Мифическая сеть «Скайнет» из фильма «Терминатор» делает первые шаги. В воскресенье, 8 июня 2014 года, компьютерной системе впервые удалось пройти тест Тьюринга. Машина в течение пяти минут удачно выдавала себя за 13-летнего мальчика. «Лента.ру» вспомнила, как родился этот тест и какими достижениями может похвастаться искусственный интеллект на данный момент.
В статье «Вычислительные машины и разум» (Computing Machinery and Intelligence), опубликованной в журнале Mind в 1950 году, математик Алан Тьюринг предложил испытание, которое должна пройти машина, чтобы внешний наблюдатель не смог ее отличить от живого человека.
Английский математик Алан Тьюринг известен тем, что предложил принципиальную схему компьютера, знакомую многим как «Машина Тьюринга». Ученый возглавлял во время Второй мировой войны группу Hut 8, которая взломала немецкий шифратор «Энигму».
Компьютер из университета Рединга прошел тест в 60-ю годовщину смерти Тьюринга. В 1952 году ученый был обвинен в гомосексуальности. После суда ему была назначена гормональная терапия, которая привела к увеличению грудных желез. 7 июня 1954 года Тьюринг покончил жизнь самоубийством, откусив яблоко, начиненное цианидом. Компания «Эппл» увековечила память ученого в своем логотипе.
В работе Тьюринг решил отойти от философских проблем, связанных с сознанием и мышлением, поэтому свел первоначальный вопрос «Могут ли машины думать?» к вопросу о том, может ли машина совершать действия, неотличимые от обдуманных действий человека. Для чистоты эксперимента его участники (машина и люди) не должны видеть друг друга, а общение между ними происходит посредством обмена текстовыми сообщениями через равные промежутки времени.
«Элиза»
Учеными много раз создавались машины и алгоритмы, которые пытались пройти тест Тьюринга. Среди первых и наиболее известных — синтаксический анализатор «Элиза», написанный в 1966 году Джозефом Вейценбаумом. Программа имитирует психотерапевта, который беседует со своим пациентом. Алгоритм «Элизы» использует аналитическую структуру английского языка и выискивает ключевые слова (подлежащие и сказуемые) в предложениях, которые пациент адресует гипотетическому психотерапевту. Например, на утверждение типа «Отец меня ненавидит» программа может задать вопрос «Почему отец вас ненавидит?». Таким образом, при создании анализатора заранее учтены предмет разговора и характер грамматики английского языка. «Элиза» не прошла тест Тьюринга, однако были пациенты и психотерапевты, которые приняли машину за человека.
Ставить знак равенства между машиной и человеческим разумом преждевременно. «Интеллект делится на вербальный, невербальный и социальный. Поведение в чате показывает только вербальный интеллект», ─ объяснила «Ленте.ру» Мария Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета. Она привела в пример людей, страдающих шизофренией, которые могут иметь замечательный вербальный интеллект, но низкий социальный. «Интересно было бы посмотреть, как данная программа пройдет тест Гилфорда, в котором надо логично закончить историю, изображенную на картинках», ─ заключила Баулина.
С момента выхода статьи «Вычислительные машины и разум» и первых тестов появилось множество интерпретаций испытания Тьюринга. В основном они используют уход от формальной коммуникации со стороны машины или выявляют экспертные особенности собеседника. Так, имеются тесты, которые призваны узнать характер машины (человека) или узнать по ответу собеседника, является ли он специалистом в своей области.
Искусственный интеллект сегодня
Взвалив на механизмы физическую работу, человек был не против поделиться с ними и интеллектуальным трудом. Но переложить эту задачу на машину оказалось гораздо сложнее, чем облегчить себе процесс переноса тяжестей или создания необходимых вещей. Ситуация изменилась с появлением компьютеров.
Повышение производительности компьютеров позволило доверять им все более творческие задачи. Программы находили все более изощренные варианты, хотя и оставаясь в рамках поставленных задач. Так, в 1997 году чемпион мира Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру IBM Deep Blue.
Впрочем, сам Каспаров считал, что IBM нарушила регламент турнира, а американская корпорация отказалась провести матч-реванш, в котором гроссмейстер смог бы учесть особенности игры компьютера. Но это был показательный случай поражения человека от машины в интеллектуальной игре.
«Прохождение теста Тьюринга безусловно демонстрирует прогресс в информационных технологиях, алгоритмах распознавания естественного языка и методах машинного обучения. То, что чат-бот Eugene Goostman впервые прошел тест Тьюринга, безусловно войдет в историю как событие, которое можно сравнить с успешным участием системы Watson в игре Jeopardy или победе Deep Blue над Гарри Каспаровым. Таких знаковых событий должно быть больше, чтобы привлекать интерес молодежи и инвесторов к этой безусловно перспективной и быстро развивающейся области. К сожалению, тест Тьюринга не определяет способности системы свободно и по-человечески мыслить, обучаться, развиваться и принимать решения, а лишь определяет способность системы общаться с собеседником на определенном уровне. И как бы ни хотелось верить в то, что создание сильного общего искусственного интеллекта уже совсем близко, на мой взгляд, мы еще достаточно далеко от того времени, когда искусственный интеллект сможет заявить о своем существовании, самосовершенствоваться и превзойти человека во всех способностях. Но когда-то это безусловно случится и очень хотелось бы до того момента дожить», — сказал Александр Жаворонков, кандидат физико-математических наук, директор компании «Нейроджи Нейроинформатика», руководитель проекта International Aging Research Portfolio.
Каждый раз, когда компьютер решает задачу, доступную ранее человеку, возникает впечатление, что выполнить ее было несложно, а вот следующая уже будет ему не по зубам. Победа в шахматном матче в 1997 году не сводилась к пересчету всех возможных ходов, на это не хватило бы вычислительных ресурсов. Однако современные компьютеры стали гораздо мощнее, и их рейтинг, показывающий силу шахматиста, значительно превосходит человеческий. Для машин начали искать более творческие задачи.
Суперкомпьютер Watson уже упомянутой компании IBM в 2011 году обыграл двух чемпионов игры Jeopardy (в России ее аналог называется «Своя игра»). В отличие от шахмат в этом случае машине пришлось иметь дело с естественной речью, вычленять смысл и находить самый подходящий ответ в базе данных. В данном случае суперкомпьютер, в том числе, работал и над задачей понимания сказанного, которую необходимо решить в тесте Тьюринга.
Искусственный интеллект существует не только как отдельные программные решения, этакие мозги в коробке. Вместе с электроникой он давно получил прописку в каждом устройстве, до которого мы дотрагиваемся. Например, автофокусировка в камерах производится с помощью нейронных сетей, которые созданы по подобию аналогичных структурх в человеческом мозге. В этом году компания Google выпустит первые автомобили, где водителя заменит компьютерная система управления.
Некоторые ученые считают, что имитация поведения живого человека в принципе не способна привести к созданию искусственного интеллекта, сравнимого с человеческим. Вместо этого они предлагают продолжать исследования строения головного мозга и биологических процессов, лежащих в основе его работы. И хотя человечество уже далеко продвинулось по пути создания искусственного интеллекта, не стоит считать, что это путь к умным машинам. Все-таки у них свой особый «ум».