Россия выдаст Украине кредит на 15 миллиардов долларов и сделает огромную скидку на газ — таковы основные итоги переговоров президентов двух стран Владимира Путина и Виктора Януковича в Москве. Чтобы удержать Украину в орбите своих интересов, Москва залезла в нефтяные резервы: деньги Киеву будут выделены из Фонда национального благосостояния, «кубышки» правительства на случай кризиса.
За последние полтора месяца Виктор Янукович ездил в Россию с пугающей для его политических противников регулярностью. Президенты двух стран встречались и до саммита в Вильнюсе, на котором Киев должен был подписать соглашение о евроинтеграции, и после него, когда разгневанные провалом саммита украинцы вышли на Майдан Незалежности, поставив под угрозу работу правительства. Во всех случаях стороны очень скупо комментировали итоги встреч, подчеркивая лишь, что евроинтеграцию и Таможенный союз Путин с Януковичем не обсуждали.
По уверениям помощника президента России Юрия Ушакова, не обсуждали стороны торговые и политические альянсы и 17 декабря, однако поверить в это непросто: вряд ли Владимир Путин решил помочь Украине, ничего не выторговав взамен. Скорее всего, Киев взял на себя какие-то обязательства перед Москвой, но о них президенты двух стран не рассказали, и не факт, что подробности переговоров двух президентов когда-нибудь станут достоянием общественности.
Все, что известно к вечеру 17 декабря, — это то, что газ с 1 января 2014 года Украина будет получать не по 400 с копейками долларов за тысячу кубометров, а за 268,5 доллара. Еще до Нового года — в последние недели 2013-го — Москва начнет покупать украинские еврооблигации на средства Фонда национального благосостояния, на что в течение нескольких кварталов потратит 15 миллиардов долларов.
Сколько именно продержатся указанные цены на газ, на какую доходность по еврооблигациям можно рассчитывать и на какой срок Россия дает Украине кредит — ни о чем этом президенты не рассказали. Это лишний раз подчеркивает, что договоренности Путина и Януковича являются исключительно политическими, экономическую целесообразность российских подарков Украине еще никто не просчитывал.
Новые договоренности с Киевом противоречат всей предыдущей российской экономической политике. В течение последних нескольких лет «Газпром» последовательно душил Украину высокими ценами на газ, отказываясь даже вступать в переговоры об изменении 10-летнего контракта, подписанного с украинским «Нафтогазом» в 2009 году. На все робкие просьбы о скидках «Газпром» грозил Киеву судом.
Единственная уступка, которую «Газпром» сделал Украине — 40-процентная скидка на газ для закачки в подземные хранилища. Покупателем этого газа выступил не государственный «Нафтогаз», а компания Ostchem Дмитрия Фирташа — того самого, который владел долей в RosUkrEnergo, посреднике в газовых переговорах России и Украины в середине 2000-х годов. Иными словами, скидка была демонстративно выдана не государству, а частному бизнесу — ни на какие послабления в отношениях с Киевом Москва идти не хотела.
Столь же странным в контексте экономической политики России выглядит и выдача Украине средств из Фонда национального благосостояния. До сих пор Россия крайне консервативно подходила к тратам нефтегазовых резервов, подчеркивая, что эти деньги пригодятся стране в случае обвала мировых цен на энергоресурсы.
В середине 2013 года, впрочем, часть ФНБ — для начала 450 миллиардов рублей — правительство решило потратить на масштабные инфраструктурные проекты: модернизацию Транссиба и БАМа, автомобильную кольцевую дорогу в Подмосковье и другие. Тут же нашлись желающие поделить еще более полутриллиона рублей, но Минфин сразу же постарался охладить пыл бизнесменов, заявив, что средства выделяются только на возвратной основе и на условиях обеспечения доходности вложений.
В любом случае, ни о каких кредитах другим государствам речь никогда не заходила. ФНБ раньше поддерживал исключительно российскую экономику, а Россия, если ей надо было выделить деньги другим странам, находила их в бюджете или на балансе государственных банков.
На это можно возразить, что ФНБ, по условиям размещения его средств, может храниться в рублевых инструментах максимум на 40 процентов, остальное должно быть инвестировано в надежные бумаги, то есть гособлигации крупнейших стран мира, в первую очередь США. Казалось бы, облигации США и Украины вполне могут ужиться в одном инвестиционном портфеле, однако на деле вложения в украинский долг означают, что денег своих Россия, с высокой долей вероятности, вообще больше никогда не увидит. Во всяком случае, инвесторы на рынке еще несколько дней назад оценивали доходность облигаций Украины с погашением в середине 2014 года в 20 процентов, а риск дефолта — в 50 процентов. Сейчас, после подписания соглашения с Россией, ставки неизбежно пойдут вниз, но все равно давать в долг Украине на открытом рынке решатся либо альтруисты, либо трейдеры, любящие пощекотать себе нервы рисковыми вложениями. Вряд ли чиновников российского Минфина, управляющих сегодня средствами ФНБ, можно отнести к одному из этих двух типов.
Наконец, ради того, чтобы выдать кредит Киеву, Москве придется менять законодательство: сейчас средства ФНБ можно вкладывать только в рублевые активы и облигации 13 наиболее развитых стран мира — Украина в них, естественно, не входит.
На первый взгляд, для Януковича договоренности с Путиным подобны политическому самоубийству: в то время как на Майдане не расходится многотысячный митинг, а полстраны негодует из-за срыва евроинтеграции, президент Украины едет в Москву и договаривается о тесном экономическом альянсе с Россией.
На самом деле все не совсем так. Янукович впервые за несколько месяцев наглядно продемонстрировал, чего стоит дружба Москвы. Восточный сосед оказался готов щедро платить за то, чтобы Украина формально оставалась в сфере его интересов, причем платить быстро и живыми деньгами — никакие европейские партнеры таких средств предложить Киеву не могли.
Максимум, чего можно было добиться от Европы — обещаний о том, что когда-нибудь в будущем уровень жизни на Украине достигнет среднеевропейских показателей. Киеву же деньги необходимы именно сейчас, когда страна пребывает в глубочайшем экономическом кризисе, из которого ей не выбраться самостоятельно.
ВВП Украины падает на протяжении пяти последних кварталов подряд, курс гривны по отношению к доллару постепенно снижается, а международные резервы только в ноябре сократились на девять процентов и опустились ниже отметки в 19 миллиардов долларов. Общий объем внешней торговли на Украине растет, но при этом с основным торговым партнером — Россией — существенно падает с 2012 года. Ко всему этому надо добавить дефицит бюджета, отсутствие денег на модернизацию устаревших производств и изношенную инфраструктуру, и получится неутешительный итог: у Киева просто не было другого варианта, помимо поиска очередного кредита.
Янукович, договорившись с Путиным, отсрочил неминуемый крах украинской экономики, но совершенно не факт, что поездка в Москву сохранит ему кресло президента. Сторонников евроинтеграции успехи президента «на восточном фронте» разозлили настолько, что они готовы с новой силой требовать досрочных выборов в 2014 году. И не только выборов: Виталий Кличко, например, со сцены на Майдане уже заявил, что вызывает Януковича на ринг, так как президент, по мнению лидера партии «УДАР», заложил Путину стратегическое имущество Украины и даже, возможно, ее газотранспортную систему.