Новости партнеров

Спутничный спас

В России запускают систему помощи при ДТП на базе ГЛОНАСС

Фото: Александр Вайнштейн / Коммерсантъ

В конце декабря 2013 года Госдума и Совет федерации приняли закон об использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Он предполагает, что в каждый новый автомобиль будет устанавливаться аварийный маяк, который в случае ДТП сам вызовет спасателей. «Лента.ру» проследила путь создания спутниковой системы спасения и выяснила, как она изменит жизнь обычных автолюбителей.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» (экстренное реагирование при аварии на базе ГЛОНАСС), обязательное использование которой по всей России в декабре 2013 года законодательно закрепили Госдума и Совет Федерации, явилась продолжением европейской инициативы eCall. В начале 2000-х годов в Европе предложили устанавливать в автомобили специальный прибор, который в случае аварии будет подавать сигнал службам спасения, чтобы те могли выехать на место происшествия, не дожидаясь звонка от пострадавшего водителя, пассажиров или свидетелей ДТП.

Главная задача такой системы — обеспечить максимально быстрое оказание помощи пострадавшим и, следовательно, снизить смертность на дорогах. Авторы инициативы опираются на медицинский принцип «золотого часа» — правило, согласно которому чем быстрее пострадавшие получат помощь, тем выше их шансы на выживание. В случае с автомобильными авариями скорость оказания помощи напрямую зависит от того, как быстро спасатели узнают о ДТП. В отличие от городов, на протяженных трассах (особенно в ночное время) может пройти много времени, прежде чем пассажиры случайно проезжающей мимо машины позвонят в службу спасения.

eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» работают по принципу, который уже используется на самолетах и кораблях — там для вызова спасателей применяют специальные радиобуи и спутниковую связь. Автомобильные аварийные маяки полагаются на уже существующую инфраструктуру сотовой связи — зафиксировав ДТП (по срабатыванию подушек безопасности или датчикам столкновения), специальный прибор посылает координаты машины, ее идентификационный номер (VIN), время столкновения и другую информацию на пульт экстренных служб.

Ключевой особенностью российской системы, как следует из названия, стало обязательное использование при этом отечественной спутниковой навигации (приборы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут включать и GPS-микросхемы). «Перед нами как раз стояла задача найти массовые системообразующие проекты для коммерциализации навигационной системы ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии», — рассказал CNews президент сетевого оператора системы НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко. Самый массовый и прибыльный рынок для навигационного оборудования — это смартфоны и прочие портативные устройства. Однако уровень технологического развития российских компаний не позволил бы им успешно конкурировать с существующими гаджетами, и выбор пал на автомобильную отрасль.

В определенном смысле российская «ЭРА-ГЛОНАСС» даже опередила свой европейский аналог. Если на Западе запустить eCall в штатном режиме планируют только к 2015 году, то в России за последние пять лет уже реализовали ряд пилотных проектов и проверили работоспособность системы по всей стране. «На данный момент опытная эксплуатация оборудования и всей системы “ЭРА-ГЛОНАСС” показала, что все ранее выявленные недостатки устранены и система полностью готова к сдаче в промышленную эксплуатацию», — пояснил «Ленте.ру» руководитель компании «Автолокатор» Таймур Двидар.

Опираясь на успех пилотных проектов, в 2013 году российские власти окончательно решили, что использование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» постепенно должно стать обязательным для всех водителей.

Хотя законодательно создание новой системы будет закреплено, только когда подпись под законом об «ЭРА-ГЛОНАСС» поставит президент, график ее внедрения определили еще в январе — тогда были внесены изменения в технический регламент Таможенного союза. Из документа следует, что с 2015 года всем автопроизводителям придется ставить аварийные маяки на новые модели своих машин, иначе они не пройдут сертификацию. Еще через год без устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» не будут ставить на учет пассажирский транспорт и машины, перевозящие опасные грузы. Наконец, с 2017 года все новые автомобили в России будут продаваться уже с такими приборами.

По оценкам создателей системы, стоимость нового автомобиля после установки аппаратуры «ЭРА-ГЛОНАСС» вырастет не более чем на три тысячи рублей, а пользование системой будет бесплатным — устройство передает сигнал лишь в случае аварии, в остальное время находясь в режиме ожидания. «Стоимость прибора может увеличиться только в том случае, если он будет обладать более широким набором функций, нежели просто передача сигнала в оперативно-диспетчерский центр экстренных служб в случае аварии. Удешевление стоимости оборудования возможно незначительное, максимум на 10 процентов, поскольку расчет сразу велся именно с учетом массового производства», — добавил Двидар и подчеркнул, что с развитием системы количество производителей аварийных маяков с различными параметрами будет только увеличиваться.

Стоит отметить, что в законе отдельно прописано, каким образом будет осуществляться подключение к «ЭРА-ГЛОНАСС» автомобилей, не оснащенных специальными датчиками столкновения и подушками безопасности, — то есть подавляющей части продукции отечественного автопрома. На таких машинах прибор не сможет самостоятельно определить момент аварии — водителю придется нажать на кнопку вызова помощи (на стандартных автоматических приборах она также присутствует). Автоматика же предусмотрена лишь для самых тяжелых ДТП — в аппарат будет встроен датчик переворота автомобиля.

Хотя закон не требует обязательно устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» на машины, купленные до 2017 года, водители, как пояснил «Ленте.ру» руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, все равно будут охотно покупать устройства для своих автомобилей. «Видеорегистраторы ни в одной стране мира не пользуются такой популярностью, как у нас», — сказал он, добавив, что в России автолюбители стараются всеми доступными средствами обезопасить себя на случай ДТП. «Автовладелец теперь будет понимать, что, даже если он где-то потерялся, все равно будет некая кнопка или “черный ящик”, который сработает и скажет, где автомобиль», — считает Канаев.

Но если говорить о потенциальном спасении пострадавших, то в этом плане создатели «ЭРА-ГЛОНАСС» оценивают свою систему несколько пессимистичнее, чем их европейские коллеги. Считается, что в России появление системы сократит время прибытия помощи на 30 процентов. Создатели eCall планируют снизить время реагирования спасателей на 40 процентов в городах и вдвое — за их пределами.

Однако разница в результатах работы обеих систем будет объясняться не столько их архитектурой (она во многом аналогична), сколько тем, как организована деятельность самих экстренных служб. Прежде всего, в Европе давно работает единый номер вызова полиции, пожарных и скорой помощи — 112, и там не возникает никаких сложностей с передачей вызовов в нужные структуры. В России номер 112 утвердили в качестве единого еще в 2008 году, но для операторов обычной и сотовой связи он стал обязательным лишь в декабре 2013-го. Окончательно же система, как ожидается, заработает только к 2017 году — то есть обкатка единого номера и «ЭРА-ГЛОНАСС» будет происходить одновременно.

Спасение жизней на дорогах зависит и от другого важного фактора — подготовленности и оснащенности экстренных служб. И тут российское правительство повело себя по меньшей мере непоследовательно: с одной стороны, реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» идет полным ходом, с другой — еще осенью 2013 года Белый дом сократил перечень мероприятий по помощи пострадавшим в ДТП федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В частности, было решено полностью отказаться от новых вертолетных площадок в больницах и новых постов МЧС на трассах — а именно они могли бы сыграть ключевую роль в том, как быстро спасатели появятся на месте аварии и доставят пострадавших к врачам.