Ирония. Молния. Самолет

Истребитель F-35 Lightning II спасовал перед стихией

F-35C.
F-35C.
Фото: пресс-служба Пентагона

Американскому перспективному истребителю пятого поколения F-35 Lightning II («Молния-2») запретили летать в зонах, где наиболее часты грозы. Более того, самолету нельзя приближаться менее чем на 40 километров к таким участкам. В итоговом докладе за 2012 год Управление эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона заключило, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков.

Lockheed Martin начала разработку F-35 в 2001 году в рамках программы Joint Strike Fighter для замены устаревших F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II. По планам Пентагона, Lightning II должен был стать более дешевой и технологически совершенной альтернативой истребителю пятого поколения F-22 Raptor, полеты которого приходилось несколько раз приостанавливать из-за сбоев в кислородной системе.

Однако за годы разработки F-35 не только значительно подорожал (с 80-90 миллионов долларов до примерно 130 миллионов за единицу), но и по своей «надежности» стал уверенно догонять «Раптора». Согласно недавнему докладу Управления эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона (OT&E), в 2012 году на всех трех версиях F-35 нашли целый ворох недоработок и дефектов. Причем о многих из них было известно уже давно, но исправить их так и не удалось.

Самой опасной недоработкой «Молнии» по иронии судьбы стала боязнь одноименного природного явления. Сегодня большинство современных самолетов (как военных, так и гражданских) имеют защиту от электрических разрядов и способны летать в любую погоду. Для защиты от молний самолеты оснащаются электростатическими разрядниками, которые отводят электричество в воздух. Для защиты от электромагнитного излучения, вызываемого молниями, бортовая электроника самолетов экранируется.

F-35, как и все современные истребители, разрабатывался для выполнения задач при любых метеоусловиях и в любое время суток. Тем не менее, специалисты из OT&E выяснили, что бортовая система генерации инертных газов (OBIGGS, отвечает за наполнение высвобождающихся топливных баков воздушной смесью с преобладанием инертного азота и поддержание в них низкого уровня кислорода) может давать сбои в зонах повышенной грозовой активности из-за перемен атмосферного давления. При этом в топливные баки вместо инертной газовой смеси подается насыщенный кислородом (и, возможно, озоном) воздух, что приводит к риску взрыва топливных баков и двигателя при попадании в самолет молнии.

Как отмечается в докладе Пентагона, неполадки с OBIGGS обнаружились еще в 2009 году. Однако перепроектировать систему инертных газов решили только сейчас. В частности, специалисты OT&E потребовали исправить систему забора воздуха, чтобы при перепадах давления или резком снижении самолет не «глотал» насыщенную кислородом газовую смесь в топливные баки. Кроме того, OBIGGS должна уведомлять пилота о сбоях в наполнении топливных баков инертной смесью.

Новую систему OBIGGS планируется разработать для всех трех версий F-35. Испытания запланированы на начало 2013 года. Пока на опытных истребителях установлены старые системы инертных газов, самолетам запретили приближаться к грозоопасным районам и уж тем более в них залетать. Кроме того, на высоте менее шести километров скорость снижения F-35 не должна превышать 1,8 километра в минуту. Скорость пикирования может достигать 15 километров в минуту, но только если перед маневром самолет в течение по меньшей мере четырех минут находился на одной высоте и давление в топливных баках выровнялось.

Как отмечается, подобные ограничения исключают возможность применения F-35 в боевых условиях или для боевой подготовки пилотов. В дополнение к тому всем трем версиям истребителя снизили допуски на перегрузки при маневрах. Для F-35A действующая перегрузка при установившемся развороте не должна превышать 4,6g (вместо прежних 5,3g). На увеличение скорости с 0,8 до 1,2 числа Маха истребителю впредь понадобится на восемь секунд больше времени.

Для F-35B потолок допустимой перегрузки при установившемся развороте опустили с 5,0 до 4,5g, а время на разгон с 0,8 до 1,2 числа Маха – на 16 секунд. F-35C впредь сможет испытывать перегрузки в пределах 5,0g при установившемся развороте (ранее было 5,1g), однако время, необходимое для разгона самолета с 0,8 до 1,2 числа Маха, выросло на 43 секунды.

По итогам 2011 года эксперты OT&E указали на недоработку килевой части F-35. При форсаже задняя часть самолета нагревалась из-за выпускаемой двигателем реактивной струи. Кроме того, нагрузка на кили превышала расчетную. В 2012 году эксперты обнаружили схожие недоработки горизонтального хвостового оперения F-35. На больших скоростях и высотах оперение подвергается резкой смене температур, что приводит к отслоению покрытия и влечет за собой риск разрушения рулей высоты.

Среди обнаруженных недостатков F-35 в отчете также упоминаются чрезмерные колебания рулей направления и флаперонов при переходе от дозвуковой к сверхзвуковой скорости и обратно. Кроме того, для каждой из трех версий самолетов выделили факторы, снижающие надежность истребителя. Для F-35A ими, в частности, стали система регулирования мощности и температур, топливная система, шасси и система электропитания. С электрикой обнаружились неполадки и у двух других версий истребителя. Кроме того, у F-35B забраковали системы генерации кислорода и управления полетом, а также всевозможные технологические дверцы и работу шасси. F-35C также «отличился» некачественной системой управления двигателями и интегральной компоновкой (единой несущей поверхностью фюзеляжа и крыла). Полный список ненадежных элементов F-35 представлен на странице 41 доклада OT&E.

В дополнение к описанным дефектам истребители F-35 оказались недостаточно устойчивыми к попаданию фугасно-зажигательных снарядов калибра 30 миллиметров и ракет от переносных зенитных комплексов (ПЗРК). Налет на отказ (время до критической неполадки) у самолетов также далек от желаемого. У F-35A он составил 5,95 часа (60 процентов от прогноза для опытных образцов), у F-35B – 4,16 часа (70 процентов от прогноза), а у F-35C – 6,71 часа (84 процента от прогноза).

При таких показателях неудивительно, что ни одна из версий F-35 не справилась с заявленным объемом испытаний на 2012 год. Как отмечается в докладе Пентагона, из 6497 запланированных испытаний самолеты прошли лишь 4711. Медленней всего с тестами справляется F-35B, который успел пройти чуть больше половины всех проверок (1075 из 1939). F-35A выполнил годовой испытательный план на 70 процентов, а F-35C – на 80. При этом F-35B и F-35C перевыполнили годовой план испытательных полетов на 53 и 10 процентов соответственно. F-35A совершил на 16 вылетов меньше плана.

В общей сложности по состоянию на ноябрь 2012 года самолеты F-35 налетали около 34 процентов от объема, необходимого для принятия истребителя на вооружение. Завершить разработку F-35A планируется в 2016 году, F-35C – в 2017 году, а F-35B – в 2018 году. Однако, учитывая обилие выявляемых ежегодно дефектов, эти сроки могут в очередной раз сдвинуться. Более того, из-за постоянного удорожания и сомнительной надежности истребитель теряет привлекательность в глазах участников программы Joint Strike Fighter. В начале января 2013 года Турция решила отложить покупку первых двух истребителей. Канада ранее показательно объявила о возобновлении своего истребительного тендера и готовности рассмотреть альтернативы F-35.

Обсудить
Клан Хаккано
Что общего у афганской террористической группировки и героев фильма про мафию
Корейская проститутка в национальном костюме во время акции протеста против полицейских рейдов на бордели Интим предлагать
Особенности рынка платных сексуальных услуг в Корее
Древность и молодость современного Ирана
Республика через 38 лет после Исламской революции
Георгий Толорая: Что ответит Пхеньян
Почему ядерное оружие у КНДР не станет залогом мира на Корейском полуострове
Бой за печень исламиста
Филиппинские военные с помощью иностранцев добивают боевиков в Марави
Пуск ракеты «Союз-2» с ВосточногоСтоп машина!
Россия откажется от «Ангары» и Восточного ради Байконура и «Союза-5»
Клубенек рукоделия
Картошку с тостером превратили в источник удовольствия и боли
Дотыкались
Зачем отправляли на смерть чернокожих коммунистов
Кто с мечом к нам придет
С копьем, абордажной саблей и клинком в зонтике — против бандитов и террористов
Наручники для принцессы
За какие преступления красивые девушки оказываются за решеткой
Одноногий бандит
Инвалиды способны на многое, даже на убийства, грабежи и наркоторговлю
Лучше «Соляриса» или нет?
Первый тест нового седана Kia Rio
Броневики смерти
Как выглядят бронированные машины, построенные террористами
Дерзкие версии скучных машин
От Sandero до пикапа: какие утилитарные модели получали спортивные версии
5 аварий грузовиков с необычным грузом
Цыплята, слизистые угри и два миллиона наличными
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве