Не почтим доставкой

Крупнейшие логистические сервисы отказались везти посылки россиянам

Сотрудник «Почты России» и сотрудники Новосибирской таможни обрабатывают международные отправления на месте международного почтового обмена в Новосибирске
Сотрудник «Почты России» и сотрудники Новосибирской таможни обрабатывают международные отправления на месте международного почтового обмена в Новосибирске
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Логистические компании DHL и FedEx отказались доставлять экспресс-грузы россиянам, еще несколько сервисов собираются последовать их примеру. Свои действия компании объясняют ужесточением требований к оформлению грузов на границе. В то же время таможня отрицает принятие каких-либо новых мер, а в «Почте России» заявили, что работают в прежнем режиме. «Лента.ру» разобралась, что же происходит с рынком интернет-торговли и кто пострадает от активности чиновников больше всего.

Полгода разговоров

Ограничения в сфере интернет-торговли начали активно обсуждаться летом прошлого года. В середине июня глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предложил ввести налог на совершаемые в иностранных интернет-магазинах покупки. Сначала никаких подробностей не сообщалось, позднее стало известно, что размер налога может составить до десяти процентов от суммы онлайн-покупки.

Необходимость дополнительного сбора в ФТС объяснили тем, что с импортных товаров, поступающих из иностранных интернет-магазинов, уплачиваются только пошлины, и то лишь в случае, когда стоимость покупок превышает 1000 евро в месяц (пошлина составляет 30 процентов от суммы превышения). В то же время российские торговцы платят НДС и налог на прибыль. Таким образом, зарубежные компании, считает Бельянинов, получают конкурентное преимущество.

Беспокойство главного таможенника, однако, связано не только с заботой о конкуренции. В условиях отсутствия контроля за рынком федеральный бюджет, по словам Бельянинова, недополучает средства от незаконной предпринимательской деятельности россиян. Людей, которые покупают товары в зарубежных интернет-магазинах, а потом продают их в России, не регистрируя юридическое лицо, глава ФТС даже сравнил с «челноками» из 1990-х.

В конце ноября Бельянинов предложил снизить порог беспошлинной трансграничной торговли (сейчас он составляет 1000 евро и 31 килограмм веса) и сократить количество посылок из зарубежных интернет-магазинов до одной в месяц на человека — по мысли таможенников, это должно сделать «челночный интернет-бизнес» нерентабельным. Впоследствии Минфин сообщил, что лимит, свыше которого будет установлена пошлина, предлагается понизить до 150 евро.

Инициативы ФТС встретили понимание со стороны высшего руководства страны. В середине декабря идею о снижении беспошлинного порога поддержал президент РФ Владимир Путин, сообщив, что дополнительные средства можно направить на программу жилищного строительства. Как заявлял министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, упорядочивание интернет-торговли может принести бюджету 20-40 миллиардов рублей (период, за который прогнозируется получить такую сумму, не уточнялся). Таким образом, если предварительные подсчеты чиновников верны, государство получит от любителей делать покупки за рубежом около миллиарда долларов — только за то, что товары пересекают государственную границу.

Однако повышением цен на товары из-за рубежа, по-видимому, дело не ограничится — не исключено, что многим россиянам придется совсем отказаться от покупок на привычных сайтах. В начале 2014 года стало известно еще об одном ужесточении в сфере таможенного регулирования: компания DHL Express сообщила, что ФТС увеличила количество документов, которые нужно предоставлять для оформления грузов на границе (см. врез).

Впоследствии в открытом доступе появилось письмо Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП). В нем сообщалось, что члены организации — DHL Express, DPD, TNT, FedEx, UPS, «СПСР Экспресс» и Pony Express — решили прекратить доставку экспресс-грузов частным лицам в Россию. Такое решение, как следует из письма, принято в связи с усложнением порядка оформления посылок на таможне.

В самой АСЭП, впрочем, существование письма отрицают, заявляя, что в Сеть попал лишь проект документа. На самом же деле, как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель ассоциации Владимир Саркисов, никакой консолидированной позиции курьеров по прекращению импорта в Россию нет — каждая компания будет принимать решение самостоятельно.

В ФТС тем временем настойчиво опровергают внесение каких-либо изменений в законодательство. Однако, даже если предположить, что таможенники не лукавят и паника логистических операторов действительно необоснованна, любители онлайн-шопинга пострадают в любом случае. И вот почему.

Режим «сомнение»

Покупки в интернет-магазинах для личных целей попадают в категорию международных почтовых отправлений и доставляются двумя способами — с помощью государственных почтовых служб или частных сервисов. В первом случае товары из зарубежных интернет-магазинов идут сначала госпочтой страны-отправителя, а по прибытии в Россию поступают в места международного почтового обмена (ММПО). Из этой точки посылку забирает госпочта страны-получателя и передает ее потребителю в отделении. Частные сервисы доставки, не имеющие доступа к ММПО, работают от «двери до двери», используя собственные транспортные и складские мощности.

В обоих случаях товар проходит таможню. Если покупатель решил воспользоваться «государственным» сервисом, то в РФ заниматься таможенным оформлением товара будет «Почта России». В этом случае посылка оформляется как почтовое отправление. Если товар отправлен частной компанией, то она же и будет его растаможивать, причем посылка квалифицируется как груз.

Для всех потребителей существует беспошлинный лимит в размере 1000 евро в месяц. Если он превышен, необходимо заплатить пошлину в 30 процентов от суммы превышения, то есть если лимит превышен на ту же тысячу евро, заплатить придется 300 евро.

Существует еще один лимит — в 200 евро. Товары стоимостью ниже этой суммы (или несколько товаров, поступивших за одни сутки) проходят оформление на таможне в упрощенном порядке (по реестру), то есть предоставлять расширенный пакет документов в этом случае не надо. Если лимит превышен, посылку нужно оформлять по всем правилам, предоставив копию паспорта, описание товара из интернет-магазина, квитанцию из банка, подтверждающую оплату товара в конкретном магазине, чеки. Таким образом таможня проверяет, для личного или коммерческого использования товар ввозится на территорию страны.

Если «Почта России» занимается полным таможенным оформлением товаров свыше лимита в 200 евро, то курьерские службы берутся за это не всегда — слишком уж велики репутационные риски. Товар на таможне может пролежать сколь угодно долго, при этом за скорость доставки перед клиентами отвечают не чиновники, а именно логистические компании.

Отдельно надо отметить, что наличие лимита вовсе не гарантирует для посылок стоимостью ниже 200 евро упрощенного прохождения таможни: заподозрив, что товар приобретается не для личного использования, инспектор вправе потребовать все необходимые документы (если вы заказали, к примеру, 20 панелей для iPhone, доказать, что товар приобретается для личного пользования, будет крайне сложно). Именно с этим связан отказ нескольких сервисов доставки от импорта товаров в Россию: таможенники в последние месяцы стали требовать все необходимые документы, невзирая на стоимость товаров. «Проблема в отмене выпуска по реестру (то есть в отмене упрощенного порядка — прим. "Ленты.ру"). Грузы частных лиц до 200 евро оформлялись раньше по реестру в день прилета. На следующий день доставлялись. Сейчас они [ФТС] хотят, чтобы все оформлялось в индивидуальном порядке», — пояснил «Ленте.ру» глава UPS в России Иван Шацких.

Менеджер подтвердил, что возможность поставки товаров сохраняется и сейчас, только покупателям придется самим заниматься таможенным оформлением всех без исключения товаров. «Мы говорим о нескольких тысячах грузов в день. Они должны размещаться на склад временного хранения. Мы физически не сможем все это хранить», — объяснил свою позицию руководитель российского офиса UPS. В DHL Express также отмечают, что дело в дефиците складских мощностей. «В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение», — заявил «Ленте.ру» вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко.

В «СПСР-Экспресс», как сообщили «Ленте.ру» представители компании, с трудностями при оформлении посылок из-за рубежа не столкнулись. Операционный директор «СПСР-Экспресс» Юрий Келебеев подтвердил, что таможенное законодательство не менялось. «Подтверждение стоимости товара и подтверждение оплаты получателем были и раньше. Таможенный инспектор всегда мог запросить информацию в случае возникновения у него каких-то сомнений. В настоящее время требование распространяется на все посылки», — сказал он. «В связи с этим немного изменился сам процесс таможенного оформления, которым наши уважаемые конкуренты пользовались (речь идет об оформлении грузов дешевле 200 евро в упрощенном порядке — прим. "Ленты.ру"). Нашу компанию это не коснулось, потому что мы сразу начали собирать все необходимые сведения для оформления посылок на физических лиц независимо от стоимости. С самого начала мы затачивали наши IT-системы под выполнение этих норм», — пояснил операционный директор «СПСР-Экспресс».

Таким образом, ФТС действительно не вносила изменений в нормативные акты, однако кое-какие нововведения все же были. Последнее изменение в отношении посылок, зафиксированное в документах ФТС, относится к октябрю 2013 года. Тогда был принят приказ N 1861 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц — получателей товаров». Этим документом ФТС в рамках эксперимента запустила Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС). Официально целью эксперимента считается перевод документооборота в электронную форму. На деле же ЕАИС выглядит как система, способная четко отслеживать превышение беспошлинного порога в 1000 евро или 31 килограмм. Сейчас эта норма соблюдается не всегда — администрировать ее таможенники пока не научились, ведь мгновенно определить, сколько стоит тот или иной товар, часто бывает сложно даже экспертам, не говоря уж о простых сотрудниках ФТС.

Октябрьский приказ вводит оформление товаров по особому порядку, который предусматривает предоставление полной информации о получателе товаров, количестве посылок, их стоимости и весе. Замысел таможенников таков: в ЕАИС на каждого покупателя будет заведена своего рода карточка, где будет видно, сколько товаров и на какую сумму купил потребитель в текущем месяце за рубежом. Если норма в 1000 евро превышена, на сумму превышения будет начисляться пошлина.

О том, что товары дешевле 200 евро будут оформляться в упрощенном порядке, в этом приказе не упоминается. Это логично: если вы хотите эффективно оценивать сумму покупок каждого человека, учитывать нужно все сделки, независимо от их стоимости. Сейчас же, в отсутствие единой информационной системы, таможенников легко обмануть — можно заказывать в день по посылке, скажем, на 150 евро, и все они будут проходить оформление в упрощенном порядке. Официальный комментарий относительно влияния ЕАИС на процесс оформления товаров в пресс-службе ФТС получить не удалось.

Жертвы законов

На фоне непонятной ситуации с растаможкой товаров несколько интернет-магазинов, сотрудничающих исключительно с UPS или DHL, уже отказались доставлять товары в Россию. На такие меры пошли, в частности, Shopbop.com и Easdane (входят в Amazon), а также Net-a-porter.com и Theoutnet.com (входят в Richemont). С государственными почтовыми службами они не работают из-за претензий к качеству их услуг.

Оценить, какое именно количество россиян пострадает от новых ограничений, сложно. По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, на DHL, FedEx и их конкурентов приходится всего два процента рынка. Тем не менее их услугами пользуется около полумиллиона человек, и все они должны будут либо прекратить онлайн-покупки, либо стать клиентами других сервисов доставки, той же «Почты России». Государственное предприятие, кстати, от ограничений со стороны таможенников только выиграет, ведь ФГУП получит не только новых клиентов-россиян, но и весомый аргумент в переговорах с зарубежными магазинами, которые сейчас услугами «Почты» пользоваться не хотят.

Число интернет-пользователей, пострадавших от законодательных инициатив чиновников, возрастет многократно в том случае, если ФТС добьется введения нормы в 150 евро и — главное — научится ее администрировать. При этом пока непонятно, чего таможенники хотят больше — наполнить казну или помочь российским магазинам убрать конкурентов. Как бы то ни было, любителям интернет-покупок придется привыкать к новым ценам — или искать способы обмана чиновников (самый очевидный из них — оплата своих покупок через друзей и родственников). Особенно обидно должно быть тем, кто приобретает товары, которых в российских магазинах просто нет.

Участники рынка доставки все еще надеются, что ФТС одумается. Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник, DHL Express уже предложила таможенникам установить беспошлинный лимит в 150 евро на стоимость одной посылки (а не 150 евро в месяц, как предлагают власти), а также сократить число документов, необходимых для растаможки. На 28 января намечено совещание с участием ФТС и Минфина, на котором будет обсуждаться ситуация с ограничениями в интернет-торговле. Как отметил глава UPS в РФ Иван Шацких, компании ждут этого совещания и надеются, что ситуация разрешится к лучшему.

подписатьсяОбсудить
Распаднические настроения
С чем останется Украина после интеграции в нее Евросоюза
A man lights a candle by a portrait of Pavel Sheremet surrounded with flowers and candles at a place of his death in Kiev, Ukraine, Wednesday, July 20, 2016. A prominent journalist was killed in a car bombing in Ukraine's capital, Kiev, on Wednesday, sending shockwaves through the Ukrainian journalist community that was shaped by the gruesome killing of the publication's founder 16 years ago. (AP Photo/Sergei Chusavkov)Ищите женщину?
Убийство Павла Шеремета: целенаправленная охота или роковая случайность
Часть изображения была размыта, чтобы не нарушать законодательство Российской Федерации«"Правый сектор" — это современный СС»
Исповедь американского наемника о службе в рядах украинских радикалов
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
The Lady Vanishes'  - Sally Stewart, Margaret Lockwood,       
Alfred Hitchcock and Googie Withers
An English girl on a train from Switzerland befriends an old woman. But when the woman disappears, her fellow passengers deny ever having seen her.
«Он всегда утверждал, что в их браке нет секса»
Жизнь Альфреда Хичкока и Альмы Ревиль в изложении Питера Акройда
Стар? Супер!
Артисты, для которых возраст не имеет значения
«Явись же в наготе моим очам»
Генрих VIII и Анна Болейн, фавориты Елизаветы I в поэзии XVI-XVII веков
Девушки с планеты Земля
Кинопремьеры недели от «Светской жизни» до «Стартрека 3»
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
Потей с Кайлой
Чем автор фитнес-программы Bikini Body Guide привлекла пять миллионов фанатов
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Гран-при Венгрии
Онлайн-трансляция самой экваториальной гонки Формулы-1
Советский форсаж
Более 100 раритетов на Красной площади: видеотрансляция
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей