Этот рэп у них плачем зовется

Индийский пилот написал песню-жалобу на простои «Лайнеров мечты»

Анджум Чабра исполняет рэп
Кадр из YouTube

Простои самолетов Boeing 787 Dreamliner («Лайнеров мечты»), полеты которых с середины января приостановлены во всем мире, возымели неожиданный эффект. В середине февраля один из пилотов индийского авиаперевозчика Air India написал песню в стиле рэп, в которой пожаловался, что из-за простоев Dreamliner ему не платят зарплату, жить не на что, а уходить из компании не хочется, потому что «Лайнеры мечты» — лучшие самолеты, на которых он летал. Руководство Air India, однако, творческий порыв своего работника не оценило и отстранило его от полетов.

Неудачи начали сыпаться на новейшую модель американской авиастроительной корпорации Boeing с начала 2013 года. В январе с «Лайнерами мечты» произошло сразу несколько происшествий: на одном из самолетов треснуло стекло кабины пилотов, на другом произошла утечка топлива, а еще на нескольких загорелись литий-ионные аккумуляторы.

После этого сначала в Японии, а затем в США и Европе полеты всех Dreamliner, введенных до этого времени в эксплуатацию заказчиками, были запрещены до установления причин возгорания батарей. Как указывало агентство Bloomberg, приостановка полетов сразу всех лайнеров одной модели произошла впервые за последние 34 года.

До сих пор японским и американским регуляторам, а также инженерам Boeing удалось выяснить только, что аккумуляторы нагревались до критических температур, что и вызывало возгорания. Однако после 200 тысяч часов, потраченных на различные тесты и анализ ситуации, все еще неясно, что же способствовало слишком сильному нагреву батарей.

Пока что в Boeing пытаются установить причины неисправностей и внести технические изменения в аккумуляторы, так как отказываться от их использования компания не собирается. Батареи подобного типа весят меньше стандартных и позволяют авиастроителям уменьшать вес самого самолета — и экономить таким образом на топливе. В то же время конкурент американской корпорации, европейский авиастроительный концерн Airbus, уже сообщил, что не станет использовать в своих самолетах литий-ионные аккумуляторы.

До того как полеты «Лайнеров мечты» были приостановлены, в распоряжении авиаперевозчиков по всему миру находилось 50 таких самолетов. Крупнейшим заказчиком и пользователем Dreamliner является японская All Nippon Airways (ANA) — ей принадлежит 17 лайнеров. Еще одной авиакомпании из Японии — Japan Airlines (JAL) — доставлено еще семь таких самолетов. Еще шесть «Лайнеров мечты» использовались американской United Airlines, три — чилийской LAN Airlines. Единственной авиакомпанией из Европы, эксплуатировавшей Dreamliner (два из восьми заказанных), была польская LOT. В число пользователей «Лайнеров мечты» также входят эфиопская Ethiopian Airlines (четыре самолета), катарская Qatar Airways (пять), а также индийская госкомпания Air India — ей принадлежат еще шесть Dreamliner.

Именно пилот Air India Анджум Чабра (Anjum Chabra) не так давно оказался в центре внимания СМИ, после того как неожиданно переквалифицировался в рэпера и выложил на YouTube пятиминутный ролик с песней, в которой пожаловался на простои Dreamliner. Видео было загружено в середине февраля, однако активное его обсуждение началось в конце февраля — начале марта. К моменту написания заметки ролик просмотрели более 170 тысяч раз.

В своей песне Чабра выразил сожаление, что полеты «Лайнеров мечты» все еще не возобновились, поскольку из-за этого ему, пилоту, приходится по большей части сидеть дома, а не летать. Деньги у него кончились, выполнять альтернативные рейсы не предлагают, а зарплату задерживают уже пять месяцев, так что возможность съездить в Сингапур и сходить в казино тоже исчезла. В песне Чабра довольно едко отозвался о своей компании, отметив, что раньше он гордился тем, что работает в Air India, а теперь там работают стюардессы-«тетки» в возрасте за 60 и от местного профсоюза нет никакой пользы. При этом Чабра заверил, что «Лайнеры мечты» — лучшие самолеты из всех, на которых он летал.

Уже 20 февраля индийская Mumbai Mirror опубликовала статью, из которой выяснилось, что руководство Air India начало расследование в отношении капитана Чабры и потребовало от пилота не давать комментарии СМИ, пока оно не закончится. В компании также пригрозили отстранить пилота от полетов. С требованием наказать пилота, как передавало агентство Bloomberg, выступил и министр гражданской авиации Индии Аджит Сингх (Ajit Singh).

Возмущение менеджмента Air India язвительной песней вполне объяснимо. Четвертая по величине авиакомпания страны остается убыточной с 2007 года, после слияния с Indian Airlines. В тяжелом положении перевозчик оказался из-за конкуренции с низкобюджетными авиакомпаниями, а также высоких цен на топливо. При этом новейшие Dreamliner, способные это самое топливо экономить, Air India получила с задержкой почти на три года. Так что лишнее внимание и тем более жесткая критика борющейся за финансовое благополучие компании сейчас ну совсем ни к чему.

Еще до наложенного запрета Чабра успел рассказать Mumbai Mirror, что никого не собирался обидеть своим роликом и записывал его в свободное время в качестве хобби. В статье отмечается, что видео было записано на студии, принадлежащей отцу пилота. В начале ролика, кстати, действительно есть кадр с обращением к потенциальным слушателям; там говорится, что автор любит свою работу и коллег, и к ним все, о чем поется в песне, не относится.

Позднее, как написала The Times of India со ссылкой на представителя Air India Рохита Нандана (Rohit Nandan), Чабра пообещал удалить свой ролик с сайта и принес компании извинения. Однако это ему все же не помогло. Все та же Mumbai Mirror 7 марта сообщила, что имя Чабры не включили в список тех 30 пилотов Air India, которые вместе с ним тренировались для полетов на Dreamliner и будут допущены к полетам на других воздушных судах компании — Airbus 320 и 321, а также Boeing 777.

Технически отстранение от полетов не является наказанием, но фактически именно этим оно и стало: нет полетов — нет и выплат, так что к лучшему финансовое положение Чабры вряд ли изменится. Коллеги пилота, как пишет газета, напряженно ждут апреля: именно тогда руководство компании должно будет выплатить ему гарантированные средства, причитающиеся пилотам, даже если они не выполняют рейсы. Сумма выплат, как ожидается, должна составить 7200 долларов (72 гарантированных оплаченных часа работы пилота из расчета сто долларов за час). Пока что, с учетом ранее проявленного недовольства менеджментa Air India, выплаты Чабре находятся под очень большим вопросом.

Между тем, как указывало Bloomberg, озабоченность Чабры падением зарплат из-за простоя «Лайнеров мечты» разделяют его коллеги по всему миру. Так, выплаты пилотов ANA уже снизились на 20 процентов, а пилотов JAL — на 30 процентов. Японским пилотам приходится соглашаться на любую подработку: сотрудники ANA, к примеру, тренируются на симуляторах полетов и проводят открытые уроки в школах, где рассказывают о своей профессии.