении (4 и 2 соответственно), и песней "Skyfall" британки Адель, главной темой нового фильма "бондианы". Иными словами, все "в тренде".
"В тренде" оказалась и певица Нюша, причем не только в "Яндексе" с Google, но и в Facebook. Впрочем, это единственное совпадение музыкальных вкусов аудитории соцсети и пользователей поисковиков. В фейсбуке получилась своя атмосфера: там слушали дуэты Селены Гомез и The Scene, Джигана и Юлии Савичевой, Эминема и Рианны, а также Григория Лепса, Елену Ваенгу и, как ни странно, "Хочу перемен!" группы "Кино". "Яндекс" же отличился запросом "бара бара бара бере бере бере", с помощью которого даже можно найти и прослушать соответствующую песню.
Зато пользователей обоих поисковиков очень волновало, что означает термин "бро" (вопреки ответу Google, это в первую очередь сленговая форма слова "брат"). В остальном вопросы, начинающиеся со слов "что такое", кардинально различаются: аудиторию "Яндекса" волнует определение любви, молочницы, секса, овуляции и термина "ИМХО", а у Google спрашивают о значении холокоста, судьбы, кулеврины, хардкора и слоупока.
Вдобавок к этому россияне интересовались у "Яндекса", кто такие Саша Грей (отвечаем: бывшая порнозвезда), Рома Желудь (российский клон Джастина Бибера), хипстеры (вид трусов) и Франсуа Томбалбай (первый президент Республики Чад), а также почему Путин краб (у Google об этом спрашивали еще в 2009 году). Кроме того, россиян интересовало, почему Ксения Собчак ушла из "Дома-2" (сама так решила) и почему закрылась "Википедия" (забастовка против цензуры), а также по какой причине нельзя спать напротив зеркала, отмечать 40 лет и фотографировать спящих (на эти вопросы у "Ленты.ру" нет ответа).
У Google, в свою очередь, спрашивали, как стать добрее, как солить рыжики, как научиться рисовать розы и целоваться, а заодно и как "взломать мыло", вынести мозг и рассчитать декретные. "Почемучек" там волновали более приземленные вопросы, вроде "почему появляются прыщи", "болят колени", "растет живот" и "ребенок икает".
На этом фоне крайне неоригинально выглядит сводный топ популярных запросов Google. Год из года россияне, вместо того чтобы запомнить адреса любимых сайтов (или поставить закладки в браузере), вводят в поисковике их названия: "ютьюб", "одноклассники социальная сеть" и "вконтакте моя страница". Не обошлось и без характерного "смотреть фильмы онлайн". Подобные запросы можно назвать визитной карточкой России: ни в США, ни в целом по миру ничего подобного в списке главных тем нет.
Впрочем, попали в сводный российский топ Google и запросы, которые в уходящем году вводили пользователи по всему миру: "Олимпиада 2012", "Евро 2012", "Евровидение 2012". В этом же списке нашлось место для главных телесериалов сезона. Таковыми, по мнению россиян, оказались "Великолепный век" и "Универ: новая общага".
"Яндекс", видимо, чтобы не краснеть за сограждан, список самых популярных запросов не раскрыл, сконцентрировавшись как раз на новинках уходящего года. Выясняется, например, что iPhone 5, бозон Хиггса и Lada Largus интересовали россиян больше, чем раскрученный властями антиисламский фильм "Невинность мусульман", конец света и YouTube-хит "Ты кто такой, давай, до свидания".
Поисковые итоги 2012 года получились столь разнообразными, что сделать какой-то определенный вывод не представляется возможным. Кто-то обратит внимание на то, что россияне начинают интересоваться артистами после их трагической гибели, а кто-то - на то, что никто особо не заметил ввода в Рунете цензуры под прикрытием реестра запрещенных сайтов. Или, например, что телевизор со своими сериалами, "Бурановскими бабушками" и "Домом-2" все еще играет очень важную роль в формировании интересов среднестатистического интернет-пользователя.
Впрочем, есть надежда, что в следующем году мы все станем чуточку добрее, начнем называть друг друга "бро" и солить по выходным рыжики. Ведь до выборов "презедента" еще так далеко.