Новости партнеров

Распороло, как консервную банку

В Донецке разбился самолет с футбольными болельщиками

Обломки упавшего самолета Ан-24
Фото: Алексей Фурман / РИА Новости

Вечером в среду, 13 февраля, в аэропорту Донецка потерпел крушение самолет Ан-24. Этим рейсом летели болельщики, направлявшиеся на футбольный матч «Шахтер» — «Боруссия». При посадке в условиях плохой видимости самолет не вписался в посадочную полосу, перевернулся и загорелся. Большинству людей, находившихся на борту, удалось выбраться наружу. Число погибших, по предварительным данным, составило пять человек.

Самолет, принадлежавший авиакомпании «Южные авиалинии», выполнял чартерный рейс «Одесса — Донецк». На борту, по уточненным официальным данным, находились 52 человека: 44 пассажира и восемь членов экипажа (отметим, что ранее назывались другие цифры: пресс-секретарь международного аэропорта «Одесса» Мария Попович сообщила, что, «согласно документации, на борту находилось 36 пассажиров и 7 членов экипажа»). В числе пассажиров, как стало известно позднее, были и некоторые одесские чиновники. По данным на утро четверга, список людей, находившихся на борту, официально обнародован не был.

Катастрофа произошла примерно в 18:30 по местному времени, когда самолет шел на посадку. При этом, по информации Gazeta.ua, на табло донецкого аэропорта успела появиться информация для встречающих о том, что рейс из Одессы приземлился. Как рассказал позднее один из спасшихся пассажиров Олег Ошека, полет в целом проходил нормально, но при снижении пассажиры «почувствовали сильное ускорение», самолет «стало кренить влево». Затем произошло крушение.

По поводу того, как именно разбился самолет, версии расходятся. Первоначально СМИ распространили информацию, что Ан-24 выехал за пределы посадочной полосы и перевернулся. По другой версии (СМИ распространили ее со ссылкой на доставленного в больницу пилота), «летчики при посадке были вынуждены пойти на второй круг и крылом самолета зацепили землю». Нечто подобное сообщил и представитель областной службы ЧС газете «Сегодня»: «Самолет садился в густом тумане — видимость составляла не более трех метров, — рассказал он. — С первого раза приземлиться не удалось, и он пошел на второй круг. При повторном приземлении шасси зацепилось за электроопору, после чего у лайнера отвалился хвост, и он рухнул».

Корреспонденту «Комсомольской правды в Украине» удалось побеседовать с местным жителем, который видел произошедшее. Его рассказ в общем подтверждает версию представителя службы ЧС. «Было видно, что самолет не вписывается в посадочную полосу, цепляет крылом три фонаря и сбивает их, падает и цепляет носом землю и от удара его уносит с полосы. Сразу же загорелась носовая часть», — сообщил очевидец.

Летевший этим рейсом Олег Ошека, описывая произошедшее, заявил, что самолет «сжало, как консервную банку, а потом перевернуло и распороло». Люди стали самостоятельно выбираться наружу через проломы. Некоторые из пассажиров оказались «зажаты между креслами», но паники на борту, по словам Ошеки, не было.

«Был удар, и дальше ничего не помню, — рассказал корреспонденту «УРА-Информ.Донбасс» другой пассажир. — Очнулся, немного прошел ногами, оттолкнулся — плечо не работает... Пожара не видел, сознание не терял, но был шок». Выбравшиеся наружу люди отошли от загоревшегося самолета на безопасное расстояние.

Распространения огня удалось избежать: пожар быстро потушили подоспевшие сотрудники службы ЧС. Спасательные работы на месте происшествия завершились примерно в 22:00 по местному времени. К полуночи аэропорт возобновил работу.

В катастрофе пострадали около 30 человек. По информации местного телевидения, люди получили переломы, вывихи и ушибы. Некоторым потребовалась госпитализация. Как рассказал главный врач института травматологии и ортопедии Юрий Прудников, в числе пострадавших оказался и пилот, он получил травму позвоночника. Всего, по информации на утро 14 февраля, в больницах находились девять человек.

По официальным данным, обнародованным службой ЧС, погибли пять человек. Их имена пока неизвестны (хотя уже появился неофициальный список жертв авиакатастрофы). Неофициально в СМИ была распространена информация о семи погибших.

Матч «Шахтер» — «Боруссия», на который летели пассажиры разбившегося самолета, начался с минуты молчания в память о погибших. Соболезнования родственникам погибших выразил также президент ФК «Шахтер» Ринат Ахметов.

Среди тех, кто летел на футбол из Одессы, оказались несколько представителей местной власти. По сведениям сайта «Таймер», на борту были вице-губернатор Одесской области Валерий Матковский, сотрудник Черноморской транспортной прокуратуры Ростислав Крикливый и депутат Одесского горсовета Сергей Янченко (он, как отмечается, является также финдиректором компании «Южные авиалинии», выполнявшей рейс). По данным того же источника, среди пассажиров были также сотрудник прокуратуры Одесской области и начальник управления капитального строительства Анатолий Рагулин. «КП в Украине» пишет, что на борту был депутат Одесского облсовета Андрей Андрусенко.

По неофициальной информации, одним из погибших является советник главы Одесского облсовета Валерий Бабков (об этом агентству «Интерфакс-Украина» сообщил источник в областном совете).

Для расследования произошедшего создана правительственная комиссия, которую возглавил вице-премьер Украины Александр Вилкул. Начато уголовное производство по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее гибель людей».

В СМИ высказываются предположения, что помимо погодных условий (тумана в районе аэропорта) причиной авиакатастрофы мог стать «человеческий фактор». Такое мнение, в частности, высказал летчик Николай Тарасевич, заявивший, что пилот Ан-24, «возможно, не рассчитал видимость». Появилась и версия о технической неисправности. ИТАР-ТАСС, в частности, распространил информацию (не указывая при этом источника), что причиной произошедшего предположительно стал отказ двигателя. «Его остановка во время посадки привела к тому, что лайнер не попал на взлетно-посадочную полосу, увяз колесами шасси в рыхлом и размокшем после дождя грунте и, опрокинувшись, разломился на части», — утверждает агентство.

Разбившийся Ан-24, по данным одесского сайта «Думская.net», был построен в 1973 году. Он сменил несколько владельцев, в прошлом его эксплуатировали компании «Роза ветров» и «Крымские авиалинии», в собственность «Южных авиалиний» он перешел в прошлом году. Компания использовала его для рейсов «Одесса — Донецк».

Между тем вице-премьер Александр Вилкул, возглавивший комиссию по расследованию причин авиакатастрофы, утверждает, что самолет, по имеющейся информации, находился в исправном состоянии. «Никаких технических проблем с самолетом не было, он проходил все необходимые регламентные работы в срок. Это то, что установила комиссия за ночь», — сообщил он.

Версию о неисправности отверг и гендиректор «Южных авиалиний» Юрий Молодой. В комментарии ТСН он заявил, что технически самолет отвечал необходимым требованиям. Как выразился представитель компании, «ничего не предвещало беды». Со своей стороны, Молодой поддержал версию о «человеческом факторе», он полагает, что к крушению привело решение пилота посадить самолет в условиях плохой видимости — вместо того чтобы направиться в другой аэропорт или даже вернуться в Одессу (необходимый запас топлива, по словам гендиректора, для этого был). «Наверное, психологический фактор, — пояснил он свою мысль. — То, что люди летели в Донецк именно на футбол, и как их отвезти можно было в какой-то другой город?.. Наверное, вот это сыграло роль, но это он [пилот] может только сам сказать».

В четверг, 14 февраля, стало известно, что по решению Госавиаслужбы рейсы «Южных авиалиний» приостановлены.