Как сговорились

Бензин в России продолжает дорожать

Фото: Дмитрий Брушко / «Коммерсантъ»

Литр бензина в России подорожал до 32 рублей. В Венесуэле, которая как и РФ является крупнейшим экспортером нефти, за меньшую сумму можно заправить полный бак. Что же происходит с топливом в нашей стране? Государство обвиняет нефтяников в манипулировании ценами. Компании, в свою очередь жалуются на слишком большую налоговую нагрузку. Пока они спорят друг с другом, за все платит потребитель. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто именно виноват в подорожании бензина.

Опасные прогнозы

Время от времени эксперты шокируют общество прогнозами роста цен на бензин. Возникает справедливый вопрос: почему в стране, которая занимает одно из лидирующих мест по добыче углеводородов, а также обладает мощным нефтеперерабатывающим потенциалом, скоро станет накладно пользоваться автомобилем? С каждым годом в России производится все больше бензина. По данным Росстата, в 2013 году нефтеперерабатывающие заводы выпустили 38,8 миллиона тонн топлива, в 2012-м — 38,2 миллиона тонн, в 2011-м — 36,8 миллиона тонн. Серьезного дефицита на рынке не наблюдается, тем не менее цены растут.

В сентябре обнаружилась недопоставка бензина на внутренний рынок. Нефтяные компании объяснили ее ремонтом на крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в России и Белоруссии. Но в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что предприятия искусственно ограничивают поставки и пытаются на этом заработать. Еще в августе ФАС собиралась начать целую серию антимонопольных расследований в отношении нефтяников, но пока дело ограничивается мониторингом ситуации. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, задачу по удержанию цен на топливо можно выполнить. Напомним, что за первые восемь месяцев этого года цены выросли на 5,3 процента.

Это далеко не первый раз, когда ФАС одергивает представителей отрасли. Так, в сентябре 2013 года ведомство направило письмо в Московскую топливную ассоциацию (МТА — некоммерческая организация, объединяет 27 участников столичного рынка нефтепродуктов) с предостережением за неуместные прогнозы. В письме сказано, что вице-президент МТА Алексей Небольсин выступил в СМИ с завышенными прогнозами роста цен на бензин. «Подобные прогнозы могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них», — считают в ФАС. Сам господин Небольсин тогда говорил, что СМИ неправильно интерпретировали его слова.

Пока государство и нефтяные компании разбираются друг с другом, цены продолжают расти. И это с учетом подешевевшей российской нефти. Необходимо понять, действительно ли текущие цены на бензин обоснованы. И если да, то почему топливо дорожает так быстро.

Дорогое удовольствие

По данным Thomson Reuters KORTES, стоимость бензина АИ-92/93 в России с января по сентябрь выросла с 29,81 до 32,12 рубля за литр. Для сравнения, в мае правительство Венесуэлы приняло решение не повышать цены на бензин, которые считаются самыми низкими в мире. Так, венесуэлец может заправить полный бак высокооктановым топливом всего за 20 рублей.

В арабских странах, которые также как и РФ являются производителями нефти, складывается похожая с Венесуэлой ситуация. По данным GlobalPetrolPrices, литр бензина в Саудовской Аравии стоит около шести рублей, в Сирии — чуть больше двух рублей, в Кувейте и Катаре — примерно 9 рублей. Из общего ряда нефтедобытчиков выбивается Норвегия. Там литр моторного топлива стоит около 90 рублей. Но не стоит забывать о том, что зарплаты в этой стране — одни из самых высоких в мире. По данным статистического управления Норвегии, в третьем квартале 2013 года средняя заработная плата составляла 43,5 тысячи крон или 217,5 тысяч рублей. В США цены на бензин на уровне российских — 35 рублей за литр. И это при том, что пока Соединенные Штаты остаются импортером нефти.

Из чего же складывается цена на литр бензина в России? Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко рассказал «Ленте.ру» о структуре ценообразования на примере бензина марки АИ-92. Себестоимость добычи нефти в конечной стоимости литра топлива занимает 5,37 процента. 9,37 процента уходит на переработку и транспортировку, 15,68 процента — маржа при реализации бензина на оптовом рынке (на розничном рынке в стоимость литра топлива заложена отрицательная маржа в 3,75 процента. Она компенсируется за счет оптовой). Все остальное — налоги. 23,29 процента в конечной стоимости литра бензина — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22,37 процента — акциз и еще 20,57 процента — другие налоги, в том числе на добавленную стоимость и на прибыль. Таким образом, в стоимости бензина 20 из 32 рублей — это налоги.

Господин Сергиенко прогнозирует, что бензин продолжит дорожать. Дело в том, что в 2015 году ожидается реализация налогового маневра. Проще говоря, правительство собирается поднять НДПИ и одновременно снизить экспортные пошлины. По мнению властей, это позволит увеличить бюджетные доходы. «По осторожным оценкам Минфина, в результате перераспределения налоговой нагрузки розничные цены на бензин могут подняться 1,5-3 рубля. Но только в результате соответствующего снижения вывозных пошлин», — сообщает исполнительный директор МТА. По его мнению, чтобы бензин подешевел, необходимо снизить налоги. Но государство на это не пойдет, поскольку половина бюджета формируется за счет поступлений от нефтегазовой отрасли.

Бензиновая олигополия

Впрочем, не только высокая налоговая нагрузка является причиной для высоких цен на бензин. Проблема кроется в самой структуре российского рынка нефтепродуктов. За десятилетия строительства капитализма в этом сегменте так и не удалось создать полноценные рыночные механизмы, как, впрочем, и во всех областях, связанных с ресурсами. Поэтому даже при дешевеющей нефти автомобилисты будут платить все больше — у нефтяных компаний есть широкое поле для маневра.

Эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов пояснил «Ленте.ру», что российский топливный рынок является классической олигополией. Его отличительной чертой является несовершенная конкуренция между большими игроками. «Это пять крупнейших компаний, от действий которых полностью зависит ситуация на рынке. При этом отдельные региональные рынки могут быть как монополизированными (Сибирь, Дальний Восток), так относительно конкурентными (Центральная Россия)», — прокомментировал господин Турукалов. Он считает, что для удержания цен необходимо ужесточить штрафные санкции за недопоставку бензина на внутренний рынок. «Штрафы должны быть на уровне прибыли, которую нефтяные компании извлекают в случае ценовых скачков», — подчеркивает господин Турукалов.

Кроме того, потребители оплачивают из своих карманов модернизацию НПЗ. В конечную стоимость бензина закладывается так называемая инвестиционная составляющая. Особенно она нужна компаниям сейчас, когда они планируют усовершенствовать свои нефтеперерабатывающие заводы, чтобы выпускать топливо экологического стандарта Евро-5. Начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике аналитического центра при правительстве России Александр Курдин в беседе с «Лентой.ру» подтвердил, что модернизация НПЗ способна внести дополнительный вклад в рост цен.

Таким образом, конечная стоимость бензина складывается в результате как высокой налоговой нагрузки на предприятия, так и политики самих нефтяников. В основе экономического развития страны сейчас лежит добыча и продажа энергоносителей. Поэтому отпускать отрасль в свободное плавание к полноценному рынку не станут. Государство заинтересовано в наполнении казны, нефтяники хотят наращивать прибыль. Слабым звеном в этой «пищевой цепочке» остается потребитель, на чьи плечи ложатся все издержки. Последняя надежда автомобилистов — плавный рост цен на бензин, ведь дешеветь он точно не будет.

подписатьсяОбсудить
Владимир ПутинНапомнили о Третьей мировой
О чем говорили Путин и президент Словении на братской могиле русских солдат
 Лососевая путина на СахалинеРыба твоей мечты
Где наши законные морепродукты и почему они стоят так дорого
Челюстно-городская хирургия
Каким станет Новый Арбат после завершения масштабной реконструкции
Максим Ликсутов«Нельзя купить машину, если у вас нет парковочного места»
Максим Ликсутов о перспективах развития дорожно-транспортной системы Москвы
Русская эмигрантка у витрин Брайтона«Захожу в лифт, а в нем негр»
Как отреагировала на перестройку русская эмиграция в Америке
Молодой Папа и старушка Европа
Гибсон, Малик, Кончаловский: что покажут на 73-м Венецианском кинофестивале
Рисунок любви
Почему девушки хотят замуж за очень взрослых мужчин
Разрешите вас съесть
Кинопремьеры недели: от «Охотников за привидениями» до «Неонового демона»
Взлом государственной важности
Кто внедрил вирус-шпион в сети российских госорганов и оборонных предприятий
Мем эпохи Возрождения
Как средневековая живопись стала оружием в руках интернет-троллей
«Новая традиция — оросить падик на Патриарших»
Откровения жителей центра о «быдле из Бирюлево» разозлили соцсети
Чак-Чак Норрис у Сильвестра в столовой
Как знаменитости превратились в названия ресторанов и кафе
Ноги от ушей
Лондонский Playboy Club отмечает полувековой юбилей
«Больше не хочу рисовать ягодицы»
Как и зачем ретуширует «ангелов» Victoria's Secret маэстро фотошопа
Селфи с медведем
Самые популярные фотографии Instagram за июль
Так любил, что почти убил
Фотоистория о женщинах, изуродованных «во имя чести»
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей