Недобрал баллов

«Лента.ру» разобрала законотворчество самого известного защитника прав водителей в Думе

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

27 мая 2013 года стало известно о том, что система штрафных баллов за нарушение ПДД не будет возвращена в КоАП. Автор инициативы, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, предложил вместо нее ввести прогрессивную шкалу штрафов (вплоть до лишения прав) за повторные нарушения на дорогах. Отказ от балльной системы, которую Лысаков в течение длительного времени публично пропагандировал, стал уже не первым случаем резкой смены курса в политической карьере известного защитника прав автомобилистов.

Впервые Вячеслав Лысаков громко заявил о себе в качестве общественного активиста 19 мая 2005 года. В этот день он был в числе тех, кто поднял на протестные акции по всей стране тысячи сторонников автомобилей с «правым» рулем, которые правительство тогда грозилось запретить. Тогда же было образовано движение автомобилистов «Свобода выбора», которое Лысаков возглавил. Протестная активность, однако, по собственному признанию политика, не дала желаемого результата, и с 2007 года он занялся «переговорной» работой, пытаясь воплотить требования автомобилистов в законодательные инициативы.

Результатом общественной работы Лысакова стало его вступление в 2011 году в только что образованный Общероссийский народный фронт (ОНФ), а затем и избрание в Государственную Думу, куда он прошел по партийным спискам «Единой России» — сам депутат всегда подчеркивает, что в партию не вступал, а является лишь членом фракции «ЕР». В парламенте Лысаков, окончивший Московский областной государственный институт физической культуры, занял пост первого зампреда комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. С защитой прав автолюбителей, по мнению депутата, его должность связывает тот факт, что в комитете рассматриваются в том числе поправки в КоАП, которые регулируют ответственность за нарушение ПДД.

За полтора года работы в Думе Вячеслав Лысаков успел стать соавтором известных законов, которые уже вступили в силу: законы «об иностранных агентах» и «антимагнитский» (массово инициированные десятками депутатов), а также закон, запрещающий госслужащим держать счета в иностранных банках. В то же время закон на автомобильную тематику за авторством депутата был окончательно принят только один — он предусматривает штраф в качестве альтернативы лишению прав за выезд на встречную полосу в случае первого правонарушения. Помимо этого на рассмотрении находятся инициированные Лысаковым законопроекты посвященные совершенствованию системы уплаты штрафов, отмене запрета выезда за рубеж при задолженности менее 10 тысяч рублей и отсрочке наказания за отсутствие тахографов на грузовиках.

При этом нововведений, которые действительно радикально изменили бы жизнь автолюбителей, на настоящий момент Лысаков предложил два. Первым стал законопроект «о введении нормы, устанавливающей понятие „алкогольного опьянения“». Под таким состоянием в законе предлагается понимать содержание в крови водителя более 0,2 промилле алкоголя. «Возвращение» промилле, по заявлению Лысакова, должно исключить случаи, когда за вождение в нетрезвом виде наказывают непьющих водителей. Законопроект был предложен на фоне другой парламентской инициативы за авторством депутата Ирины Яровой, направленной на ужесточение ответственности за пьяное вождение. Вячеслав Лысаков стал одним из двух членов фракции «Единая Россия», в первом чтении проголосовавших против этой инициативы. Однако силами остальных единоросов она была успешно одобрена.

19 апреля 2013 года Госдума в первом чтении одобрила другой законопроект, предложенный Лысаковым. Он посвящен введению системы штрафных баллов за нарушение ПДД. Документ предусматривает изменения в КоАП, согласно которым водителя будут лишать прав на год, если в течение года он наберет 200 и более штрафных баллов — по одному баллу за каждые сто рублей наложенных штрафов. Стоит отметить, что «собирание» баллов именно в течение года оглашалось только в выступлениях Лысакова, тогда как согласно тексту закона, баллы накапливаются постоянно.

Лысаков особо отмечал, что в своем законопроекте он намеренно предложил ужесточить только административное наказание, убрав оттуда уголовную ответственность. «Я взять ответственность политическую и моральную перед своими избирателями и оставить уголовное наказание, когда еще неясна судьба „промилле“, не могу», — сообщил он в интервью каналу «Москва 24» после принятия в первом чтении законопроекта Яровой. Ее закон он при этом назвал «небрежно написанным», а сторонников наказания для всех, у кого в крови обнаружат даже ничтожно малое количество алкоголя, — дилетантами.

Именно Ирина Яровая впоследствии выступила с критикой предложения о штрафных баллах. Критика эта прозвучала в мае на закрытом заседании депутатской рабочей группы по вопросам наказаний за нарушение ПДД. Объясняется это, скорее всего, тем, что оба законопроекта (Яровой и Лысакова) направлены на регулирование ответственности за одинаковые нарушения — совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения. Подробности встречи неизвестны, но, судя по всему, коллегам удалось убедить Лысакова видоизменить свою если не самую важную, то как минимум вторую по важности (после отмены „нулевого промилле“) законодательную инициативу. «У балльной системы много плюсов, но есть и минусы», — заявил депутат по итогам закрытого обсуждения.

Балльная система в том виде, в котором ее предложил Лысаков (а Дума в первом чтении одобрила), действительно выглядит сырой или по крайней мере непроработанной. Непонятно, каким образом и где будут храниться накопленные баллы, а также сможет ли водитель проверить «состояние счета» до того, как его вызовут в суд для лишения прав. Перечень нарушений, за которые начисляются баллы, также определен максимально широко. «Штраф за неправильную парковку в Москве составляет 3000 рублей, или 30 баллов, исходя из предложенного расчета. Таким образом, получается, что если за 150 баллов можно лишиться прав на 12 месяцев (в законопроекте речь идет о пороге в 200 баллов — прим. „Ленты.ру“), то, припарковавшись пять раз в неположенном месте, можно лишиться прав», — так прокомментировал «Ленте.ру» законодательную инициативу директор по продажам компании «Авторусь» Дмитрий Шевцов.

Признав недостатки штрафных баллов, Лысаков озвучил другую ограничительную меру, которая может быть принята вместо них, — прогрессивные штрафы за повторные нарушения ПДД. Пока о том, что именно имел в виду парламентарий, можно судить только по описанию, которое он сам предложил журналистам: «Злостный нарушитель будет платить не десять раз по тысяче, как сейчас, а выплатит либо большой штраф, либо будет лишен прав». В данном случае интереснее всего вопрос о том, после какого раза нарушение будет считаться повторным, поскольку даже балльная система предусматривала некоторый люфт (набрать 200 баллов одним-двумя нарушениями в рамках действующего КоАП нельзя). По мнению директора департамента маркетинга компании «Автолокатор» Глеба Славутского, ужесточение штрафа при каждом нарушении может стать действенной мерой. Иначе, как сообщил он в комментарии «Ленте.ру», «можно бесконечно проезжать на красный свет и платить постоянно по 1000 рублей».

Ранее Лысаков уже делал заявления, которые противоречили его заранее известным принципиальным позициям. Так, неоднократно (до и после избрания в Госдуму) он высказывался о чиновничьих «мигалках» как о «пережитках феодализма». Такие взгляды, однако, не помешали ему вместе со всей фракцией «ЕР» воздержаться от отмены штрафов за непропуск машин с проблесковыми маячками на дороге. «Если уж президент оставил спецсигналы за столь малым количеством чиновников, значит, им это необходимо для исполнения государственной функции», — заявил на обсуждении отклоненного законопроекта Лысаков, ссылаясь на сокращение числа «мигалок» с тысячи до 569 штук. Впоследствии депутат и вовсе заявил, что в первую очередь надо бороться с «мигалками», установленными незаконно, запретив их свободную продажу без специальной лицензии.

Несмотря на гибкость позиции Вячеслава Лысакова по вопросам наказаний за повторные нарушения ПДД и отмены «мигалок», в отношении своей главной инициативы — отмены «нулевого промилле» — он пока не только сохраняет последовательность, но и добился принятия промежуточных мер. После того как депутат поднял вопрос о «промилле» на «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, Росстандарту было поручено до июля 2013 года определить погрешность измерений алкотестеров, которые использует ГИБДД. Инициативу, вместе с тем, пока рано называть панацеей от лишения прав за выпитый стакан кефира или принятое лекарство. При всем при этом, меры, которые призваны защитить водителей от произвола «абсолютного нуля», остаются, по сути, последним значимым начинанием самого известного защитника прав автомобилистов, который даже в Госдуму ездит на праворульной Toyota Crown Majesta 1994 года выпуска.

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача