Прощай, лама, прощай

AOL решила закрыть проект Winamp

Интерфейс Winamp
Интерфейс Winamp
Изображение: fireswordblog.blogspot.com

20 ноября интернет-холдинг AOL объявил, что отказывается от проекта Winamp. Разработка медиаплеера будет прекращена, сопутствующие сервисы — закрыты, а сайт Winamp.com ровно через месяц, 20 декабря, станет недоступен. Известие о кончине Winamp в Сети восприняли как завершение эпохи «музыки 1.0».

До AOL

Winamp появился в апреле 1997 года. Плеер написал Джастин Франкель (Justin Frankel), в то время — 18-летний студент Университета Юты. Рядом с Франкелем обычно упоминают еще одно имя — Дмитрий Болдырев. Выходец из СССР, обучавшийся в том же университете, что и Джастин, он работал над MacAmp — MP3-плеером для Mac OS на основе декодера AMP. По одной из версий, именно маковод Болдырев уговорил Франкеля сделать то же самое для Windows.

По другой же версии, Франкель взялся за проект, поскольку его раздражал WinPlay3 — первая и едва ли не единственная программа для проигрывания MP3-файлов, доступная тогда на рынке.

Первый Winamp (версия 0.20a) был выполнен в стиле «минималистичней некуда». Он представлял собой окно с панелью меню и списком команд: «Играть», «Остановить», «Поставить на паузу», «Снять с паузы». В мае 1997 года плеер обзавелся объемными кнопками, счетчиком времени а-ля светотабло и окошками с названием трека и битрейтом, а в июне — бегунком прокрутки и анализатором спектра.

В январе 1998 года Франкель основал компанию Nullsoft (взяв слово «Microsoft» и заменив «микро» на «ноль») и стал распространять Winamp по условно-бесплатной модели: попросил пользователей, если не жаль, заплатить за плеер десять долларов. Деньги, впрочем, ничего не меняли: платный плеер работал в точности так же, как и бесплатный.

В течение того же 1998 года Winamp обрел черты, прославившие его в дальнейшем: поддержку множества музыкальных форматов, плагины, скины, визуализацию и фирменный клич при старте программы — «Winamp, it really whips the llama’s ass!».

Под «скинами» в Winamp подразумевается возможность полностью изменить внешний вид плеера: вставить в окно собственный рисунок, заменить кнопки на треугольники, пузыри или чего-душе-будет-угодно, а вместо курсора поставить птичку или бабочку. Визуализация обычно означала цветную абстрактную картинку, которая колыхалась на экране в такт музыке.

Скины, за счет простоты создания (перерисовать плеер под свой вкус мог любой, кто владеет редактором MS Paint), стали отдельным направлением массового интернет-искусства, самой прекрасной и самой ужасной частью Winamp одновременно. Не считая вневременных котят и обнаженных девушек, в них нашли отражение все герои эпохи расцвета плеера: от протоссов, зергов и Нео до Бритни Спирс.

Во время AOL

В 1999 году, на пике «пузыря доткомов», всю Nullsoft купил интернет-холдинг AOL. Сумма сделки, по неофициальным данным, составила 86 миллионов долларов США — большие деньги как для компании в целом (она состояла из четырех сотрудников), так и для Франкеля в частности (ему был 21 год, он продолжал жить у родителей и ходил на важные переговоры с папой).

Позже в интервью журналу Rolling Stone Франкель охарактеризовал свои отношения с AOL как «краткий медовый месяц», сменившийся годами неурядиц. Во-первых, из Аризоны разработчиков перетянули в штаб-квартиру AOL в Сан-Франциско, где все было слишком по-взрослому. Во-вторых, одновременно с Nullsoft интернет-холдинг купил еще один музыкальный сервис — Spinner. Франкель и компания были уверены, что конкурентов ставят выше, чем их, хотя аудитория Winamp была значительно больше: к 2000 году плеером пользовались 25 миллионов человек.


В-третьих, и это было самое главное, интересы AOL и интересы Nullsoft лежали в противоположных плоскостях. Франкель и его коллега по Nullsoft Том Пеппер (Tom Pepper) вели разработку пиринговой файлообменной сети Gnutella. Она обещала стать преемницей прогремевшего сервиса Napster — но с той разницей, что была задумана как полностью децентрализованная система. AOL же была занята попытками купить медиагиганта Time Warner, который — вот совпадение! — как раз судился с Napster из-за нарушения последним авторских прав на музыку.

Первый клиент Gnutella Франкель и Пеппер выложили на серверы Nullsoft в марте 2000 года. Через 24 часа AOL сняла программу с публикации, назвав ее «обнародованным без разрешения любительским проектом». За сутки клиент, однако, скачали более десяти тысяч раз, и в последующие месяцы в Сети стали возникать совместимые с Gnutella клоны.

Взаимоотношения Nullsoft и AOL, и так ухудшившиеся из-за Gnutella, еще больше накалились после того, как Франкель разместил в Сети маленькую программку AIMazing. Программка убирала из принадлежащего AOL мессенджера AIM рекламу: вместо объявлений отображалось либо белое пространство, либо — если был включен Winamp — анализатор спектра из плеера. AIMazing продержалась в Сети неделю, прежде чем AOL нашла ее и казнила.

Следующей выходкой Франкеля стал сервис WASTE, представленный в 2003 году. Он развивал идею ненавистного холдингу AOL файлообмена — с его помощью небольшие группы пользователей могли кидать друг другу музыку и прочий контент, применяя шифрование. WASTE, как и Gnutella, был замечен AOL и снят с публикации в течение суток.

Пока Франкель троллил холдинг, Winamp разросся до 60 миллионов пользователей. Впрочем, вышедшая в 2002 году третья версия плеера была признана неудачной. Пользователи жаловались, что Winamp стал требователен к ресурсам системы и нестабилен. Тогда разработчики приняли решение продолжить развитие ветки 2.x — к ней в итоге вернулись большинство недовольных. К 2003 году разработку «второй» и «третьей» веток объединили, и получился Winamp 5. Версию 4.x решили пропустить, одно из предлагаемых объяснений гласит: потому что три плюс два равно пять. В 2004 году все сотрудники Nullsoft ушли из AOL, оставив интернет-холдинг наедине с Winamp.

С 2004 по 2013 год у Winamp сменились три руководителя. Нельзя сказать, что плеер забросили: аудитория его росла, достигнув в 2007 году пика в 90 миллионов пользователей, а обновления продолжали выходить — но уже по «догоняющей» модели.

В 2006 году разработчики из AOL прикрутили к Winamp синхронизацию фонотеки с iPod, в 2007-м «склеили» интерфейсы плеера и библиотеки и перевели программу на русский язык, в 2010-м выпустили мобильное приложение для Android, в 2011-м — клиент для OS X. Сколько пользователей работали с плеером в 2012 году, AOL не раскрывает, но известно, что за год Winamp принес холдингу около шести миллионов долларов.

После AOL

20 ноября 2013 года AOL разместила на сайте Winamp объявление следующего содержания: «Сайт Winamp.com и связанные с ним веб-сервисы станут недоступны после 20 декабря 2013 года. Кроме того, нельзя будет загрузить медиаплеер Winamp. Пожалуйста, скачайте последнюю версию до этой даты. Об улучшениях в последней версии можно прочитать в примечаниях к выпуску. Спасибо за то, что поддерживали сообщество Winamp на протяжении более чем пятнадцати лет».

Сказать, что решение AOL повергло меломанов в тоску, было бы преувеличением — для этого Winamp слишком долго находился в тени. Как заметил автор The Wall Street Journal Том Гара (Tom Gara), первой реакцией на новость у многих было скорее «Как, а разве он еще жив?». Вслед за вопросом следовал приступ ностальгии: кто-то вспомнил, как сутками менял в плеере скины, кто-то — как час качал из интернета 5-мегабайтную песню.

Поклонники, отказывающиеся смириться с мыслью о закрытии проекта, у плеера, тем не менее, сохранились. Часть из них возлагает надежды на Microsoft, которая, по слухам, завела с AOL переговоры о покупке Winamp. Другие же составили в адрес AOL петицию с просьбой перевести плеер на модель open source. По состоянию на момент публикации статьи под петицией подписались 6600 человек.

Обсудить
«Дикие люди проявили дикость — удивляться нечему»
Студента заставили извиниться, но он готов продолжить спор с кавказцами
Смеяться грешно
Кто надрывает животы на концертах Петросяна: беспощадный репортаж из преисподней
«Если тебе не на работу — пей»
Почему русские рабочие не могут жить счастливо
Борис Ельцин«Это было время, когда делились огромные богатства»
Чем запомнился россиянам первый президентский срок Бориса Ельцина
Они ушли
Русские покидают Сирию. Там остаются тысячи террористов, а войне не видно конца
«Этим проклятым американцам мы еще покажем!»
Афганцы полюбили русских и возненавидели США
Кровавый конвейер
На Гаити круглый год режут и свежуют скот
Реджеп Тайип ЭрдоганВ спину не больно
Россия забыла обиды и взахлеб дружит с Турцией
Дональд ТрампСвоих не бросаем
План Трампа: спасти богатых и сэкономить на бедных
Домашние заготовки
Почему российской строительной сфере не обойтись без отечественных алюминиевых панелей
Выплюнь бяку
Личинки, тараканы и ДНК человека — на что можно нарваться в батоне колбасы
Бандитский спецназ
Главный киллер ореховских знал толк в конспирации и технологиях
«Закроют меня — другие продолжат»
Бывший полицейский разоблачал коллег и теперь рискует сесть
Судьба офицера
Полицейский убил коллегу, покончил с собой и оставил сиротами троих детей
Темные времена
Лихие 90-е: спецпроект «Ленты.ру»
«За деньги девчонки торгуют любовью»
Чему научили нас первые советские рэперы
«Вся рок-н-ролльная Москва плотно сидела на кислоте»
«Наутилус Помпилиус», золото тещи и расширение сознания Ильи Кормильцева
Слишком много знали
Кто предсказал гибель «Титаника», теракт 11 сентября и тоталитаризм
«Некоторые из них педерасты»
Скандальный балет Серебренникова «Нуреев» собрал в Большом всю российскую элиту
Тест-драйв лучшей BMW M5
Знакомимся с первой полноприводной «эмкой» на серпантинах Португалии
Самые редкие версии BMW M5
Эксклюзивные M5 для пуристов, арабских шейхов и просто прогулок с ветерком
Невероятные стартапы, которые изменят жизнь водителей
Автомат по продаже машин, встроенный алкотестер и так далее
Самые необычные фары в истории
Головная оптика, от которой можно офонареть
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир