30 сентября сити-менеджер города Миасс Челябинской области Виктор Ардабьевский был задержан по подозрению в организации убийств нескольких предпринимателей. Предполагается, что он был связан с местной ОПГ «турбазовские», главарей которой задержали примерно год назад. Это, пожалуй, первый случай в истории Миасса, когда вокруг фигуры высокопоставленного чиновника сомкнулись две реальности: бурная политическая жизнь городского уровня и закулисные бандитские «разборки».
Политическая обстановка в Миассе после распада СССР складывалась следующим образом. В 1991 году председателем горсовета стал Михаил Жмаев, который до этого возглавлял партийную комиссию при парткоме Уральского автозавода. Жмаева, придерживавшегося коммунистических взглядов, называли очень принципиальным и жестким человеком. Юрист по образованию, он регулярно подавал иски в суд, отстаивая свои права. При этом Жмаев стал рекордсменом Миасса в стрельбе из пистолета, набрав однажды на соревнованиях 295 очков из 300 возможных.
В 1994 году Жмаев покинул Миасс, став депутатом Челябинской областной думы. Но уже в 1996 году он вернулся и был избран мэром города. А вот в 2000 году Жмаеву не удалось вновь занять свой кабинет: выборы мэра выиграл Владимир Григориади, известный в городе под кличкой Грек. Жмаев, верный своей привычке, попытался оспорить результаты голосования в суде, однако проиграл тяжбу. В 2001 году на него завели уголовное дело о злоупотреблении полномочиями — предполагалось, что Жмаев неправильно расходовал деньги при финансировании газеты «Миасский рабочий». Однако в 2003 году дело закрыли.
А в 2004 году уже Григориади был задержан при получении взятки в размере 155 тысяч рублей. Вскоре мэра приговорили к восьми годам колонии. Согласно версии обвинения, в обмен на взятку Григориади в обход закона выделил земельные участки бизнесмену Николаю Зайцеву. Следователи полагали, что ранее Зайцев передал Григориади еще 805 тысяч рублей, но удалось ли доказать это в суде — СМИ не сообщали.
Сам бывший мэр утверждает, что все было не так. По его словам, «в наследство» от Жмаева ему достались крупные задолженности. В городе отключали газоснабжение и электричество, простаивали троллейбусы. Григориади пришлось лихорадочно искать средства для погашения долгов. Мэрия провела ревизию, в ходе которой выяснилось, что при Жмаеве Зайцев приобрел два магазина по цене, заниженной на два миллиона рублей. Григориади вызвал бизнесмена к себе в кабинет и предложил перечислить один миллион рублей в фонд финансовых ресурсов. Зайцев согласился, перечислил два транша на общую сумму 120 тысяч рублей, а затем начал затягивать выплаты. Наконец Григориади пригрозил бизнесмену изъять магазин через суд, и тогда Зайцев предложил ему заплатить наличными, чтобы уйти от налогообложения. Мэр согласился и получил 150 тысяч, которые в итоге и были названы взяткой.
По словам Григориади, его отношения с Зайцевым можно назвать скорее дружескими. Как стало известно бывшему мэру, бизнесмена вынудили «подставить» его некие «люди в погонах», а также Жмаев, не оставлявший надежду вернуться во власть.
Жмаев действительно решил баллотироваться в мэры. Однако очень многие политические силы в городе сходились во мнении, что человека со столь неуживчивым характером нельзя снова допускать на этот пост. Например, на вопрос о возможном вступлении в тогда еще молодую партию «Единая Россия» Жмаев ответил: «"Единую Россию" я вообще за партию не считаю. Партия должна бороться за власть, а "медведи" ее делят. И самое чудовищное — у них нет идеологии. А я работаю за идею».
При этом аналитики сходились во мнении, что у Жмаева были реальные шансы победить на выборах. В итоге депутаты городского совета внесли изменения в устав Миасса: отныне глава города избирался из числа депутатов, а для управленческих функций вводилась должность сити-менеджера. После этого депутаты так долго не могли определиться с кандидатурой главы города, что к ним на заседание приехал тогдашний губернатор Челябинской области Петр Сумин. Он указал пальцем на Ивана Бирюкова и заявил: «Вот его предлагаю». Воля губернатора была исполнена, Бирюков возглавил город. А сити-менеджером назначили Виктора Ардабьевского, который до этого руководил ЗАО «Кедр», производившим автозапчасти.
Впоследствии областное правительство настоятельно рекомендовало миасским депутатам вернуть прямые выборы мэра. В итоге горсовет пошел на компромисс: выборы вернули, однако за мэром сохранили полномочия главы совета. Кроме того, никуда не делась и должность сити-менеджера.
В 2010 году мэром Миасса вместо Бирюкова стал Игорь Войнов. В том же году депутаты сняли Ардабьевского с поста сити-менеджера. Журналисты связывали отставку с возбужденным незадолго до этого делом о халатности. Однако бывший сити-менеджер заявил: «Мое увольнение не связано с уголовным делом. За время муниципальной службы, а это более пяти лет, я настолько привык находиться то под уголовным делом, то под административным, что для меня это уже привычная ситуация. Знаете, я подсчитал: за это время было четыре-пять уголовных дел, в которых я фигурировал, и более 15 административных протоколов, по которым я получал взыскания и платил штрафы. Но я считаю — кто не работает, того и не наказывают».
Новым сити-менеджером стал Александр Любимов, приехавший в Миасс из Челябинска и пользовавшийся поддержкой областных властей. Однако проработал он всего год, а затем слег с сердечным приступом. После операции и реабилитации в санатории Любимов уволился по собственному желанию. В течение года временно исполняющим обязанности сити-менеджера являлся депутат Евгений Степовик. А летом 2012 года на эту должность вернулся Ардабьевский.
Работу сити-менеджера на втором сроке трудно было назвать спокойной: один за другим следовали скандалы местного масштаба. Например, многим не нравилось, что Ардабьевский назначил своим заместителем по имущественным вопросам бывшего главного патологоанатома города Станислава Третьякова. Спустя некоторое время сити-менеджер уволил Третьякова — после чего уже сам бывший заместитель выразил возмущение и пообещал обратиться в суд. Другая неприятная история связана с погромом на фестивале «Торнадо». Напомним, в 2010 году местные хулиганы избили 39 гостей рок-фестиваля. После этого мероприятие перестали проводить. Но в 2012 году бизнесмен Валихан Тургумбаев, известный своими дружескими связями с Ардабьевским, добился разрешения возродить фестиваль. Это вызвало недовольство многих представителей власти, в том числе мэра Войнова.
К слову, в том же году в Миасс вернулся Григориади, отбывший свой срок. Пребывание в колонии не сломило экс-чиновника. Он похвастался журналистам, что первую колонию, в которой сидел, превратил в успешное предприятие с высокими заработками. Во второй колонии Григориади, по его словам, также добился множества улучшений. За это его якобы уважали сокамерники, называвшие Григориади «дядей Володей». При выходе на свободу Григориади получил от них в подарок бутылку бренди.
Но вернемся к Ардабьевскому. В январе 2013 года он по неизвестной причине объявил о намерении выйти из «Единой России». Сам сити-менеджер пояснил, что по закону муниципальные служащие не должны состоять в партиях. Это звучит более чем странно, если учесть, что в России большинство чиновников являются членами «ЕР». В законе говорится лишь, что служащие всех уровней «не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии», а также «не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей». Это принято трактовать не как полный запрет на принадлежность к партии, а как запрет на учет мнения партии непосредственно в ходе работы. Что на самом деле двигало Ардабьевским, так и осталось загадкой.
В начале 1990-х годов лидером преступного мира Миасса стал бывший спецназовец Олег Георгиц. Его банда победила группировку «трестовских», в которую входили выпускники секции бокса училища треста «Уралавтострой». «Георгицевские» наладили связи с одной из крупнейших в России ОПГ, «курганской» (именно в нее входил легендарный киллер Солоник). Через несколько лет «георгицевских» разогнали правоохранительные органы, лидер ОПГ ушел в бега. В 1996 или 1998 году он был убит киллером в Челябинске. После этого бывший член банды Сергей Чащин создал свою группировку. Ее сборы проводились на базе отдыха «Тургояк», в связи с чем ее стали называть «турбазовской». Банда быстро достигла такого же влияния, как «георгицевская», и смогла сохранить связи с «курганскими». Одним из главных направлений деятельности банды были заказные убийства. Бывший мэр Григориади описывал характер Чащина следующим образом: «Этот парень очень негативный, безбашенный. Он думал, что все безнаказанно будет проходить. Я таких видел в "санатории" [в местах лишения свободы], они там шелковые становятся, доброжелательные. И как правило, становятся стукачами». Банда «турбазовских» была разгромлена осенью 2012 года (когда верхушка «курганских» уже получила длительные сроки лишения свободы). Чащина и его близкого помощника Ралифа Фаизова арестовали и этапировали в Москву. В настоящее время расследование деятельности группировки еще не завершено.
Летом 2013 года прокуратура обвинила Ардабьевского в махинациях и потребовала его увольнения. Было объявлено, что сити-менеджер незаконно выделил из бюджета 8,5 миллиона рублей предприятию ОАО «МиассЭлектроАппарат», собственником которого является он сам вместе с женой. На заседании совета депутатов было внесено представление об увольнении. После этого источник во властных кругах сказал журналистам издания «Ура.ру»: «До Нового года Ардабьевский не просидит в своем кресле. Думаю, отставка случится намного раньше».
17 сентября 2013 года Григориади объявил, что намерен вернуться во власть. Он сообщил журналистам, что в 2015 году мог бы баллотироваться в мэры, если бы недавно Госдума не приняла поправку, запрещающую судимым гражданам участвовать в выборах. Григориади откровенно раскрыл свои планы: «Раз мне избираться нельзя, то я миассцам скажу: мы идем на выборы в 2015 году вдвоем — Владимир Григориади и Геннадий Васьков. Если выиграем, он станет главою, а я — первым замом».
А 30 сентября из Миасса пришла очередная громкая новость: Ардабьевского задержала полиция, причем на этот раз — не по подозрению в каких-то мелких хозяйственных преступлениях. В отношении сити-менеджера возбуждено дело о бандитизме и об организации убийств бизнесменов Андрея Падучина и Павла Сидорова. По версии следствия, Ардабьевский являлся членом действовавшей в Миассе группировке «турбазовские». Убийство Падучина — одно из самых громких преступлений «турбазовских». Предприниматель возглавлял миасское предприятие «Трек», выпускавшее автозапчасти, и был известным меценатом. Смерть бизнесмена вызвала широкий резонанс, его именем даже назвали премию для одаренных детей и ежегодную парусную регату.
1 октября Ардабьевского этапировали в Москву, ему были предъявлены обвинения. Неизвестно, на самом ли деле чиновник имел какое-то отношение к оргпреступности или на этот раз его просто решили гарантированно «убрать» из власти. С одной стороны, еще в 2012 году горожане на интернет-форумах заявляли, что «все, поверхностно знакомые с ситуацией, когда убили Падучина, сразу начали косить на Ардабьевского». Но, с другой стороны, те же пользователи утверждали: «Ардабьевский безусловно связан с турбазовскими (он еще Георгице исправно дань платил), но авторитетом не пользовался (какой авторитет у дойной коровы?)». В любом случае все рассуждения подобного рода бездоказательны, и, скорее всего, мы ничего не узнаем об этом деле вплоть до суда.