Еще одно кольцо

Столичный долгострой обещают запустить до его двадцатилетнего юбилея

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В августе РЖД объявили о завершении реконструкции 40 процентов Малого кольца Московской железной дороги. Уже в конце 2015 года столичные власти обещают пустить первую «кольцевую» электричку в полном соответствии с модным европейским трендом последних лет. Смущает одно: специалисты, в принципе, не исключают очередного переноса сроков сдачи и без того одного из самых затянутых проектов в истории столичных перевозок.

О возможности запуска пассажирского движения на Малом кольце МЖД, по которому до этого курсировали только грузовые поезда, власти Москвы более или менее конкретно заговорили четыре года назад. Надо отдать должное нынешнему градоначальнику — мэр Москвы Сергей Собянин и президент РЖД Владимир Якунин вроде как сдвинули «кольцевую электричку» с места, подписав соглашение о реализации инвестиционного проекта по реконструкции кольца. На строительные и монтажные работы выделено 54,8 миллиарда рублей. Железнодорожное ведомство обязали провести все необходимые работы для пуска поездов. Организацией пассажирских перевозок сначала занималось ОАО «Московская кольцевая железная дорога». Позднее столичная мэрия сама решила выбрать будущего перевозчика, а компания сосредоточилась на строительстве транспортно-пересадочных узлов на кольце.

На первый взгляд все выглядит пристойно. Однако проблема в том, что в 2017 году проекту постсоветского долгостроя исполнится 20 лет: на уровне документооборота он всплыл еще в 1997 году. Тогда его называли любимой затеей мэра (Юрия Лужкова). В те годы Минтранс и городское правительство подписали совместный протокол по вопросу реконструкции Малого кольца для организации пассажирского движения с сохранением грузовых перевозок. После этого о проекте в городской администрации забыли на 12 лет, и только в январе 2009 года правительство Москвы приняло решение о проведении работ на первом участке МЖД. Но вскоре деятельность застопорилась, и опять вроде бы по вполне объективным причинам: закончить первую и вторую очередь реконструкции не позволил кризис 2008-2010 годов. Далее вокруг МК РЖД разгорались в основном, скандалы — самый громкий из них связан с хищением 122 миллионов рублей, когда соответствующие обвинения были предъявлены начальнику инвестиционного управления столичного филиала РЖД Андрею Солдатенко и шести его подельникам. Деньги были выделены ОАО «РЖД» на масштабную инвестиционную программу «Малое кольцо Московской железной дороги».

Так или иначе, но к августу нынешнего года руководство РЖД опубликовало отчет о полной электрификации Малого кольца. Реконструкция завершилась на станциях Пресня и Канатчиково, закончены все строительные работы на перегоне Малого кольца МЖД Черкизово — Лефортово. На девяти перегонах из двенадцати рабочие укладывают рельсовое полотно. Железнодорожники оборудуют остановки Площадь Гагарина, Лужники и Сити, к концу года планируется строительство еще 14 остановок.

«Работы по проекту "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги" ведутся по графику, который был утвержден руководством и согласован с правительством Москвы», — отмечают в пресс-службе РЖД. Завершить все строительные работ на Малом кольце должны в следующем году. Проект предусматривает строительство 32 остановок, которые постепенно превратят в транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

Выглядеть, согласно замыслам разработчиков, это будет следующим образом: на севере, приехав на станцию Владыкино или Ботанический сад, можно будет пересесть на соответствующие станции метро. От каждой станции пройти пешком придется менее 300 метров. Выйдя на платформах Окружная и Николаевская, пассажиры смогут попасть и в метро, и на станции Савеловскокого и Лениградского направления Московской железной дороги. Аналогично будут организованы ТПУ на протяжении всего кольца. На западе Москвы появятся станции Хорошево, Сити, Кутузово. Южное направление замкнет станция Варшавская с пересадкой на электрички до Павелецкого вокзала. В Юго-Восточном и Восточном округах поезда будут следовать до станций Хохловская, Рязанская, Лефортово, Измайлово, Черкизово.

Всего формируется 32 ТПУ, из них на 22 можно будет пересесть на близлежащие станции метрополитена, на девяти ТПУ будет организована пересадка на радиальные направления Московского железнодорожного узла.

Кроме того, компания, учрежденная правительством Москвы и ОАО «РЖД», объявила открытый конкурс на проектирование транспортно-пересадочных узлов. Их общая площадь составит 140 тысяч квадратных метров. Победителю предстоит организовать пешеходное движение между железнодорожными станциями, станциями Малого кольца и метрополитеном, построить пешеходные переходы и благоустроить близлежащую территорию.

Также, по итогам еще одного конкурса, в сентябре определят компанию, которая будет заниматься пассажирскими перевозками на Малом кольце. Будущий перевозчик закупит обновленный подвижной состав. В поездах должно быть от пяти до десяти вагонов, которые возможно разгонять до 120 километров в час. В каждый состав поместится не менее 1250 человек. В вагонах не будет тамбуров, но появится сеть Wi-Fi и системы климат-контроля. По планам властей, в сутки будет курсировать 100 пар электропоездов на двух выделенных путях Малого кольца МЖД. В часы пик интервал движения составит около шести минут. «Новый пересадочный контур привлечет на себя часть пассажиропотока с линий метрополитена и с радиальных линий Московского железнодорожного узла в центральной части города. Это позволит равномерно загрузить транспортную систему Москвы и создаст пассажирам более удобные варианты для пересадок и поездок по городу», — лучатся оптимизмом в ОАО «Московская кольцевая железная дорога».

Специалисты, в свою очередь, высказываются крайне сдержанно. «Реализовать там частоту движения, как в метро, технически невозможно. Надо сделать так, чтобы этот вид транспорта воспринимался пассажиром как комфортный. Без этого маршрут не привлечет внимание жителей», — отмечает в этой связи директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Более того, эксперт допускает и движение по срокам строительства. «Не случится никакой трагедии, если сроки запуска сдвинутся. Это проект на следующие полсотни лет примерно такого же значения, как строительство столичного метро в тридцатых годах», — подчеркивает Михаил Блинкин.

Он оговаривается, что использование железнодорожных линий для перевозки пассажиров в черте города стало мировым трендом в последние годы. Во многих мегаполисах мира протяженность железнодорожных веток для «городских» электричек и скоростных рельсовых систем превышает протяженность линий метрополитена. Кольцевые железные дороги функционируют в Лондоне, Сиднее, Хельсинки и других европейских городах.

Движение в тестовом режиме власти Москвы обещают запустить к концу 2015 — началу 2016 года, к 2020 году объем перевозок, по ожиданиям чиновников, составит 300 миллионов пассажиров в год.

Россия00:02Сегодня

«Начали активно психологически давить»

Россия лишается старейшего научного издательства. Все ради американской мечты