Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко нашел новую мишень для претензий. На этот раз главный санитарный врач России раскритиковал качество украинских кондитерских изделий и объявил о запрете поставок на отечественный рынок продукции компании «Рошен» (Roshen). «Торговые войны» Онищенко с производителями из бывших советских республик уже настолько приелись, что перестали восприниматься как экстраординарное событие. Тем более что «конфетная» борьба грозит превратиться в фарс: в «деле Roshen» пока не появилось ни одного официального документа, да и ввоз украинских конфет в Россию не прекращался.
Недовольство кондитерскими изделиями, выпущенными на Украине, Онищенко впервые высказал в начале июля. Он заявил, что качество украинских сладостей все больше тревожит Роспотребнадзор, а в первую очередь «вопросы вызывает» продукция Roshen. О том, какие конкретно «вопросы» у Онищенко возникают в связи с конфетами Roshen, тогда не сообщалось, равно как и о возможных санкциях в отношении украинских производителей. Украинские кондитеры со своей стороны заявили, что никаких официальных претензий Роспотребнадзора по поводу качества продукции не получали.
Ситуация прояснилась примерно через две недели — 29 июля Онищенко объявил, что Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в Россию продукции Roshen. Ведомство провело экспертизу сладостей Roshen, отобранных в магазинах Москвы, и обнаружило, что они не соответствуют «заявленным параметрам». Как рассказал Онищенко, продукция винницкой кондитерской фабрики «Конафетто» не отвечала нормативам по содержанию жиров и органолептике, многочисленные отклонения по показателям качества продемонстрировали конфеты «Монблан», выпущенные на фабрике в Киеве, а также карамель «Молочная капля» кременчугской фабрики.
Кроме того, как отдельно подчеркнул глава Роспотребнадзора, в молочном шоколаде Roshen был обнаружен бензапирен. «Это признак серьезных проблем, связанных с обеспечением безопасности данного вида продукции», — заявил Онищенко и добавил, что «даны указания таможенным органам о запрете ввоза на территорию нашей страны кондитерских изделий компании Roshen». К качеству продукции Roshen, производящейся на территории России, у санитарного ведомства претензий не возникло.
В Roshen в ответ на очередное заявление Онищенко сообщили, что никаких уведомлений от Роспотребнадзора о запрете на ввоз сладостей компании в Россию не получали. «Официальная информация нам не поступала, она даже не поступала в те точки продажи в Москве, где российские органы брали продукцию на исследования», — отметили в пресс-службе украинской компании.
В украинской корпорации усомнились также и в том, насколько правильно Роспотребнадзор отобрал образцы ее продукции для дальнейшей проверки. Кроме того, в Roshen указали, что заявление российского ведомства о содержании бензапирена в выпущенном ею шоколаде не может являться нарушением российских регламентов, поскольку нормы на это вещество нигде не прописаны, подобных норм нет ни в России, ни на Украине, ни в Евросоюзе.
В подтверждение своей позиции в Roshen сослались на Технический регламент Таможенного союза ТРТС 021/2011. Действительно, заглянув в документ (.pdf), мы увидим, что нормы о предельно допустимом содержании (ПДС) бензапирена в продуктах касаются в первую очередь мясных, рыбных и молочных копченостей, зерна, муки, каш, но для шоколадных изделий никаких ПДС по бензапирену не установлено.
Однако в списке присутствуют также хлебобулочные, мучные кондитерские и мукомольно-крупяные изделия, и вот для них ПДС бензапирена составляет менее 0,0002 миллиграмма на килограмм. Таким образом, при желании придраться к продукции Roshen, скорее всего, можно, хотя и с некоторой натяжкой. В то же время эксперты указывают, что «абсолютно чистых продуктов не бывает» и бензапирен, присутствующий в выхлопных газах автомобилей, может обнаружиться, например, в молоке, если скот получал в пищу зерно, впитавшее транспортные выхлопы. Поэтому, по мнению экспертов, нужно еще понять, как бензапирен мог попасть в конфеты.
Пока что Roshen направила официальный запрос в Роспотребнадзор, попросив ознакомить ее с актами, свидетельствующими, что компания нарушила какие-либо нормы при выпуске продукции. В ассоциации «Укркондпром», объединяющей крупнейших производителей кондитерских изделий Украины, заявили об абсолютной готовности Roshen к немедленной внеплановой проверке и сертификации ее украинских предприятий со стороны российских регуляторов.
На сайте самого Роспотребнадзора официального сообщения о запрете поставок украинских конфет или хотя бы о конкретных претензиях к Roshen до сих пор нет. В Федеральной таможенной службе сообщили, что не получали письма от ведомства Онищенко с указаниями о запрете поставок. Не поступала информация о запрете и в несколько крупных розничных сетей России.
Воинствующий санитар
Возглавляемое Онищенко ведомство часто обвиняют в ведении различных «торговых войн» со странами бывшего СССР. Кроме борьбы с «канцерогенными» шпротами из Латвии, а также винами из Молдавии и Грузии, Роспотребнадзор в последние несколько лет «отметился» «молочной войной» с Белоруссией и «сырной войной» с той же Украиной.
Почти всегда претензии Роспотребнадзора удивительным образом совпадали по времени с трениями, возникающими у России с тем или иным соседом. Нынешнюю эпопею с Roshen на Украине считать торговой войной отказались. Однако еще в тот момент, когда Онищенко впервые позволил себе замечания в адрес украинских кондитеров, бдительные СМИ подметили, что претензии главы Роспотребнадзора возникли почти сразу же после того, как в Таможенном союзе предупредили о готовящихся экономических санкциях в отношении Киева. Отмечалось, что из-за повышения Украиной пошлин на импортные автомобили убыток России превысил 36 миллионов долларов и санкции должны компенсировать указанный ущерб.
Один из украинских депутатов связал запрет на поставки продукции Roshen в Россию с отказом Украины присоединяться к Таможенному союзу. По его мнению, в дальнейшем российская сторона может ввести и другие ограничения в отношении украинских товаров.
Между тем протекционистский эффект от нападок Онищенко на зарубежные товары в последние годы, похоже, несколько снизился. Если «винная война» с молдаванами или «молочная» с белорусами способствовала укреплению позиций российских производителей на своем рынке, то какую выгоду Россия получила, скажем, от «сырной войны» с Украиной, до сих пор неясно. А уж польза от «конфетной войны» и вовсе туманна.