Мир
09:03, 3 сентября 2014

Националисты на двух колесах Ультраправые идеи популярны среди байкеров по всему миру

Владислав Мальцев
Chai Riders в Нью-Йорке
Фото: Seth Wenig / Reuters

Когда речь заходит о националистически настроенных субкультурах, в первую очередь вспоминаются скинхеды и футбольные фанаты. Однако многим байкерам ультраправые идеи также довольно близки. В разных частях мира существуют мотоклубы, образованные по национальному признаку. Причем иногда это столь экзотичные организации, как байк-клубы, объединяющие любящих подраться евреев или фанатов Степана Бандеры.

«Ангелы ада» (Hells Angels) — один из старейших и известнейших мотоклубов, быть похожим на который мечтают организации любителей «двухколесной романтики» как в США, так и в других странах мира. Члены этого клуба, подчеркивавшие свой бунтарский настрой, уже в 1950-е стали кошмаром для американских чиновников и обывателей. Не удивительно, что появившееся в 1964-1965 годах в студенческих кампусах левацкое движение попыталось первым делом наладить связи с «Ангелами». Однако, как писал культовый американский журналист Хантер Томпсон, проведший несколько лет среди членов этого байк-клуба и описавший это в книге «Ангелы ада» (1967), «косяк» со студентами байкеры могли раскурить — а вот в вопросе о войне во Вьетнаме они резко с ними разошлись. 15 октября 1965 года «Ангелы» атаковали антивоенный марш в Беркли, и, как вспоминает лично наблюдавший события Томпсон, их быстро «усмирила полиция, но до этого им удалось избить несколько человек, разорвать несколько плакатов и порвать провода микрофонов от аппаратуры, озвучивающей выступление лидера протестующих». Для леваков это стало настоящим шоком — «отверженные» байкеры объединились с их консервативными противниками. Но, по мнению куда лучше знавшего «Ангелов» Хантера Томпсона, ничего удивительного в этом не было: «Ангелы», впрочем, как и другие «отверженные» мотоциклисты, — убежденные антикоммунисты. Их политические взгляды ограничены таким же ретроградным патриотизмом, какой дает возможность существовать Обществу Джона Берча, Ку-клукс-клану и Американской нацистской партии.

Конечно, речи о контактах между байкерами и этими ультраправыми организациями не идет. Речь о некоторой общности взглядов в определенных моментах, и, как следствие, общих врагах.

При этом, как заявил однажды президент «Ангелов ада» Сонни Баргер, «в целом клуб не является расистской организацией, но в нем состоит достаточное число расистов, чтобы ни один черный парень не стал его членом».

Аналогичным образом в Британии регулярно конфликтовавшие со скинхедами местные байкеры при этом были готовы мобилизоваться на общую драку с «паки» (иммигрантами из Пакистана). Известный британский журналист Гарри Бушелл писал по поводу известных массовых драк в Саутхолле 4 июля 1981 года: «Как ни странно, сообщения по радио о расовых беспорядках побудили целую толпу байкеров из Западного Лондона помчаться к клубу (музыкальному клубу «Таверна», где концерт скинхедовских групп был атакован иммигрантской молодежью — прим. «Ленты.ру»), чтобы встать рядом со своими старыми врагами, бритоголовыми, против азиатов».

Через какое-то время пропагандой правого радикализма среди байкеров занялся сам Ян Стюарт Дональдсон — вокалист и лидер культовой скинхедской группы Skrewdriver и основатель неонацистского движение Blood and Honour («Кровь и честь»). «Ян всегда хотел создать специальный музыкальный проект для байкеров», — рассказывают его соратники в посвященной Дональдсону книге «Бриллиант в грязи» (2001). Проект этот, ориентированный на популярный в байкерской среде стиль heavy metal, был реализован им в 1991 году под названием White Diamond и за два года выпустил пару альбомов. «Мы пытаемся охватить всех, не только скинхедов», — говорил по этому поводу Дональдсон. — Музыкальный проект Klansmen, игравший рокабилли, привлек многих поклонников этого стиля в ряды Blood and Honour. Надеюсь, White Diamond сделает то же с байкерами».

Впрочем, судя по всему, часть британских байкеров и без этого разделяла мировоззрение ультраправых. Как отмечается в процитированной выше книге, еще в 1990 году, «спустя два месяца после выпуска альбома The Strong Survive ("Сильные выживают"), Skrewdriver устроила концерт в Стаффордшире. В конце выступления группа объявила особую благодарность представителям мотоклубов The Cans Bikers, The Honkers, Black Hogs и Easy riders, а также Flemish Motorcycle Clubs, которых встретила ранее на концерте "Байкеры против коммунизма" в Бельгии в 1988 году».

Неравнодушными к идее создания своих «летучих отрядов на мотобайках» оказались националисты и из других стран. Например, в Канаде действует байк-клуб JDLROC (Jewish Defence League Riders Of Canada), недвусмысленно подчеркивающий свою связь с «Лигой защиты евреев» (Jewish Defence League). Символика клуба незатейлива — желтые «Звезды Давида», да еще черный кулак на желтой футболке (символ «Лиги») на груди у мчащегося байкера. Сложно понять — принявшие ли это взгляды сторонников раввина Меира Кахане байкеры, либо просто «лигисты», оседлавшие мотоциклы, тем более, что сайтом мотоклуба везде указывается сайт канадского филиала «Лиги». В любом случае подраться они любят: члены JDLROC регулярно отмечались в последние годы нападениями на участников шествий в поддержку Палестины в Торонто.

В Северной Америке с 2004 года существует зонтичный Альянс еврейских мотоклубов (Jewish Motorcyclists Alliance), включающий в себя сорок пять местных объединений в США и Канаде, таких как «Сыны Авраама», «Львы Иудеи», «Наездники Ребе» и так далее. Название одного из них, «Ангелы Гиллеля» (Hillel’s Angels), явно обыгрывает «Ангелов ада» (Hells Angels), апеллируя при этом и к известному еврейскому толкователю Библии Гиллелю (I век до н.э. – I век н.э.). «Книжники» есть и в рядах самих байкеров — например, один из участников действующего в Сан-Франциско и Сакраменто мотоклуба Ridin' Chai Аль Аронофски более 20 лет преподает в йешиве (религиозной школе) при реформистской синагоге «Храм Израиля» близ калифорнийского города Стоктон.

Что интересно, слово «хай» (Chai) повторяется в разных сочетаниях в названиях девяти мотоклубов в разных штатах. Слово это на иврите значит просто «жив». Но в данном контексте отсылает к названию израильской ультраправой партии «Кахане хай» («Кахане жив»), созданной продолжателями дела убитого в 1990 году основателя «Лиги защиты евреев». Тем более, что американские еврейские байкеры регулярно совершают визиты поддержки в Израиль к местным каханистам.

Не остались равнодушны к образу мужественных мужчин на мотоциклах и на Западной Украине, где решили пропагандировать таким образом идеи бандеровской Украинской повстанческой армии (УПА). Именно с такой целью в Черновцах в мае 2008 года местные байкеры объединились в клуб Banderas. На жилетках клуба красуется воин УПА в форме 40-х годов, с винтовкой и скаткой шинели за спиной, залезший на мотоцикл — на фоне креста, традиционного для надгробий бойцов УПА и дивизии «Галичина» за рубежом. С 2008 года они проводят в Черновцах слеты байкеров, изначально названные «Бандерфест», и собиравшие более сотни байкеров не только из Черновцов и Закарпатья, но и из Ивано-Франковска, Одессы, Днепропетровска, Киева и Донецка. Сторонников в отдаленных регионах черновицкие байкеры приобрели, проводя дальние «мотопробеги за единство Украины».

Байкерско-музыкальных слеты под символикой и лозунгами УПА проводятся и по сей день, хотя сейчас именуются уже «Бархатным МотоSeaZone» (очевидно, во избежание путаницы с проходящим в Луцке «Бандерштадтом»). Очередной слет прошел в Черновцах не далее как 29-31 августа.

В России ситуация с национализмом среди байкеров двойственная. С одной стороны самый известный отечественный клуб «Ночные волки» в последние годы неоднократно проводил акции солидарности с Россией в Севастополе. Да и по части пропаганды державности и ура-патриотизма «Волки» давно находятся на лидирующих позициях. С другой стороны, принятие в клуб Рамзана Кадырова для убежденных русских националистов выглядит чем-то совершенно неприемлемым. Что же касается других клубов, то как пояснил «Ленте.ру» замглавного редактора журнала «Мотоэксперт» Николай Богомолов, откровенно расистских мотообъединений в стране нет. «Кто-то может использовать специфическую атрибутику, типа солнцеворотов, но такого, чтобы в уставе было прописано, что членом может стать только белый или только русский, я не встречал. Правда, неофициально такая политика действительно может проводиться», — рассказал эксперт.

< Назад в рубрику