Новости партнеров

Во власти второго кольца

Новый транспортный контур разгрузит московское метро

Фото: Сергей Михеев / «Коммерсантъ»

Сергей Собянин в понедельник объявил сроки сдачи в эксплуатацию станций Третьего пересадочного контура (ТПК) — по сути, второго кольца московского метро. Полностью замкнуть его предполагается в 2019-2020 году. Об этом градоначальник заявил в ходе осмотра работ по строительству станции «Ходынское поле». Проект второго кольца можно назвать самым грандиозным в столичном метро за все постсоветские годы. По оценкам специалистов, станции пересадок и Кольцевая линия разгрузятся наполовину.

Третьим пересадочным контуром новую линию назвали потому, что первым пересадочным контуром подземки условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия. Общая протяженность третьего контура, согласно планам, превысит 58 километров (половина длины МКАД — прим. «Ленты.ру»). Получится самая длинная линия московского метро. «Это, по сути, процентов 40 от всего нового строительства метро», — отметил Собянин. Согласно проекту, третий пересадочный контур свяжет между собой периферийные районы столицы. Второе кольцо из 28 станционных комплексов сильно разгрузит действующую Кольцевую линию.

Первый участок из шести станций — «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и достраиваемый «Деловой центр» — будет запущен в 2016 году. Длина первого участка — 12 километров.

Большая часть станций второй кольцевой линии — двухъярусные. На «втором этаже» расположатся технические помещения метрополитена, обычно размещаемые в торцах станции за вестибюлями. Это один из факторов экономии.

Кроме того, себестоимость строительства должна быть снижена за счет современных технологий. Часть тоннелей второго кольца проложат традиционным способом — при помощи двух проходческих щитов (основное средство механизации горных работ и защиты забоя от обрушения породы — прим. «Ленты.ру»), а часть — по европейской технологии. Во втором случае в строительстве 10 станций — будет выкопан один огромный тоннель с двумя путями в разные стороны и двумя платформами. Это позволит увеличить скорость строительства и снизит стоимость проходки тоннелей на 25-30 процентов.

В первую очередь, второе кольцо сэкономит время тем, кто часто перемещается между соседними районами, но при нынешней конфигурации метро вынужден ездить через центр. По подсчетам Мосстроя, вместо нынешних 40 минут, требующихся, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», благодаря второму кольцу понадобится всего 10 минут. На поездку от «Сокольников» до «Электрозаводской» вместо 22 минут уйдет всего три. От «Каширской» до «Текстильщиков» — не 30 минут, а вообще только две.

Самую длинную линию метро Москвы будут обслуживать три депо. Предполагается, что в сутки по ТПК станут курсировать от 30 до 40 пар поездов. Восток достанется депо «Нижегородское», которое разместится на территории бывшего завода имени Войтовича, юг — депо «Замоскворецкое» или «Братеево», а запад и северо-запад — электродепо «Фили». На севере ТПК пройдет в одной-двух станциях от первого кольца, на юге расстояние между кольцами больше — до 10 километров. 16 станций второго кольца расположатся на пересечении с радиальными линиями.

По оценкам экспертов, новая линия метро уменьшит нагрузку на радиальные ветки столичной подземки на 30-50 процентов. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин приводит следующие данные: сейчас загрузка метро в час пик составляет семь человек на квадратный метр. После строительства второго кольца этот показатель снизится до 4,5 человека на квадратный метр.

В свою очередь, директор Московского транспортного союза Юрий Свешников в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что эффективность второго кольца метро для пассажиров можно сравнить со вводом Третьего транспортного кольца для автомобилистов: «В начале двухтысячных годов в пределы Садового кольца въезжало 78 процентов транзитных автомобилей. С вводом Третьего транспортного их число уменьшилось примерно на 35 процентов».

Похожими категориями мыслит и эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков, подчеркнувший, что сейчас загрузка в часы пик на некоторых перегонах превышает норму в полтора раза. Ввод второго кольца это превышение ликвидирует.

На этапе проектирования Третьего пересадочного контура среди архитекторов разгорелись ожесточенные споры. Одни считали, что движение должно быть кольцевое, другие выступали за строительство нескольких хорд. В частности, проект четырех хорд (хордовое развитие Московского метрополитена — тип проектировки линий, при котором строящиеся участки, хорды, имеют пересадки вне Кольцевой линии — прим. «Ленты.ру») обсуждался еще в 80-е годы прошлого века. В итоге предпочтение все-таки отдали кольцевому движению, и пассажирам придется делать меньше пересадок.

Этими новшествами планы правительства Москвы не ограничиваются. Сергей Собянин отмечает, что параллельно с третьим пересадочным контуром будет строиться Малое кольцо железной дороги — наземный пересадочный контур. Правда, эту идею сложно назвать новаторской — проект реконструкции активно разрабатывался еще в 2008-2009 годах, а впервые такие планы озвучивались еще Юрием Лужковым. К настоящему времени известно, что Малое кольцо образует 31 остановочный пункт. Построить их планируется к 2016 году. В городской наземной электричке будет 7-10 вагонов общей вместимостью 1,7 тысячи пассажиров. По состоянию на август 2014 года строительно-монтажные работы выполнены более чем на 40 процентов.

В 2014-м в московском метро открылась станция «Спартак». До конца года должны заработать станции «Котельники», «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». Последние три — продолжение Сокольнической линии, первые в Новой Москве. За 2013 год было введено шесть станций. Всего по планам столичного правительства с 2011 по 2020 год в столице построят более 160 километров линий метро и 78 новых станций.