Стол и стул неандертальца

Древнейшие ископаемые фекалии поведали о диете первобытного человека

Фото: Nikola Solic / Reuters

Старейшие человеческие экскременты помогли ученым получить первое объективное доказательство всеядности неандертальцев. Вопреки распространенному в научном мире мнению, эти гоминиды ели не только мясо, но и растения. Об открытии повествует статья американских и испанских ученых, опубликованная в журнале PLoS ONE.

В ХХ веке считалось, что наши предки-кроманьонцы смогли победить и уничтожить неандертальцев в том числе благодаря многообразию своей диеты: они были готовы питаться и рыбой, и плодами, и кореньями, тогда как неандертальцы якобы отличались пищевым консерватизмом и поедали только мясо крупных зверей. Однако в последние годы эта теория стала давать трещины. Обнаружились косвенные доказательства того, что Homo neandertaliensis потребляли рыбу и растения.

При этом реконструкция диеты древних людей до сих пор шла по косвенным «уликам»: соотношению изотопов углерода и азота в костях гоминин. Этот метод, к сожалению, говорит лишь об источниках животного белка (то есть, на кого охотились наши предки), но не об употреблении растительной пищи. Археологи также обнаружили мельчайшие фрагменты растений в зубах неандертальцев. Впрочем, это может свидетельствовать и о том, что они употребляли в пищу желудки оленей, бизонов и других травоядных — это отличный источник витамина С и микроэлементов. Так, кстати, поступают современные эскимосы.

Не менее вероятен другой сценарий: древние люди пользовались своими челюстями как орудиями, перегрызая стебли растений или откусывая волокна. О том, что челюсти могли выступать «третьей рукой» неандертальцев, писали на прошлой неделе авторы другого крупного исследования испанских гоминин.

Айнара Систиага (Ainara Sistiaga) из испанского университета Ла Лагуна (Тенерифе) и ее коллеги представили первую непосредственную реконструкцию диеты неандертальцев — по окаменелым фекалиям, найденным на стоянке Эль-Салт (провинция Аликанте). Примерно 50,000 лет назад, в среднем палеолите, на ее территории обитали неандертальцы. Фрагменты отложений с копролитами (окаменелые экскременты) диаметром в несколько миллиметров были извлечены из отложений и подверглись химическому анализу в лаборатории Массачусетского технологического института.

Части почвы были растерты в порошок, а специальные растворители помогли извлечь из них органические соединения. Затем Систиага обследовала эти вещества на предмет определенных биомаркеров переваренной человеческой пищи. Больше всего исследовательницу интересовал копростерин — который образуется в пищеварительной системе при переваривании холестерина. Поскольку организм человека расщепляет холестерин интенсивнее и в больших объемах, чем другие животные, высокое содержание копростерина укажет на неандертальское происхождение фекалий.

Теми же химическими методами Систиага и ее коллега из MIT Роджер Саммонс (Roger Everett Summons) обнаружили в экскрементах биомаркеры продуктов переработки фитостерина – стероидного спирта растительного происхождения. В двух из пяти фрагментов почвы ученые нашли 5B-стигмастерин, однозначно указывающий на употребление растительной пищи. Хотя по объему стигмастерин существенно уступает копростерину, в мясе холестерина значительно больше, чем фитостерина в растениях. Поэтому даже небольшие количества стигмастерина в фекалиях указывают на активное поедание растений, объясняет Систиага.

Иными словами, хотя диета неандертальцев состояла главным образом из мясной пищи, они «разбавляли» ее ягодами, орехами и клубнями. «По нашему мнению, неандертальцы ели всё, что предлагала им природа в различных ситуациях, временах года и климатических поясах», — заключает исследовательница. Впрочем, полученные данные не исключают и возможности того, что неандертальцы всего лишь поедали желудки травоядных. Остается удовольствоваться тем, что антропологи нашли действенный метод реконструкции диеты древних гоминид (по окаменелым фекалиям).

Кроме того, использованный метод позволит по-новому изучать состав кишечной флоры ископаемых гоминин. Эволюцию пищеварительной системы наших предков исследовать крайне сложно по причине того, что мягкие ткани не оставляют следов в палеонтологической летописи. Изобилие копростерина в окаменелых фекалиях говорит о том, что бактерии в желудках и кишечниках неандертальцев неплохо справлялись с переработкой животной пищи. Ученые призывают провести сопоставительный анализ отложений с копролитами, оставшихся после других представителей рода Homo.

Так, Систиага и Саммонс планируют применить свой метод для анализа образцов почвы из ущелья Олдувай(Танзания). Там были сделаны находки человека умелого (Homo habilis), занимающего промежуточное положение между австралопитеками и представителями рода Homo. «Хотя археологи изучают химический состав пищи, оставшейся на котлах и другой посуде, 90 процентов доступных нам материалов находятся в толще отложений. Мы открыли новый путь к информации, скрытой в почве каменного века», — утверждает Систиага.

00:03 25 августа 2016
Вид с Proxima b на Проксиму Центавра (в представлении художника)

Внесистемная позиция

У ближайшей к Солнцу звезды открыли «вторую Землю»
Владимир Путин и Дмитрий Медведев во время совместного завтрака в резиденции «Бочаров ручей»Политическая кухня
Еда, посуда и повара кремлевского двора
Где золото моют
Репортаж «Ленты.ру» с золотого прииска в Якутии
«"Реальные пацаны" — у нас таких нет»
Первый рэпер Якутии о шаманах, фольклоре и особенностях национального характера
Сергей Миронов, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский (слева направо)«Может, сразу ему в рожу дам»
Чем угрожают друг другу кандидаты в депутаты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Шершавый бог
Раскрыто значение вызываемых ЛСД видений
Лабиринты смерти
Что скрывают древние и загадочные катакомбы Парижа
Вид с Proxima b на Проксиму Центавра (в представлении художника)Внесистемная позиция
У ближайшей к Солнцу звезды открыли «вторую Землю»
А если найду?
Наличие инопланетных форм жизни на «второй Земле» теоретически обосновали
«Муля, не нервируй меня!»
Тест: знаете ли вы Фаину Раневскую