Мыс краха

Власти Москвы самовольно ввели штрафы за неправильную парковку

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Обнародованное в сентябре определение Верховного суда относительно парковочных штрафов в Москве вызвало большой ажиотаж в СМИ. Выяснилось, что апелляционная инстанция почти три месяца назад признала, что практически все штрафы за нарушение правил городской парковки в столице противоречат федеральному законодательству и не должны были применяться. Решение коллегии Верховного суда не только обрадовало водителей, но и поставило под вопрос адекватность мер, которые столичные власти приняли для упорядочения парковок.

Неоднозначная история с московскими парковочными штрафами началась еще осенью 2012 года. Тогда Мосгордума приняла, а мэр столицы Сергей Собянин подписал поправки в городской Кодекс об административных правонарушениях. Документ одобрили накануне 1 ноября — даты запуска пилотного проекта по введению платной парковки на московских улицах.

Городской закон предусматривает три новых вида штрафов для тех, кто будет парковаться на улицах не по правилам. Во-первых, в полторы тысячи рублей оценили общие нарушения правил пользования парковками, такие как стоянка на местах для инвалидов или не по разметке. 2,5 тысячи рублей предстоит отдать тем, кто либо не оплатил парковку, либо нарушил порядок оплаты — под этим, скорее всего, подразумевается нарушение сроков оплаты и выезда с парковки. Наконец, самый значимый штраф в размере 5 тысяч рублей назначили для тех, кто попытается «обхитрить» мобильные комплексы фиксации нарушений на парковках («Парконы»), заклеивая фрагменты номера или снимая знак на время стоянки.

Полагаться только на «Парконы» в городе не стали, и с июня 2013 года к борьбе с водителями-«уклонистами» подключились специальные парковочные инспекторы, которые очищают автомобильные номера от всевозможных загрязнений. Этим сотрудникам ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) в скором времени обещают выдать мобильные устройства, которые также позволят выписывать штрафы.

Точной информации о том, сколько денег Москва (с 1 июля 2013 года город забрал эти полномочия у ГИБДД) взыскала с нарушителей в виде штрафов, на сайтах ответственных ведомств нет. Однако, если просуммировать количество выписанных с 1 июня постановлений, которые указаны в еженедельных отчетах, то получится, что водителей штрафовали 45 142 раза. Перемножив это число на 2,5 тысячи рублей (средний штраф — за неоплату парковки), получим сумму в 112,9 миллиона рублей. К этому следует добавить еще 14 миллионов — на такую сумму, по словам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, ГИБДД выписала штрафы за парковку с ноября по июнь. Итого получим почти 127 миллионов рублей — правда, в этой цифре не учитывается собираемость штрафов, о которой также ничего неизвестно.

Получается, что только на штрафах город, судя по всему, зарабатывает до половины всего дохода, получаемого от парковок. Ведь по данным счетчика на главной странице департамента транспорта Москвы, с ноября 2012 года водители заплатили за стоянку в общей сложности почти 110 миллионов рублей.

Скрытая угроза

Законодательное новшество московских властей, как выяснилось, оспорили в течение первого же месяца после запуска городских парковок. 29 ноября 2012 года столичный юрист Виктор Вэскер направил соответствующее исковое заявление в Московский городской суд. В нем Вэскер указал, что вступившие в силу московские штрафы противоречат федеральному Кодексу об административных правонарушениях. Ведь в российском КоАП тоже предусмотрено наказание как за несоблюдение дорожных знаков (статья 12.16) и правил стоянки (12.19), так и за управление машиной с нечитаемыми номерами (12.2).

Столичные власти, как отметил Вэскер в беседе с «Лентой.ру», в своем законе «переквалифицировали» водителей в «участников отношений по благоустройству». Это, по мнению юриста, было сделано для того, чтобы новые штрафы можно было принять на московском уровне, а не затевать долгую процедуру изменения через Госдуму федерального КоАП, который определяет наказание за нарушение правил дорожного движения. «Проще самим написать, разлиновать, и вперед», — заметил юрист и пояснил: «Водитель может ехать по Кутузовскому проспекту либо по улице Знаменке, которая входит в парковочное пространство, но он всегда является участником дорожного движения».

В Мосгорсуде рассматривать заявление Вэскера начали только в конце января 2013 года, а 19 марта судья Михаил Казаков принял решение в иске отказать. Юрист подчеркнул, что уже при рассмотрении иска в первой инстанции прокуратура поддержала его, но суд к ее доводам не прислушался. Затем Вэскер направил апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда, где заседание назначили на конец июня.

«К этому заседанию были представлены аналитические отчеты управления Министерства юстиции по Москве, которое также поддержало меня, указав, что действия Москвы незаконны и противоречат федеральному законодательству», — рассказывает юрист. На его стороне выступили и представители ГИБДД, отметившие, что водителей по сути предлагают штрафовать и по федеральному законодательству, и по московскому. Коллегия судей Верховного суда сочла (.pdf) претензии Вэскера обоснованными.

Своим решением судьи подтвердили, что наказания за нарушение правил парковки и стоянку с нечитаемыми знаками в московском законе создают «конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм». Любопытно также заключение коллегии относительно штрафа за нарушение порядка оплаты парковки. Изучив принятые столичным правительством и департаментом транспорта правила парковки и указанный порядок оплаты, судьи установили, что эти документы «не вносят ясности по вопросу о том, какие действия (бездействия) образуют правонарушение».

Обе заинтересованные стороны — Вэскер и департамент транспорта Москвы — решили на этом не останавливаться и уже в августе подали в надзорную инстанцию жалобы, рассмотрение которых пока не началось. Инициировавший тяжбу юрист стремится к полной отмене московского закона, о претензиях же столичных властей ничего неизвестно, но логично предположить, что они занимают противоположную позицию. Шансы на то, что дальнейшие жалобы на решение судейской коллегии получат какое-то продолжение, Вэскер оценивает скептически: «В подавляющем большинстве случаев дело не рассматривается в надзорной инстанции».

Что касается обычных водителей, то для них значимый результат был достигнут еще в июньском решении судебной коллегии, которое сразу же вступило в силу и отменило три из четырех видов штрафов за нарушение правил парковки по статье 8.14 московского КоАП. Недействительными признали штраф за нарушение правил парковки (1,5 тысячи рублей), за нарушение порядка оплаты (2,5 тысячи рублей) и за «заклеивание» номеров (5 тысяч рублей). В столичном административном кодексе оставили один штраф — за неоплату стоянки в зоне парковочного пространства (2,5 тысячи рублей).

«Конечно, для законодательной чистоты органы власти Москвы, по-хорошему, могли бы пересмотреть свою позицию на предмет платных парковок», — отметил Вэскер, но добавил, что по процедуре для отмены штрафов этого не требуется.

Словно ничего не было

О важном решении Верховного суда стало известно только в начале сентября, причем, судя по всему, совершенно случайно. Никто из участников процесса в июне не стал предавать его огласке. Властям Москвы, по понятным причинам, подобный скандал в предвыборный период был ни к чему. «Единственной заинтересованной стороной являюсь я, но я не занимался публичным обнародованием, не рассылал пресс-релизы», — объясняет свое молчание Вэскер. В результате информация о деле всплыла в издании «Автовзгляд» — по всей видимости, его корреспондент случайно обнаружил упоминание иска в материалах Верховного суда.

Городское руководство оказалось в довольно неприятной ситуации, поскольку водители с квитанциями об оплате вышеперечисленных штрафов, выписанных после 26 июня, получили полное право оспорить их в суде. Поэтому мэрия поспешила заявить, что она сама вообще не взимала штрафы, ставшие недействительными с конца июня. «ГКУ „АМПП“ как подведомственная организация Департамента транспорта города Москвы накладывает штраф исключительно за неоплату парковки», — сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе департамента.

Более того, мэрия заявила, что отмененные штрафы (а точнее, самый одиозный — за нечитаемые номера) никогда, в общем, и не применялись. Впрочем, с некоторыми оговорками. «Учитывается, что любой прохожий намеренно может заклеить номер одного из автомобилей, владелец которого будет неоправданно оштрафован. Таким образом, штрафы за заклеивание номеров использовались только в редких случаях», — рассказали в департамента транспорта. На прямой вопрос о том, сколько всего было выписано подобных штрафов за период с ноября 2012 года по сегодняшний день, в ведомстве не ответили.

Позиция городских властей по заклеенным номерам теперь выглядит как минимум странной. «Спрятанные» номера с самого начала парковочного эксперимента были наиболее ярким проявлением водительского протеста против него, и мэрия не уставала напоминать о специальном штрафе для таких нарушителей. Максим Ликсутов еще в августе рассказывал, что для обнаружения таких водителей даже не нужно вручную очищать номера: «Кто-то закрашивает номер, кто-то завешивает его или меняет одну цифру. В 80 процентах случаев система все равно определяет номер и марку машины». Теперь же в комментарии «Ленте.ру» департамент сообщил, что владельцам «распознанных» машин штраф «выписывался только в случае выявления факта неоплаты парковки». В данном случае подразумевается именно «подтвердженный» Верховным судом штраф в размере 2,5 тысячи рублей. Получается, что особо жесткая законодательная норма не действовала в принципе.

Нежелание московских властей обнародовать конкретные данные о том, какие штрафы и в каком количестве собирались за весь срок действия новых правил парковки, не позволяет выяснить, сколько вообще водителей «пострадало» от непродуманного московского закона и на какую сумму. На возврат средств, видимо, могут рассчитывать лишь те, кто сохранил квитанции об оплаченных «неправильных» штрафах.

Главным же остается следующий вопрос: что помешало столичным властям как следует проработать законодательную базу для парковочного проекта, который планировался задолго до ноября 2012 года? Госдума, к примеру, и раньше вводила исключения в федеральный административный кодекс специально для Москвы и Санкт-Петербурга — за те же нарушения правил стоянки, требований знаков и тому подобного. Вероятно, городские власти просто понадеялись, что никто не заметит или не станет искать противоречия в законодательных тонкостях.

подписатьсяОбсудить
06:16 Сегодня

Мастерство не пропьешь

Место, где можно смастерить разделочную доску, комод и даже скульптуру Будды
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
People's Liberation Army (PLA) soldiers shout as they hold guns and practise in a drill during a organized media tour at a PLA engineering school in Beijing, July 22, 2014. REUTERS/Petar Kujundzic (CHINA - Tags: MILITARY TPX IMAGES OF THE DAY) - RTR3ZLIT«Москва слишком горда, чтобы заключить союз с Пекином»
Вице-президент Фонда Карнеги о войне США с Китаем и отношениях с Россией
«Люди не видят разницы между порнографией и искусством»
Галеристы и фотографы о закрытии выставки Стерджеса
Еще один шаг к сближению
В конце недели стартует плавучий фестиваль анимации
Дживан Гаспарян«Я хотел, чтобы дудук любили все»
Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
Активисты оперативного молодежного отряда "Офицеры России" у Центра фотографии им. братьев Люмьер, где проходила выставка "Джок Стерджес. Без смущения". Обнаженка, которую мы потеряли
Почему закрыта «педофилическая» выставка — версия общественников
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США