Пустили корни

Facebook превратит смартфоны на Android в «социальные мобильники»

Изображение: Facebook

Соцсеть Facebook 4 апреля провела в своей штаб-квартире в Калифорнии спецмероприятие. Все ждали, что на нем Цукерберг и компания покажут «смартфон Facebook» — мобильный аппарат, доверху нагруженный сервисами социальной сети. Такое устройство действительно представили, но Facebook пошла еще дальше — она выпустила инструмент, который позволяет превратить в «фейсбукофон» практически любой мобильник на Android.

История взаимоотношений Facebook с мобильной средой довольно проста и пересекается с историей развития сотовых телефонов. Сначала была мобильная веб-версия социальной сети, без «тяжелого» контента — чтобы сэкономить пользователям расходы на трафик. Потом появились приложения для смартфонов — работать в них было удобнее, чем в браузере. Потом Facebook стало тесно в пределах одной-единственной программы и стали выходить дополнительные «примочки» — сначала «Чат» (Messenger), потом «Камера», потом полушутливая Poke.

На этом фоне логично было предположить, что Facebook попытается свести свои мобильные сервисы к некому общему знаменателю. В 2010 году появились слухи о том, что соцсеть разрабатывает собственный смартфон под управлением Android, и таким знаменателем решили считать его. И действительно — аппарат, во-первых, позволил бы доставить пользователю единым «паком» все продукты Facebook — от ленты новостей до геопозиционного сервиса, аналога Foursquare. Во-вторых, в 2010 году модной темой были внутренние приложения для соцсетей (многочисленные «Покеры» и «Счастливые фермеры») — нужно было искать способы перенести их на мобильные устройства. В-третьих, собственный мобильник дал бы Facebook определенную независимость — прежде всего в сфере интерфейса и распространения рекламы.

Новость про «телефон, который готовит Facebook», в 2011-2012 году вошла в категорию «циклических». Примерно раз в полгода в СМИ всплывали те или иные подробности о проекте: то сообщалось, что партнером соцсети станет компания HTC, то говорилось о сотрудничестве Facebook со звездными разработчиками, сманенными из Google и Apple, то со ссылкой на анонимные источники выкладывались характеристики, то обсуждались сроки выхода аппарата. Сама соцсеть либо отнекивалась либо отмалчивалась, но в целом было ясно, что столько дыма без огня не бывает.

То, что развязка истории близка, стало понятно в конце марта 2013 года. Тогда соцсеть разослала журналистам и техноблогерам приглашения на презентацию, назначенную на 4 апреля. В тексте приглашения Facebook звала посмотреть на свой «новый дом на Android». С одной стороны, можно было бы подумать, что речь идет о новом клиенте Facebook для этой платформы — но он не так давно уже пережил серьезное обновление. «Ну все, точно смартфон», — подумали приглашенные и в назначенный час двинулись в штаб-квартиру соцсети в Менло-Парк.

Facebook Home

На самом деле мероприятие Facebook оказалось посвящено не столько устройству, сколько «социальной оболочке» для Android под названием Home. Дать Home определение достаточно сложно — это, выражаясь словами Марка Цукерберга, не операционная система, не телефон и не приложение. Home включает в себя набор сервисов Facebook и инструменты для внедрения этих сервисов в телефон на Android — причем не в конкретный, а (теоретически) в любой.

В самом первом приближении Home — это штука, которая выпячивает на видное место в телефоне продукты Facebook, а все остальное убирает на второй план. «Социальная оболочка» (договоримся называть ее так) условно состоит из нескольких компонентов: ленты Cover Feed, чата Chat Heads, панели уведомлений и экрана приложений.

Cover Feed

Первое, что видит пользователь, взявший в руки смартфон с Facebook Home, — это Cover Feed, или лента обновлений от друзей. Она заменяет собой имеющиеся в Android экран блокировки и домашний экран. Лента образуется из «карточек», каждая из которых занимает весь экран аппарата и состоит из фотографии и наложенного на нее текст — статуса. Если кто-то из друзей опубликовал статус без картинки, фоновым изображением будет служить его «обложка» в Facebook.

Карточки пролистываются либо автоматически, либо вручную (для этого нужно провести пальцем по экрану горизонтальную черту). Статусы можно «лайкать» (с помощью двойного клика по карточке) и комментировать (с помощью, как ни парадоксально, кнопки «Комментировать»).

Chat Heads

Общение — одна из главных составляющих социальной сети — в Facebook Home осуществляется с помощью программы Chat Heads, которая мало похожа на традиционный мобильный мессенджер. Когда пользователю смартфона присылает сообщение кто-то из его друзей или знакомых, в правом верхнем углу экрана появляется «пузырь» с фотографией этого человека. «Пузырь» служит своего рода приглашением к началу чата, которое можно либо отклонить, либо принять. Если приглашение принято, открывается окно диалога.

Фишки Chat Heads — это, во-первых, групповые чаты, то есть возможность вести общий разговор сразу с несколькими собеседниками, во-вторых, интеграция с СМС (они тоже отображаются в программе), и в-третьих, принцип «всплывающего окна» — как приглашение в чат, так и само окно диалога появляются поверх программы, с которой в данной момент работает пользователь.

Панель уведомлений

Панель уведомлений в Facebook Home отличается от штатной панели уведомлений в Android. В ней собираются извещения о действиях друзей пользователя: Вася «залайкал» вашу фотографию, Петя пригласил вас на мероприятие, Ваня оставил запись в вашей «Хронике» и так далее.

Обновления отображаются в виде мини-карточек и сортируются не в хронологическом порядке, а в порядке «важности». Приоритет «важности» устанавливает сам Facebook. Как и в обычном Android, все уведомления можно закрыть гуртом — для этого надо ткнуть пальцем в одно из них, подержать палец на экране, а затем «смахнуть» карточки в сторону.

Экран приложений

Этот компонент выводит на экран список всех приложений, установленных на смартфон; иначе говоря, это знакомая всем пользователям «сетка» с иконками программ. Над «сеткой», в верхней части экрана, находятся три кнопки Facebook — «Опубликовать статус», «Опубликовать фото», «Сделать отметку о местоположении».

Кнопка Home

Переключение между разными компонентами производится с помощью экранной кнопки Home — она расположена по центру нижней части экрана и представляет собой круглую аватарку пользователя. Нажав на кнопку и проведя линию пальцем в нужном направлении, можно открыть мессенджер или экран приложений либо вернуться к последней запущенной программе. Краткий «клик» по кнопке возвращает пользователя к ленте Cover Feed.

Сроки выхода

Facebook Home, как и обычные приложения для Android, можно будет загрузить из магазина Google Play — там он появится 12 апреля. Есть, правда, несколько «но». Во-первых, «оболочку» пока разрешается установить только владельцам пяти смартфонов: Galaxy S III, Galaxy S4, Galaxy Note II, HTC One и HTC One X+. Обновления для Home, впрочем, обещают выпускать ежемесячно — поэтому есть шанс, что в будущем список устройств расширится. Планшетную версию оболочки, кстати, обещают «выкатить» в течение нескольких месяцев. Во-вторых, не исключено, что 12 числа выйдет только версия Facebook Home для США и англоязычных стран. Перевод «оболочки» на другие языки может занять несколько недель, а то и месяцев.

Смартфон HTC First

Мобильный аппарат на презентации 4 апреля все-таки показали, но HTC First (так будет называться телефон, которого все так ждали) меркнет перед мощью Home. По сути, это смартфон с весьма заурядными характеристиками (двухъядерный процессор, 4,3-дюймовый экран, гигабайт оперативной памяти) с предустановленными Instagram и оболочкой Facebook Home. В США и Европе аппарат будет продаваться по смешной цене в 99,99 доллара, но с двухлетним контрактом сотового оператора. Без контракта устройство стоит полновесные 450 долларов.

Создается впечатление, что First вообще был нужен Facebook не столько в роли смартфона, сколько в роли «громоотвода сплетен». На протяжении двух с половиной лет IT-издания рыли землю в поисках информации о секретном суперустройстве, создаваемом в лабораториях Facebook, в то время как соцсеть тихонечко писала оболочку для Android и посмеивалась над изыскателями.

Реакция

Проект Home восприняли по большей части положительно: доказательством служат, в частности, подросшие в цене акции Facebook. Радует прежде всего оригинальность решения — пачки приложений для Android выпускают многие компании, но идея создать собственный тематический «лончер» (launcher, «загрузчик») мало кому приходила в голову. В список исключений, кстати, входит российский «Яндекс», в 2011 году купивший компанию SPB Software и создавший на основе продукта SPB Shell собственную оболочку для Android.

По этой же причине («ух ты, что-то новенькое») Home, скорее всего, захотят попробовать и пользователи Facebook. Важно, что, установив оболочку, вы не теряете оригинальный программный облик своего устройства: все установленные приложения, в том числе и игры, остаются на месте; вдобавок Android позволяет переключаться между разными интерфейсами.

Если бы Facebook ограничила «зону действия» Home одним-единственным собственным смартфоном, рассуждает All Things Digital, проект вряд ли имел бы успех. Допустим, аппарат купят десять, пусть даже двадцать миллионов человек — все равно это лишь малая толика мобильной аудитории соцсети, которая насчитывает свыше 680 миллионов пользователей. Сделав оболочку открытой — читай, выложив ее в общий доступ в Google Play, — Facebook сможет завоевать внимание весомой части владельцев устройств на Android, которая, напомним, является самой популярной в мире мобильной ОС.

Самые популярные вопросы к Facebook после анонса Home — это «Будет ли реклама?» и «Означает ли это, что вы теперь будете следить за мной в режиме нон-стоп?». На первый вопрос соцсеть отвечает «Да»: рекламные объявления в Home действительно появятся и будут отображаться на экране Cover Feed между обновлениями от друзей. Однако это произойдет не сразу, а лишь спустя несколько месяцев после выхода Home.

На второй вопрос соцсеть отвечает «Нет». В интервью Mashable представители Facebook подтвердили, что Home действительно запрашивает у смартфона местоположение пользователя, но эти данные только используются для таргетинга рекламы и для показа пользователю информации об объектах в ближайшем окружении — например, музеях или барах.

Марс наш

Россияне полетели на Красную планету, но их сгубила водка: Surviving Mars

Дело техники

Европа объединилась ради победы над Россией. Пока только в космосе