«На этот рынок надо не дышать»

К чему могут привести ограничения в интернет-торговле

Рабочий собирает товары на складе интернет-магазина Amazon
Рабочий собирает товары на складе интернет-магазина Amazon
Фото: Ralph Freso / Reuters

В последние месяцы российские власти всерьез взялись за регулирование рынка интернет-торговли. Пока никаких решений не принято, однако инициатив — множество. Так, сообщалось, что чиновники собираются запретить беспошлинный ввоз через границу товаров на сумму свыше 150 евро в месяц или обложить торговлю в интернете специальным налогом. Таможенники, по сведениям почтовых операторов, уже ввели новые жесткие требования к посылкам из-за рубежа (в Федеральной таможенной службе это, впрочем, опровергают). О том, что в ближайшие месяцы грозит российским потребителям, привыкшим покупать многие товары в зарубежных интернет-магазинах, «Лента.ру» поговорила с президентом Национальной ассоциации дистанционной торговли Александром Ивановым.

По мнению Александра Иванова, ограничения в сфере онлайн-торговли вводятся по инициативе не только чиновников, но и крупных интернет-компаний. Бизнес пытается избавиться от конкурентов, а власти с помощью новых мер рассчитывают навести порядок на рынке и получить дополнительные средства в казну. Однако все это может привести к серьезному ущербу для компаний, занимающихся интернет-торговлей.

«Лента.ру»: Когда онлайн-торговля началась в России? С какого момента о ней можно говорить как о масштабном явлении?

Александр Иванов: В конце 1990-х годов в России появилась компания, которая называлась «Интернет-решения». Маленькая питерская компания, они пробовали что-то продавать через интернет. Было очень забавно. Сейчас эта компания называется Ozon. И все же можно говорить, что онлайн-торговля у нас стала более или менее заметным явлением только в конце 2000-х. Где-то в 2008-2009 годах появились компании, которые реально начали что-то продавать, стали заметными игроками.

Как вы оцениваете последние инициативы властей в области интернет-торговли, например, доставку посылок строго по месту регистрации и предполагаемое повышение пошлин на товары из зарубежных магазинов?

Я думаю, что это проба пера. Там, понимаете, какая штука: вся эта история, после которой чиновники начали говорить об ужесточении контроля, весь этот бред изначально основан на лживых цифрах и большом количестве передергиваний. У нас любят сравнивать, что верхняя граница беспошлинной цены 1000 евро, а за рубежом, например, в Германии — 150 евро.

И у нас хотят сделать 150 …

Но это принципиально неправильный подход, потому что 150 в Германии — это стоимость одной посылки. Получай таких посылок хоть миллион в день. Если товар стоит, условно говоря, 155 евро, то тогда уже надо платить пошлину. А у нас что такое 1000 евро? Это стоимость всех посылок за месяц. Можно в месяц получить одну посылку за тысячу, или две по 500 евро, но если три по 500, то уже надо платить пошлину. То есть понятия несравнимые. Поэтому когда у нас говорят: давайте сделаем как за рубежом, это обман.

Потом, говорят о том, что компании зарабатывают на онлайн-торговле в России бешеные деньги, есть какие-то излишки, давайте их, так сказать, подстрижем. Никаких денег нет. Все эти слухи о бешеных заработках распространяют стартаперы среди инвесторов. Вы посмотрите: ни у одного из наших распиаренных интернет-магазинов операционной прибыли нет. Они все убыточны и живут только на новые вливания от инвесторов. Им выгодно говорить, что рынок у нас гигантский. Их убыточность — не плохо и не хорошо, это такая модель бизнеса, по которой живут в том числе и западные гиганты вроде Amazon.

А насколько они могут преувеличивать объем рынка?

Это мы сейчас легко проверим. Господа аналитики говорят, что рынок зарубежной интернет-торговли у нас составляет четыре миллиарда долларов. Иногда фигурирует цифра в четыре миллиарда евро — им, видимо, все равно. В 2011 году из-за рубежа в Россию пришло 5,6 миллиона отправлений, в 2012-м — 22,5 миллиона отправлений. По прошлому году пока есть только предварительные цифры, если судить по косвенным показателям, то должно быть 35-38 миллионов отправлений.

Если смотреть на данные 2012 года, то десять процентов от этого объема — частные посылки, они не относятся к торговле. Дальше берем открытые источники и смотрим: в eBay за этот период было 9,5 миллиона посылок и оборот в размере 400 миллионов долларов, у Aliexpress десять миллионов посылок и 240 миллионов долларов оборота. Получается, что через две компании проходит 19,5 миллиона — почти весь поток товаров из зарубежных интернет-магазинов в Россию (так называемый кросс-бордер), и это на самом деле так. Совокупный оборот этих компаний — 0,64 миллиарда. Это никак не четыре миллиарда долларов.

То есть вместе с остальными участниками рынка получается максимум миллиард долларов?

Я думаю, нет даже миллиарда. Минимальный совокупный оборот — 700 миллионов, максимальный — 900 миллионов долларов. Там стричь нечего на самом деле. А зарабатывает на этом всем за счет тарифа «Почта России», через которую проходят посылки. У eBay средний чек — около 42,5 доллара, у Aliexpress — 24 доллара. Эти цифры сопоставимы с ценами на доставку, то есть в среднем человек платит за товар определенную сумму и еще столько же за доставку. В итоге российская казна прирастает, но не за счет пошлины, а за счет налогообложения «Почты России» и других компаний, которые занимаются доставкой.

С чем связано ужесточение контроля именно сейчас? С ростом оборота?

Нет, не с этим. Знаете, есть такое замечательное выражение — «жирные коты». У нас появилась ассоциация, которая объединяет «жирных котов» в онлайн-торговле. Хотя, может, термин и не совсем правильный, потому что они убыточны, как и все остальные. Эти игроки сначала взялись наводить порядок, собрались сертифицировать все интернет-магазины. Теперь решили глупостями не заниматься, и у них такие планы: во-первых, запретить поставки от зарубежных конкурентов, чтобы покупали только у них (на следующий день после интервью Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» объявило, что ограничения в области российской интернет-торговли готовятся с подачи Ассоциации компаний интернет-торговли, и призвало россиян к бойкоту eBay и KupiVIP.ru, входящих в АКИТ — прим. «Ленты.ру»), во-вторых, запретить параллельный импорт, который дает возможность ценовой конкуренции. Также они хотят отменить право покупателя на возврат товаров и добиться от «Яндекс.Маркета», чтобы он не индексировал «плохие» интернет-магазины, а индексировал только их.

То есть сейчас крупные российские интернет-магазины пытаются просто отрезать зарубежных конкурентов, чтобы они не мешали?

Вообще, да, но дело-то в том, что они тут не особенно мешаются. Вот, например, мы недавно проводили опрос среди нескольких тысяч потребителей, и выяснилось, что за последние два года число интернет-покупателей увеличивалось на 30 процентов ежегодно. 75 процентов из этих новичков делали первую покупку в зарубежном интернет-магазине. И потом каждый девятый из этих 75 процентов что-то покупал в Рунете. Другими словами, покупатели не остаются в зарубежных магазинах, наши компании получают новых клиентов, практически ничего не делая.

А почему так происходит? Почему уходят из зарубежных магазинов в российские?

Что ищет покупатель? Он ищет, где дешевле. Вот он заходит на китайский сайт, покупает гаджет за 100 долларов, а потом выясняется, что сервиса нет, гарантийных обязательств нет и вообще он только на китайском разговаривает. Вот на этом российские покупатели и обожглись. В России клиенты знают, что они легко могут вернуть не понравившийся товар без объяснения причин, и это главное конкурентное преимущество отечественных онлайн-магазинов перед зарубежными. За границу — например, в Китай — возвращать дико неудобно.

Вы скептически отзываетесь об ограничениях на поступление товаров из-за рубежа, а ведь вашей ассоциации, которая объединяет российские магазины, это могло бы быть выгодно. Меньше конкуренции …

Нет, в ограничениях для нас нет никакой выгоды. Отечественный и зарубежный рынки — это покупатели с разной психологией, разные товарные группы. Если покупатель хочет получить свой товар быстро, то он его возьмет в российском магазине. А если хочется подешевле, то можно ту же вещь заказать в Китае, но недельки три придется подождать. Это разграничение хорошо просматривается на примере Германии, где 1,8 миллиарда посылок — внутренняя почта, еще 300 миллионов посылок — международная. Но у них логистика на высоком уровне: по стране посылку в любой уголок за один день доставляют. У нас пока такого нет, почта может по Москве посылку доставлять дольше, чем из Китая. Но со временем логистику отладят и у нас будет то же самое.

Вы говорили, что ужесточение в сфере интернет-торговли — это скорее частная инициатива, но и у государства должен быть какой-то интерес, иначе те же таможенники не предлагали бы все эти нововведения.

У властей тут есть интерес. Сейчас таможня открыто признает, что администрирование нормы в 1000 евро очень плохое. Если вам пришла посылка стоимостью 1100 евро, то пошлину возьмут. Если вы получили три посылки по 500 евро, то, скорее всего, вас не заметят. Нет системы отслеживания, а норма важная, и она должна заработать. Многие инициативы — а давайте не будем доставлять на работу, а давайте проверим банковскую карточку — скорее всего, связаны именно с попытками улучшить администрирование этой нормы.

Как вы считаете, можно ли как-то вынудить зарубежные магазины открывать офисы в России?

Я думаю, что, как только норма в 1000 евро будет понятно администрироваться, у иностранных компаний появится интерес прийти сюда. Для крупных игроков кросс-бордер — это средство пощупать рынок. Как только норму начнут прозрачно администрировать, зарубежные компании поймут, что в России есть клиенты, которые готовы платить больше 1000 евро, но они не берут товары из-за пошлин. Тогда магазины захотят прийти за этими клиентами в Россию.

К чему такая активная деятельность по ужесточению интернет-торговли может в итоге привести, по вашему мнению?

Ни к чему хорошему. Рынок растет очень плохо, медленно. Его сейчас трогать совершенно не надо, на этот рынок надо даже не дышать. Если называть вещи своими именами, он растет именно за счет кросс-бордера. Это основной драйвер роста. Кроме того, у нас какая самая главная проблема в стране? Доставка. Зарубежная торговля может позволить логистическим компаниям, в том числе и «Почте [России]», встать на ноги. Это лучшее, что можно сделать для рынка интернет-торговли. Если не душить его ограничениями, это будет блестящая история.

Поправки:

В материале были обнаружены и исправлены ошибки.
— В тексте было указано, что в Германии 1,8 миллиарда евро составляет внутренняя почта, еще 300 миллионов евро — международная. На самом деле речь идет не о евро, а о числе посылок.

«Лента.ру» приносит свои извинения читателям.

Обсудить
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»
Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Не просто терминал
Самые красивые аэропорты мира
Дешево, но не сердито
Как выглядят лучшие хостелы России
Характер нордический
В Эстонию за салакой, немецкой стариной и наследием Российской империи
Вот так фокус
Победители народного выбора фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить