В разгар российских майских праздников Microsoft представила большой отчет о своей новой операционной системе Windows 8. Компания, во-первых, объявила, что продала сто миллионов лицензий на «восьмерку», а во-вторых, официально анонсировала крупное обновление для нее — Windows Blue. Судя по сказанному «топами» Microsoft, Blue действительно вернет в систему то, чего ей так не хватало, — кнопку «Пуск».
Право «отчитываться за Windows» досталось Тами Реллер — вице-президенту Microsoft, которая отвечает за финансы и маркетинг операционной системы. Реллер дала комментарии о «восьмерке» крупным изданиям, а в официальном блоге Windows появилось интервью с ней (вопросы задавал другой сотрудник Microsoft — Брендон Леблан (Brandon LeBlanc)).
Первое, что сообщила Реллер, — Windows 8 достигла отметки в сто миллионов проданных лицензий. На это у операционной системы ушло шесть месяцев. В самом начале темпы продаж «восьмерки» были выше — первые шестьдесят миллионов лицензий раскупили за два с половиной месяца. Это объясняется большими скидками, которые Microsoft предоставляла на ОС до начала февраля. Пользователи предыдущих версий могли перейти на Windows 8 в редакции «Профессиональная» за 1290 рублей, в то время как сейчас такой переход обойдется уже в 9990 рублей (рекомендованная розничная цена на сайте Microsoft).
Если измерять популярность системы количеством проданных лицензий, то «восьмерка» стоит примерно на одном уровне с Windows 7, вышедшей в 2009 году. Предыдущая ОС (расцененная как успешная, особенно на фоне неудачной Vista) также разошлась в количестве ста миллионов лицензий за полгода. Если припомнить еще и рекордное снижение спроса на компьютеры — по данным IDC, в январе-марте 2013 года было продано на 14 процентов меньше ПК, чем в январе-марте 2012 года, — то дебют Windows 8 выглядит более чем удачным.
С другой стороны, реальная доля «восьмерки», по оценке сторонних счетчиков, остается небольшой. NetApplications указывает, что Windows 8 в мае 2013 года заняла 4,27 процента рынка, а StatCounter говорит о 5,31 процента. Для сравнения, Windows 7 спустя аналогичный период (то есть в мае 2010 года) имела 12,98 процента (NetApplications) или 14,84 процента (StatCounter) рынка — то есть разница почти трехкратная.
Издание ZDNet предполагает, что различия в цифрах могут объясняться тем, что Microsoft при составлении отчетов считает продажи лицензий OEM-производителям компьютеров и ритейлерам, а не конечным пользователям. Это означает, что Windows 8 на новом компьютере, стоящем на полке в магазине, уже считается проданной, хотя по факту компьютер еще не купили (и может быть, даже не купят).
В Microsoft разницу между фактической долей на рынке и цифрами продаж комментировать не стали, однако очевидно, что в компании назревает ситуация «надо что-то делать, пока не стало поздно». Если компьютеры на «восьмерке» действительно неохотно разбирают в магазинах, то лицензии на ОС перестанут покупать (или станут покупать меньше) и производители с поставщиками. Вариантов два: либо снова радикально снижать цену, чтобы стимулировать переход на Windows 8 со старых ПК, либо что-то менять в самой ОС. Первый вариант, помимо прочих недостатков, имеет один главный — это все равно что влезть на трибуну и крикнуть на весь мир: «Мы облажались!» Поэтому выбрали второй — он получил название Windows Blue.
О Blue, собственно, было известно и ранее — в начале года просто говорили, что Microsoft выпустит нечто с таким названием, затем стали толковать, что под Blue понимается серия обновлений для всех-всех-всех современных операционок компании. Наконец, когда в Сеть «утекли» ранние сборки, выяснилось, что это будет крупное обновление для Windows 8 — по сути, отдельная операционная система под именем Windows 8.1.
Тами Реллер в своих майских выступлениях, во-первых, официально подтвердила, что Blue — не фикция, а реально существующий продукт — «обновление для Windows 8», во-вторых, назвала примерные сроки выхода системы (предварительная версия — в июне, финальная — до конца года), в-третьих, отметила, что Blue — это кодовое название (настоящее пока неизвестно), и, в-четвертых, частично признала, что новинка станет для Microsoft своего рода работой над ошибками.
Условных «ошибок» (Реллер, понятное дело, использовала более мягкие определения) выделили несколько. Главные среди них — это недостаточное количество устройств, предназначенных специально для Windows 8 (ноутбуков с сенсорными экранами и планшетов), и трудности, которые пользователи (все-таки!) испытывают при освоении новой операционной системы.
Что касается первого недостатка, то, как заявила Реллер, с выходом Blue появится много «устройств новых форм-факторов», которые ликвидируют дефицит ориентированных на «восьмерку» ПК. По слухам, одним из таких устройств станет 7-дюймовая версия планшета Surface — куда более легкая и не такая громоздкая, как нынешние 10-дюймовые аппараты. О том, что семь дюймов — это правильный размер, свидетельствует, в частности, популярность iPad mini и Nexus 7.
Второй недостаток Microsoft исправит, внеся в Blue изменения «по отзывам пользователей», сказала Реллер. Что это будут за изменения, она не уточнила, но ответ на этот вопрос можно найти и самостоятельно — достаточно спросить осведомленных товарищей, что именно им не нравится в Windows 8. Другими словами, большинство профильных СМИ расценили слова Реллер как признание того, что в Blue вернут кнопку «Пуск».
В связи с этим напрашивается следующий прогноз. Blue сохранит «двуличие» Windows 8 — то есть приспособленность как под планшеты (интерфейс Metro), так и под обычные ПК (традиционный рабочий стол), — но в нее вернут привычные элементы (кнопка «Пуск»), а границу между двумя интерфейсами сделают четче: из тех же утечек следует, что в Blue пользователь сможет выбрать, что должно загружаться первым — Metro или рабочий стол. В Windows 8, напомним, после загрузки пользователь вынужден созерцать «живые плитки», даже если он не желает иметь с ними ничего общего.
На самом деле в истории о «восьмерке» и Windows Blue больше всего интересны даже не откровения Microsoft, а реакция на них прессы. Так, респектабельная деловая газета Financial Times взяла у Тами Реллер комментарий по поводу Blue, разбавила его мнением аналитиков и выпустила статью про «провал Windows 8». Возвращение в систему все той же кнопки «Пуск» в материале расценивалось как «смена курса на 180 градусов», а сама «восьмерка» сравнивалась с New Coke («Новой кокой») — напитком, который компания Coca-Cola выпустила в 1985 году. Он был изготовлен по новому рецепту и должен был заменить собой традиционную кока-колу, но спустя три месяца после жалоб покупателей Coca-Cola была вынуждена вернуть в продажу «исходную» газировку.
Получается, что визитной карточкой Windows 8 стали не заточенность на разные типы устройств, не попытка Microsoft выстроить экосистему «планшет-ПК-приставка-смартфон», не цветные «живые плитки» интерфейса Metro и прочие новшества, а именно отсутствие кнопки «Пуск» — мол, если ее вернут, то «восьмерка» уже перестанет быть «восьмеркой». Наверное, действительно надо возвращать: тогда, может быть, выяснится, что пустота в левом нижнем углу экрана — далеко не единственная особенность этой операционной системы.