Новости партнеров

Ботинки на танковом ходу

Какие непрофильные товары выпускают крупные промышленные корпорации

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

В середине июля стало известно, что российский «Уралвагонзавод», основной продукцией которого являются танки и вагоны, планирует заняться производством одежды и обуви под своим брендом. Еще раньше об этом же, по данным СМИ, задумывались в холдинге «Ижмаш», которому принадлежит бренд «Калашников». «Лента.ру» решила выяснить, какими еще непрофильными товарами занимаются крупные промышленные компании.

«Уралвагонзавод»

О том, что танковая корпорация будет выпускать одежду, обувь, сувенирную продукцию и аксессуары под торговой маркой «Уралвагонзавод», 15 июля написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя гендиректора УВЗ Алексея Жарича. По его словам, речь в первую очередь идет об уличной одежде, например, толстовках, футболках, куртках и ботинках для активного отдыха.

В УВЗ инвестиции в запуск производства непрофильной продукции оценивают в 20 миллионов рублей. Шить одежду под маркой «Уралвагонзавод» будут в Китае и России, что позволит, как отметил Жарич, сделать цены доступными. Например, стоимость футболки не превысит 300 рублей, плаща — трех тысяч рублей.

Жарич указал, что продажи одежды и аксессуаров позволяют западным производителям военной и дорожно-строительной техники получать большие доходы в дополнение к основной деятельности. В УВЗ пока не рассчитывают получать «особую выручку» от нового направления. Хотя подобная продукция, несомненно, пользовалась бы спросом, как минимум у россиян.

«Калашников»

Семейство стрелкового оружия, разработанное Михаилом Калашниковым, особо представлять не надо: этот бренд, названный по имени конструктора, является, пожалуй, самым известным из российских. В 2012 году эксперты оценивали возможную стоимость бренда примерно в десять миллиардов долларов, а потенциальную ценность марки — в 100-150 миллиардов.

В мае 2012 года тогдашний генеральный директор НПО «Ижмаш» Максим Кузюк рассказывал, что холдинг ведет переговоры о выкупе бренда «Калашников» для выпуска непрофильной продукции. В частности, СМИ указывали, что «Ижмаш» планирует оценить перспективы использования бренда при производстве аксессуаров и одежды, как это делает, например, оружейная компания Beretta.

В пресс-службе «Ижмаша» тогда же отмечали, что Кузюк ни разу не говорил о том, что под брендом «Калашников» будет выпускаться именно одежда. Речь шла о том, чтобы профессионально управлять брендом, для чего «Ижмашу» нужны на него права.

На «Ижмаше» добавляли, что предприятие могло бы более эффективно развивать торговую марку «Калашников», одновременно обеспечивая семье конструктора гарантированный доход. В конце мая 2013 года новый гендиректор «Ижмаша» Константин Бусыгин заявил, что Калашников бесплатно передал предприятию права на использование своего имени. Бусыгин добавил, что соответствующие документы были подписаны еще в феврале, а Михаил Тимофеевич является настоящим патриотом, так как «ни одного слова не было по поводу какой-то оплаты».

Что теперь, после передачи прав на бренд «Ижмашу», будет с производством непрофильных товаров под маркой «Калашников», неизвестно. Например, ликеро-водочный завод «Глазовский» еще с 1995 года производит водку «Калашников», а компания Rinzo продает игрушечные АК-47 (и многие другие модели автоматов).

Beretta

Итальянская Beretta является одним из старейших в мире производителей оружия: она была основана в начале XVI века. Сейчас под весьма узнаваемым брендом выпускаются не только карабины и пистолеты. На сайте компании почти столько же места, сколько оружию, отдано одежде, обуви и аксессуарам. В основном ботинки, куртки, рюкзаки и приятные мелочи вроде ножей предназначены для мужчин, но и для женщин тут найдутся кое-какие немногочисленные товары (например, пальто).

Caterpillar

Американская корпорация Caterpillar производит тракторы, экскаваторы, самосвалы, двигатели, генераторы и другую спецтехнику и строительное оборудование. Помимо тяжелых машин, под брендом компании выпускается узнаваемая обувь (строительные ботинки желтого цвета на ребристой подошве), а также масса других товаров, в том числе мобильные телефоны, наборы для гольфа, зонтики, бейсболки, кеды, солнечные и защитные очки и даже ползунки.

JCB

Еще один крупный мировой производитель тяжелого строительного оборудования — британская JCB (J. C. Bamford Excavators Ltd ). Компания выпускает более 300 различных видов техники, в том числе экскаваторы, погрузчики, тракторы, генераторы и дизельные электростанции. Кроме того, фанаты JCB прямо на ее сайте могут заказать любые аксессуары с символикой компании, от карандашей и брелоков до чашек и блокнотов, а также более «весомую» продукцию, в том числе рабочую и детскую одежду. Отдельный раздел в онлайн-магазине JCB посвящен игрушечным моделям ее техники; и не факт, что ими интересуются только дети.

Airbus и Boeing

У давних конкурентов на авиастроительном рынке, европейского холдинга Airbus и американской компании Boeing, и набор товаров в интернет-магазинах примерно одинаковый: одежда для женщин, мужчин и детей, всякие аксессуары, ювелирные изделия и спорттовары. Однако вот, например, у Boeing нашлись украшенные символикой компании банданы для собак (или кошек; на кого подойдет, видимо), а у Airbus — мобили для детей.

Как правило, большинство крупных компаний не занимаются самостоятельным выпуском непрофильных товаров, продавая лицензии на использование бренда сторонним фирмам. Так, например, ботинки под брендом Caterpillar выпускает американская Wolverine. Однако все без исключения компании стремятся заработать на своей торговой марке, одновременно повышая ее узнаваемость. И почему бы тогда «Уралвагонзаводу» не поступить так же.