Националисты на двух колесах

Ультраправые идеи популярны среди байкеров по всему миру

Chai Riders в Нью-Йорке
Chai Riders в Нью-Йорке
Фото: Seth Wenig / Reuters

Когда речь заходит о националистически настроенных субкультурах, в первую очередь вспоминаются скинхеды и футбольные фанаты. Однако многим байкерам ультраправые идеи также довольно близки. В разных частях мира существуют мотоклубы, образованные по национальному признаку. Причем иногда это столь экзотичные организации, как байк-клубы, объединяющие любящих подраться евреев или фанатов Степана Бандеры.

«Ангелы ада» (Hells Angels) — один из старейших и известнейших мотоклубов, быть похожим на который мечтают организации любителей «двухколесной романтики» как в США, так и в других странах мира. Члены этого клуба, подчеркивавшие свой бунтарский настрой, уже в 1950-е стали кошмаром для американских чиновников и обывателей. Не удивительно, что появившееся в 1964-1965 годах в студенческих кампусах левацкое движение попыталось первым делом наладить связи с «Ангелами». Однако, как писал культовый американский журналист Хантер Томпсон, проведший несколько лет среди членов этого байк-клуба и описавший это в книге «Ангелы ада» (1967), «косяк» со студентами байкеры могли раскурить — а вот в вопросе о войне во Вьетнаме они резко с ними разошлись. 15 октября 1965 года «Ангелы» атаковали антивоенный марш в Беркли, и, как вспоминает лично наблюдавший события Томпсон, их быстро «усмирила полиция, но до этого им удалось избить несколько человек, разорвать несколько плакатов и порвать провода микрофонов от аппаратуры, озвучивающей выступление лидера протестующих». Для леваков это стало настоящим шоком — «отверженные» байкеры объединились с их консервативными противниками. Но, по мнению куда лучше знавшего «Ангелов» Хантера Томпсона, ничего удивительного в этом не было: «Ангелы», впрочем, как и другие «отверженные» мотоциклисты, — убежденные антикоммунисты. Их политические взгляды ограничены таким же ретроградным патриотизмом, какой дает возможность существовать Обществу Джона Берча, Ку-клукс-клану и Американской нацистской партии.

Конечно, речи о контактах между байкерами и этими ультраправыми организациями не идет. Речь о некоторой общности взглядов в определенных моментах, и, как следствие, общих врагах.

При этом, как заявил однажды президент «Ангелов ада» Сонни Баргер, «в целом клуб не является расистской организацией, но в нем состоит достаточное число расистов, чтобы ни один черный парень не стал его членом».

Аналогичным образом в Британии регулярно конфликтовавшие со скинхедами местные байкеры при этом были готовы мобилизоваться на общую драку с «паки» (иммигрантами из Пакистана). Известный британский журналист Гарри Бушелл писал по поводу известных массовых драк в Саутхолле 4 июля 1981 года: «Как ни странно, сообщения по радио о расовых беспорядках побудили целую толпу байкеров из Западного Лондона помчаться к клубу (музыкальному клубу «Таверна», где концерт скинхедовских групп был атакован иммигрантской молодежью — прим. «Ленты.ру»), чтобы встать рядом со своими старыми врагами, бритоголовыми, против азиатов».

Через какое-то время пропагандой правого радикализма среди байкеров занялся сам Ян Стюарт Дональдсон — вокалист и лидер культовой скинхедской группы Skrewdriver и основатель неонацистского движение Blood and Honour («Кровь и честь»). «Ян всегда хотел создать специальный музыкальный проект для байкеров», — рассказывают его соратники в посвященной Дональдсону книге «Бриллиант в грязи» (2001). Проект этот, ориентированный на популярный в байкерской среде стиль heavy metal, был реализован им в 1991 году под названием White Diamond и за два года выпустил пару альбомов. «Мы пытаемся охватить всех, не только скинхедов», — говорил по этому поводу Дональдсон. — Музыкальный проект Klansmen, игравший рокабилли, привлек многих поклонников этого стиля в ряды Blood and Honour. Надеюсь, White Diamond сделает то же с байкерами».

Впрочем, судя по всему, часть британских байкеров и без этого разделяла мировоззрение ультраправых. Как отмечается в процитированной выше книге, еще в 1990 году, «спустя два месяца после выпуска альбома The Strong Survive ("Сильные выживают"), Skrewdriver устроила концерт в Стаффордшире. В конце выступления группа объявила особую благодарность представителям мотоклубов The Cans Bikers, The Honkers, Black Hogs и Easy riders, а также Flemish Motorcycle Clubs, которых встретила ранее на концерте "Байкеры против коммунизма" в Бельгии в 1988 году».

Неравнодушными к идее создания своих «летучих отрядов на мотобайках» оказались националисты и из других стран. Например, в Канаде действует байк-клуб JDLROC (Jewish Defence League Riders Of Canada), недвусмысленно подчеркивающий свою связь с «Лигой защиты евреев» (Jewish Defence League). Символика клуба незатейлива — желтые «Звезды Давида», да еще черный кулак на желтой футболке (символ «Лиги») на груди у мчащегося байкера. Сложно понять — принявшие ли это взгляды сторонников раввина Меира Кахане байкеры, либо просто «лигисты», оседлавшие мотоциклы, тем более, что сайтом мотоклуба везде указывается сайт канадского филиала «Лиги». В любом случае подраться они любят: члены JDLROC регулярно отмечались в последние годы нападениями на участников шествий в поддержку Палестины в Торонто.

В Северной Америке с 2004 года существует зонтичный Альянс еврейских мотоклубов (Jewish Motorcyclists Alliance), включающий в себя сорок пять местных объединений в США и Канаде, таких как «Сыны Авраама», «Львы Иудеи», «Наездники Ребе» и так далее. Название одного из них, «Ангелы Гиллеля» (Hillel’s Angels), явно обыгрывает «Ангелов ада» (Hells Angels), апеллируя при этом и к известному еврейскому толкователю Библии Гиллелю (I век до н.э. – I век н.э.). «Книжники» есть и в рядах самих байкеров — например, один из участников действующего в Сан-Франциско и Сакраменто мотоклуба Ridin' Chai Аль Аронофски более 20 лет преподает в йешиве (религиозной школе) при реформистской синагоге «Храм Израиля» близ калифорнийского города Стоктон.

Что интересно, слово «хай» (Chai) повторяется в разных сочетаниях в названиях девяти мотоклубов в разных штатах. Слово это на иврите значит просто «жив». Но в данном контексте отсылает к названию израильской ультраправой партии «Кахане хай» («Кахане жив»), созданной продолжателями дела убитого в 1990 году основателя «Лиги защиты евреев». Тем более, что американские еврейские байкеры регулярно совершают визиты поддержки в Израиль к местным каханистам.

Не остались равнодушны к образу мужественных мужчин на мотоциклах и на Западной Украине, где решили пропагандировать таким образом идеи бандеровской Украинской повстанческой армии (УПА). Именно с такой целью в Черновцах в мае 2008 года местные байкеры объединились в клуб Banderas. На жилетках клуба красуется воин УПА в форме 40-х годов, с винтовкой и скаткой шинели за спиной, залезший на мотоцикл — на фоне креста, традиционного для надгробий бойцов УПА и дивизии «Галичина» за рубежом. С 2008 года они проводят в Черновцах слеты байкеров, изначально названные «Бандерфест», и собиравшие более сотни байкеров не только из Черновцов и Закарпатья, но и из Ивано-Франковска, Одессы, Днепропетровска, Киева и Донецка. Сторонников в отдаленных регионах черновицкие байкеры приобрели, проводя дальние «мотопробеги за единство Украины».

Байкерско-музыкальных слеты под символикой и лозунгами УПА проводятся и по сей день, хотя сейчас именуются уже «Бархатным МотоSeaZone» (очевидно, во избежание путаницы с проходящим в Луцке «Бандерштадтом»). Очередной слет прошел в Черновцах не далее как 29-31 августа.

В России ситуация с национализмом среди байкеров двойственная. С одной стороны самый известный отечественный клуб «Ночные волки» в последние годы неоднократно проводил акции солидарности с Россией в Севастополе. Да и по части пропаганды державности и ура-патриотизма «Волки» давно находятся на лидирующих позициях. С другой стороны, принятие в клуб Рамзана Кадырова для убежденных русских националистов выглядит чем-то совершенно неприемлемым. Что же касается других клубов, то как пояснил «Ленте.ру» замглавного редактора журнала «Мотоэксперт» Николай Богомолов, откровенно расистских мотообъединений в стране нет. «Кто-то может использовать специфическую атрибутику, типа солнцеворотов, но такого, чтобы в уставе было прописано, что членом может стать только белый или только русский, я не встречал. Правда, неофициально такая политика действительно может проводиться», — рассказал эксперт.

подписатьсяОбсудить
U.S. based cleric Fethullah Gulen at his home in Saylorsburg, Pennsylvania, U.S. July 29, 2016. REUTERS/Charles MostollerГидра Гюлена
Кого Эрдоган считает своим главным политическим противником
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США